Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.
Ведение ……………………………………………………………………..………….….3
Глава 1. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федераци……...5
1. 1. Специфика правового статуса судей в Российской Федерации…...……...............5
1.2. Порядок назначения и требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи ……………………………………………………………………….…6
1.3. Правовой статус судей в Российской Федерации и его обеспечение .…………..11
Глава 2. Судебная система Российской Федерации………………………………..15
2.1. Судебная система Российской Федерации. Понятие и основы построения ……15
2.2. Судебное звено и судебные инстанции …………………………………………...16
2.3. Перспективы развития Российской судебной системы ………………………….18
Глава 3. Гарантии независимости судей…………………………………………… 23
Заключение…………………………………………………………………………….. 25
Глоссарий…………………………………………………………………………..…....27
Список используемых источников………………………………………………......30
Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» ( ст.8 Закона о статусе судей).
Присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ.
Требования предъявляемые законодателем к кандидату в судьи обусловлены очевидными обстоятельствами: молодой человек, не достигший требуемого возраста не сможет полноценно осуществлять деятельность по осуществлению правосудия из-за недостатка жизненного опыта; не имеющему достаточного юридического опыта специалисту будет сложно ориентироваться в весьма динамично меняющемся законодательстве, а поскольку суд действует от имени Российской Федерации, то, безусловно, судья должен быть гражданином России. Требования предъявляемые к образованию тоже являются оправданными, поскольку судье зачастую приходится разбираться в крайне сложных ситуациях, требующих хорошего знания, как фундаментальных теоретических наук, так и специальных познаний в прикладных практических дисциплинах.
1.3. Правовой статус судей в Российской Федерации и его обеспечение
Судебная власть в России принадлежит только судам. Суд, пользующийся судебной властью, - исключительно государственный орган. Существующие общественные по сути организации, в названии которых содержится слово «суд», судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции РФ и соответствующих законах, не обладают. Понятие «суд» может применяться и в иных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т. д.
Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127).
Ответственный характер выполняемых судами задач обусловливает повышенные требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе.
Для них устанавливаются повышенные цензы. Судья должен соответствовать высоким профессиональным и нравственным стандартам, которые сформулированы непосредственно в законе и потому приобретают правовое значение. Судья как личность должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Он должен оберегать свое достоинство и достоинство всего судейского сообщества (см. ст. 3 Закона о статусе судей).
Судьи должны иметь свой профессиональный нравственный кодекс[5], призванный устанавливать правила поведения судей, как в профессиональной, так и во внеслужебной деятельности. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии. Квалификационная коллегия судей может прекратить его полномочия в соответствии со ст. 14 Закона о статусе судей.
Таким образом, судья - носитель судебной власти (ст. 1 Закона о статусе судей), а его профессиональные и нравственные качества невозможно разделить.
Следует понимать, что наделение гражданина полномочиями судьи это огромная ответственность. Судье не стоит забывать, что гарантированные Законом неприкосновенность и независимость не являются синонимом вседозволенности.
За 2005-2007 гг. квалификационные коллегии судей выполнили значительный объем работы. Во всей судебной системе России было наложено дисциплинарных взысканий на руководителей судов и судей:
- в первом полугодии 2005 года - 191, в их числе: 180 в системе судов общей юрисдикции (47 в виде досрочного прекращения полномочий, 133 в виде предупреждения), 11 - в системе арбитражных судов (4 в виде досрочного прекращения полномочий и 7 в виде предупреждения);
- в первом полугодии 2006 года - 209, в их числе:
190 в системе судов общей юрисдикции (39 в виде досрочного прекращения полномочий и 151 в виде предупреждения), 19 - в системе арбитражных судов (3 в виде досрочного прекращения полномочий и 16 в виде предупреждения);
- в первом полугодии 2007 года - 207, в их числе:
192 - в системе судов общей юрисдикции (36 в виде досрочного прекращения полномочий и 156 в виде предупреждения), 15 в системе арбитражных судов (4 в виде досрочного прекращения полномочий и 11 в виде предупреждения).
Согласно данным, представленным квалификационными коллегиями судей, по решениям 7 коллегий дано согласие Генеральному прокурору Российской Федерации на возбуждение уголовных дел в отношении 8 лиц. В их числе:
- бывший мировой судья судебного участка № 16 Воскресенского района Московской области Карькова О.Ю. по признакам преступлений, предусмотренных ст. 292 и ч.1 ст. 305 УК РФ;
- председатель Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Медведева И.А. по признакам преступлений, предусмотренных ст.292 и ч.1 ст.305 УК РФ;
- бывший заместитель председателя Ленинского районного суда г. Тюмени Тюменской области Ильина А.Е. по признакам преступлений, предусмотренных ст. 290 и ч.1 ст. 305 УК РФ.
Согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в первом полугодии 2007 года:
возбуждены уголовные дела в отношении судьи Арбитражного суда Республики Ингушетия Цицкиева Б.У., председателя Донецкого городского суда Ростовской области Пожидаевой Л.И., судьи Советского районного суда г. Волгограда Чернобая И.А.;
в соответствующие суды направлены уголовные дела с обвинительными заключениями в отношении судьи Трусовского районного суда г. Астрахани Ершовой О.И. и мирового судьи из Свердловской области Ананьина С.В.[6]
Решение квалификационной коллегии судей по вопросам, связанным с привлечением судей к ответственности, может быть также обжаловано в судебном порядке. Так например, Решением Квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан от 19 ноября 2004 года удовлетворено представление И.О. председателя Верховного суда Республики Башкортостан о привлечении Х. к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения его полномочий судьи и председателя Куюргазинского районного суда с 19 ноября 2004 года с лишением второго квалификационного класса в связи с совершением им поступка, позорящего честь и достоинство судьи, подрывающего и умаляющего авторитет судебной власти.
Х. обжаловал состоявшееся Решение в Верховный суд Республики Башкортостан.
Судом установлено, что в ночь с 27 на 28 декабря 2003 года в г. Салавате пешим патрулем ДПС при несении службы была остановлена для проверки документов автомашина ВАЗ 21110 гос. номер В 170 УУ, которой управлял Х.
При проверке документов работники ДПС почувствовали от водителя Х. резкий запах алкоголя, в связи, с чем он был отстранен от управления автомобилем, ему было предложено пройти медицинское освидетельствование, от которого последний отказался, о чем был составлен протокол об административном правонарушении.
При составлении протокола Х. представился вначале судебным приставом, а после составления протокола предъявил удостоверение судьи.
Изучив доводы жалобы, суд пришел к выводу об оставлении Решения Квалификационной коллегии без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Допускается пересмотр решений квалификационной коллегии судей по вновь открывшимся обстоятельствам. Основаниями для пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам являются такие обстоятельства, которые не были известны квалификационной коллегии судей и сами по себе или вместе с ранее установленными обстоятельствами дают основание для принятия другого решения.
2.1. Судебная система Российской Федерации. Понятие и основы построения.
Судебная система - это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-
Основой построения судебной системы является Конституция Российской Федерации (глава 7) и Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Судебную систему образуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ (ст.4 Закона о судебной системе).
Федеральный суд это орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом( другие федеральные суды).
Система федеральных судов состоит из трех блоков(ветвей, подсистем) различающихся по компетенции и устройству: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции; 3) арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ - единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, указанные в ст.125 Конституции РФ. Каких-либо других судов иного уровня с аналогичными функциями в России не существует.
Федеральные суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, осуществляющих судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным делам, относящимся к их подсудности. К судам общей юрисдикции относятся: Верховный суд РФ; Верховные Суды республик, краевые и областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов; районные (городские) суды. Кроме перечисленных, к судам общей юрисдикции относятся также военные суды, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Их состав, компетенция, порядок образования определяются Федеральным Конституционным законом от 23 июля 1999 года « О военных судах Российской Федерации».
Арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ, осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и рассматривают другие дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом.
К судам субъектов относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи являющиеся судами общей юрисдикции. Правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах устанавливает не федеральный законодатель, а сам субъект РФ. Финансирование уставных судов осуществляется из бюджета субъекта.
Законодателем установлен исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанными законами, не допускается.
Вместе с тем, Конституция РФ не исключает возможности создания судов специальной юрисдикции – ювенальных (по делам несовершеннолетних), административных.
2.2. Судебное звено и судебные инстанции
Суды, входящие в судебную систему, различаются по объему полномочий, т.е. совокупностью прав и обязанностей. Суды, наделенные однородными полномочиями являются звеньями судебной системы.
Судебная система Российской Федерации устроена по трехзвенному принципу, т.е. все системы судов включают по три звена.
Система судов общей юрисдикции устроена следующим образом:
-основное звено - районные, городские (в городах без районного деления);
-среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов;
- высшее звено – Верховный Суд РФ.
Военные суды включают следующие подсистемы:
- основное звено – гарнизонные военные суды;
-среднее звено – окружные (флотские) военные суды
-высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Кроме подразделения судов на звенья судебной системы, суды подразделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй инстанции( апелляционной и кассационной) и суды надзорной инстанции.
Судом первой инстанции является суд, уполномоченный на непосредственное ( по существу) исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему именем Российской Федерации соответствующего судебного акта.
Суд второй инстанции (апелляционной или кассационной) проверяет законность, обоснованность и справедливость судебных актов, не вступивших в законную силу, вынесенных судом первой инстанции, по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. Апелляция заключается в том, что по жалобе кого-либо из участников процесса, имеющих право на обжалование, или по представлению прокурора, суд второй инстанции проводит новое судебное разбирательство, включающее повторное исследование доказательств. Апелляционный порядок обжалования предусмотрен только в отношении судебных актов вынесенных мировыми судьями.
Кассационной инстанцией является суд, вышестоящий по отношению к суду, судебный акт которого обжалуется. Кассация предполагает проверку соблюдения закона при расследовании и рассмотрении дела судом первой инстанции и правильности разрешения его по существу. В отличие от апелляционной инстанции производство в суде кассационной инстанции не связано с повторным рассмотрением дела.