Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:29, реферат
Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.
Достижение цели требует выполнение следующих задач:
· проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;
· рассмотреть виды субъектов РФ;
· выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;
· рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Ситуации, когда в одном или нескольких заинтересованных субъектах референдум признан несостоявшимся или его результаты недействительными, регулируются пунктом 1.3 статьи 11 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В таких случаях, если в остальных заинтересованных субъекты вопрос референдума решился положительно, в течение 45 дней проводится повторное голосование. Если же вопрос референдума не получил одобрения хотя бы одного из заинтересованных субъектов, повторная инициатива тех де заинтересованных субъектов может быть выдвинута не ранее чем через год (п.3 ст.11 указанного выше ФКЗ).
4. Проект федерального
конституционного закона об
В случае если на референдумах были приняты соответствующие решения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, Президент РФ может внести на рассмотрению в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, о чем сказано в пункте 1 статьи 12 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованных субъектов РФ (в случае действия п.2 ст. 5 настоящего ФКЗ). Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 12, проект федерального конституционного закона должен содержать заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки для урегулирования вопросов формирования органов государственной власти нового субъекта РФ, функционирования на территории нового субъекта территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных судов, государственных органов и организаций заинтересованных субъектов РФ. Также в заключительных и переходных положениях регулируются вопросы правопреемства нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных субъектов РФ в отношениях с органами государственной власти РФ, другими субъектами Федерации, иностранными государствами и международными организациями; вопросы внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет на текущий год, если это необходимо, и действия законов, нормативных правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта Федерации.
В соответствии со статьей 13 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», пунктом 2 статьи 108 Конституции[41] Российской Федерации федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта Российской Федерации считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подписывается Президентом Российской Федерации и обнародуется.
В соответствии с указанными нормами 25 марта 2004 года был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».
Проблема государственного
устройства наряду с проблемой формы
правления относится к
Вопрос государственного
устройства чрезвычайно важен, каждая из его
форм имеет специфические черты. Нисколько
не умаляя роли унитарного государства,
преобладающего в современном мире, тем
не менее акцентируем внимание на федеративном
государстве. Федеративное устройство
- разновидность государственного устройства,
являющегося необходимым институтом конституционного
права каждой страны. Государства по-разному
определяют свое внутреннее устройство
в зависимости от исторических традиций,
национального состава населения и других
факторов. Территориально крупные государства
(Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия,
Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР)
принимают федеративную форму государственного
устройства - одни по соображениям решения
национального вопроса, другие в силу
невозможности эффективного демократического
управления из одного центра. Устанавливая
ту или иную форму государственного устройства,
конституция любого государства распределяет
или, наоборот, концентрирует властные
полномочия, тем самым, предопределяя
правовую базу решения проблем общественного
развития. Представляется, что при определении
понятия "государственное устройство"
в центре внимания призваны быть: состав
государства, его субъекты, соотношение
власти центра и регионов, мест, административно-
1. Понятие
и формы государственного
Наиболее удачное определение государственного устройства выглядит следующим образом: внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации
Существует две разновидности государственного устройства: унитарная и федеративная.
Унитарное государство представляет собой единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие признаки:
единый центр государственной власти - единая система высших и центральных органов власти;
одна система законодательства;
единое гражданство;
единая судебная система;
одноканальная система налогов;
административно-
Федерация (от лат. federatio - союз, объединение) - сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.
Основные признаки федерации:
определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов;
двухуровневая система законодательства - общефедеральная и субъектов;
субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;
в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);
двухканальная система налогов;
разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.
Федерализация - это процесс создания федеративного государства, децентрализации в федеративном государстве.
Субъект федерации - промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.
Федеральный центр - в нем сосредоточены важнейшие органы федеральной власти: законодательные, исполнительные, финансово-бюджетные, судебные и информационные органы; взаимодействие этих органов одновременно обеспечивает интеграцию всего гражданского сообщества и компромисс власти как по вертикали, так и по горизонтали.
В контексте
рамочного государства
по горизонтали - политического взаимодействия;
по вертикали - между отдельно взятым субъектом и федеральным центром;
между федеральным центром и отдельными группами субъектов
В теории государства и права различают симметричные и асимметричные федерации.
Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.
Среди асимметричных выделяют три основных формы:
федерация, где наряду с субъектами федерации в ее состав входят и другие территориальные образования, управление которыми осуществляется специально назначенным из центра должностным лицом;
федерация, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (например, Россия);
так называемая скрытая асимметрия, в которой однопорядковые субъекты не во всем равны.
В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованной федерации федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответствующими полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованной федерации федеральными органами передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.
Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.
Наличие у субъектов суверенитета и права свободного выхода предполагает не федеративную форму государственного устройства, а конфедеративную. Конфедерация - это договорное международно-правовое образование с элементами конституционного регулирования, созданное в целях координации политики, основанное на союзе суверенных государств, сохраняющих равноправие в конфедерации и не признающих ее верховенство (в прошлом такими были США, Швейцария, Германский союз)
Существуют также смешанные формы государственного устройства,
как правило, переходные от унитарного
к федерации и от федерации к унитарному
государству. В таких государствах наряду
с субъектами федерации существуют административно-
Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности. Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, то есть проживают на данной территории с далеких времен. Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном обществе, а других - создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство - исключить основу для межнациональных конфликтов.
Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов.
2. Исторические этапы российского федерализма
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1) создание основ социалистического федерализма (1918 - 1936 гг.)
2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937 - 1985 гг.)
3) реформы государственного
устройства перед принятием
Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление "национального гнета". Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Российская федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России, но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР.
Принятая 10 июля 1918 г. Конституция РСФСР закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. На первом этапе формирования федеративного государства существовала единственная форма автономии - автономная республика, на следующем этапе созданы трудовая коммуна и автономная область. Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свою государственную структуру, конституцию или закон, выполняющий ее функции. Автономные трудовые коммуны и автономные области не имели атрибутов государственности в отличии от республик.
Вступление РСФСР в состав СССР совпало с этапом завершения становления самой РФ. В 1923 г. происходят значительные изменения форм автономии: упраздняются автономные трудовые коммуны, которые преобразуются в автономные республики, возникает новая форма автономии - национальный округ (первым образован Коми-Пермяцкий).
В Конституции РСФСР 1925 г. вопросам автономии была посвящена специальная глава, в Основном законе были установлены две формы автономии - автономная республика и автономная область.
Информация о работе Конституционно-правовой статус субъектов РФ