Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.
Ведение ……………………………………………………………………..………….….3
Глава 1. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федераци……...5
1. 1. Специфика правового статуса судей в Российской Федерации…...……...............5
1.2. Порядок назначения и требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи ……………………………………………………………………….…6
1.3. Правовой статус судей в Российской Федерации и его обеспечение .…………..11
Глава 2. Судебная система Российской Федерации………………………………..15
2.1. Судебная система Российской Федерации. Понятие и основы построения ……15
2.2. Судебное звено и судебные инстанции …………………………………………...16
2.3. Перспективы развития Российской судебной системы ………………………….18
Глава 3. Гарантии независимости судей…………………………………………… 23
Заключение…………………………………………………………………………….. 25
Глоссарий…………………………………………………………………………..…....27
Список используемых источников………………………………………………......30
Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.
Рассмотрев правовой статус судов и судей в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к пониманию принципа построения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с отправлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.
Знание системы гарантий независимости судей позволяет постичь многообразие правовых форм отправления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации.
Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов о судоустройстве.
Система прав и обязанностей судей - как субъектов отправления правосудия в Российской Федерации, должна строится на объективной и научно упорядоченной основе. В конечном итоге - это будет способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач.
№ п/п | Понятие | Определение |
11 | Арбитражный суд | в РФ и ряде др. стран разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции). Согласно ст. 22 АПК РФ А.с. подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: а) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; б) между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ. А.с. рассматривает иные дела, в том числе: об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. Являются федеральными судами. Систему А.с. составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные А.с. округов; А.с. субъектов РФ. |
22 | Верховный Суд | высшее судебное учреждение государства. В компетенцию B.C., как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.п.); рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц и о наиболее важных государственных преступлениях. Кроме того, B.C. обычно является высшей апелляционной инстанцией, в которую обжалуются решения всех нижестоящих судов страны. |
33 | Конституционный суд | в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ) он считается судом особой категории и входит соответственно в судебную систему, в других (ФРГ, Италия, Румыния, Болгария, Монголия)-особым органом контроля, не относящимся к судебной власти. Члены К.с. либо избираются парламентом (ФРГ, Хорватия), либо назначаются главой государства (Кипр); иногда члены К.с. назначаются парламентами и другими органами власти и юстиции (напр., в Италии К.с. в равных долях назначается президентом, парламентом и магистратурой). Наряду с осуществлением конституционного контроля К.с. имеет право толковать конституцию, решать вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривать споры о компетенции и т.д. |
44 | Независимость судей
| конституционный принцип правосудия в демократических государствах, означающий, что судьи, народные заседатели, присяжные заседатели разрешают дела на основе закона, в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие. Согласно ст. 120 Конституции РФ 1993 г., судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
|
55 | Правосудие | форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Осуществление П. судом осуществляется в установленном законом процессуальном порядке. Согласно ст. 118 и 123 Конституции РФ конституционными принципами П. являются: а) осуществление П. только судом; б) открытое разбирательство дел во всех судах (исключения определяются федеральным законом); в) заочное разбирательство уголовных дел не допускается (исключения устанавливаются федеральным законом); г) судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. |
66 | Судья | должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти |
77 | Судебная система | совокупность всех судов данного государства. Каждое из звеньев С.с. представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. В РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В настоящее время в С.с. РФ входят суды трех категорий: обычные суды (суды общей компетенции и военные суды), арбитражные суды и конституционные (уставные) суды. Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. |
88 | Судебная власть | в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права. |
99 | Судебная инстанция | стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В гражданском и уголовном процессе РФ различают суды первой, кассационной и надзорной инстанций. С принятием АПК 1995 г. впервые после 1917 г. восстановлена также апелляционная инстанция (в арбитражном процессе). |
110 | Уголовное дело | дело, возбужденное в установленном законом порядке в каждом случае обнаружения признаков преступления. Рассматривается и разрешается судом по материалам дознания и предварительного следствия или протокольной формы досудебной подготовки материалов |
1. | Конституция РФ. Федеральное конституционное право России. Основные источники//М., 1996
|
2. | Федеральный закон «О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г.//СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1455
|
3. | Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
|
4. | Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399
|
5. | Проблемы реформирования судебной системы в Российской Федерации//Государство и право, № 7, 1995 г.
|
6. | Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 1996
|
7. | Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник//М., 1996
|
А |
30