Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:29, реферат

Описание

Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.
Достижение цели требует выполнение следующих задач:
· проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;
· рассмотреть виды субъектов РФ;
· выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;
· рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Работа состоит из  1 файл

семинар3.doc

— 385.50 Кб (Скачать документ)

Принятая 21 января 1937 г. Конституция РСФСР закрепила  наличие в составе России 17 автономных республик и 6 автономных областей, во всех автономных республиках были приняты свои конституции.

Развитие федеративного  устройства в период с 1937г. до принятия Конституции РСФСР 1978 г., носило сложный  и противоречивый характер: в период Великой Отечественной войны начался процесс ликвидации автономных образований, населенных представителями национальностей: балкарцев, ингушей, крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и других. После XX съезда КПСС вновь начала возрождаться государственность репрессированных народов, их права восстанавливались; в связи с присоединением новых территорий в состав РСФСР включались новые автономные образования.

Конституцией  РСФСР 1978 г. утверждалось, что в составе  РСФСР существовало 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Значительным  шагом в развитии РСФСР явилось  принятие 12 июня 1990 г. первым Съездом  народных депутатов РСФСР Декларации "О государственном суверенитете Российской Федеративной Социалистической Республики".

Распад СССР привел к развитию сепаратистских настроений в национально-государственных образованиях, входящих в состав РФ. На IV Съезде народных депутатов России была призвана необходимость повысить правовой статус всех автономных республик, исключив из их наименования слово "автономия", следствием чего явилось установление нового официального названия этих республик - "республики в составе РСФСР".

В условиях усилившихся  центробежных тенденций, создававших  опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Федеративный договор - совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией в лице ее президента и органами государственной власти субъектов РФ в лице их высших должностных лиц или глав администраций.

Первый из договоров касался разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Он установил предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения, закрепил неизменность территории и статуса республики без ее согласия. Республики были признаны самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, земля и ее недра объявлялись достоянием народов, проживающих на территории республик. В отдельно принятом Протоколе к этому Договору республики заявили о необходимости обеспечить предоставление не менее 50% мест в одной из палат Парламента РФ представителям республик, автономных областей и автономных округов. Договор был подписан представителями 19 республик.

Второй  Договор - о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - включал аналогичный круг вопросов, но предусматривал меньше прав для этих государственных образований. В Протоколе к Договору края, области и другие субъекты РФ просили Верховный Совет РФ расширить их права по ряду вопросов.

Третий  Договор устанавливал разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ. Договором признается суверенный характер республик в составе РФ. Субъектами РФ наряду с республиками признаны края, области, автономные области и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, во многом расширены права всех субъектов РФ, подробно разграничены предметы ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.10 апреля 1992 г. Федеративный договор включен в качестве составной части в Конституцию. На IV Съезде народных депутатов 21 апреля 1992 г. официальное название страны вместо Российской Советской Федеративной Социалистической Республики было изменено на Российская Федерация - Россия.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., в ст.1 провозгласила, что Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, По форме правления Россия президентская республика с элементами парламентской республики. Конституция РФ наделяет Президента значительными полномочиями. Президент - глава государства, верховный главнокомандующий, гарант Конституции, определяет основные направления внешней и внутренней политики, назначает с согласия Государственной Думы Председателя правительства, по предложению последнего - министров, возглавляет Совет Безопасности, вводит военное положение, при определенных условиях распускает Государственную Думу и прочее. Высшим представительным и законодательным органом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. По форме государственного устройства Россия - федерация договорно-конституционная, ассиметричная, построенная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признаку. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов а РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. В ст.65 главы "Федеративное устройство" Конституция установила, что в составе РФ находятся 89 субъектов. Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами: сепаратизм республик, то есть их выход из состава РФ, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов - с другой. Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

3. Принципы  федеративного устройства

 

Статья 5 Конституции  РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

Государственная целостность гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей территории и в международных отношениях принадлежит только РФ, а не ее субъектам. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ.

1. Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ. Суверенитет РФ, в силу Конституции РФ, исключает существование 2 уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ. Конституция РФ связывает суверенитет РФ, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе РФ, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в РФ, который реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве.

2. Территориальное единство - РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов, на эту территорию распространяется суверенитет РФ. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Отношение между территорией РФ и территорией субъектов Федерации самое простое: первая включает в себя территории своих субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.

3. Единство государственной власти - единство системы органов государственной власти - в соответствии со ст.77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. В пределах единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и Федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

4. Юридическое равноправие субъектов РФ - согласно ст.5 Конституции РФ Россия состоит из равноправных субъектов РФ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Равноправие означает равные возможности в обладании и осуществлении прав и обязанностей. Фактически различные субъекты РФ обладают различными политическими, экономическими правами.

5. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Закрепляя принцип самоопределения народов в РФ, законодатель имеет в виду не самоопределение их в виде собственного государства. Данный принцип понимает под понятием народ (население) субъект РФ как территориально-политическую общность.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип должен применяться при обязательном соблюдении принципов - конституционности, верховенства Конституции РФ и федерального законодательства, равноправия субъектов РФ, соблюдения прав и интересов субъектов РФ, баланса интересов Федерации и регионов, добровольности заключения договоров и соглашений, обеспеченности финансовыми, материально-техническими, природными, энергетическими и другими ресурсами.

4. Предметы  ведения Российской Федерации

 

Проблема определения  компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. закрепил принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения и полномочия органов Федерации можно условно разделить на несколько групп:

1. Вопросы государственного строительства:

принятие и  изменение Конституции РФ и федеральных  законов, контроль за их исполнением;

федеративное устройство и территория Федерации;

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

установление  системы федеральных органов  законодательной, исполнительной и  судебной властей, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;

федеральная государственная  служба;

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:

федеральная государственная  собственность и управление ею;

установление  основ федеральной политики и  федеральной программы в области  государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального  развития Федерации;

установление  правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные  фонды регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе

3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности:

внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;

внешнеэкономические отношения РФ;

4. Вопросы обороны и охраны границы:

оборона и безопасность, оборонное производство, определение  порядка продажи и покупки  оружия, боеприпасов, военной техники  и другого имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

определение статуса  и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ

5. Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:

судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

федеральное коллизионное право

6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и другие:

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая  система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет

7. Государственные награды и почетные звания РФ.

5. Предметы  совместного ведения Федерации  и ее субъектов

 

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени, как Федерации, так и ее субъектов. В предметах совместного ведения и полномочиях органов Федерации и ее субъектов, закрепленных в 14 пунктах ст.72 Конституции РФ, можно выделить несколько групп:

Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных  правовых актов краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

Информация о работе Конституционно-правовой статус субъектов РФ