Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:34, курсовая работа
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.
Введение…………………………………………………………стр. 2
Глава 1. История возникновения и развития
Конституционного Суда РФ…………………………стр. 3
Глава 2. Полномочия, состав, порядок образования
Конституционного Суда РФ…………………………стр. 7
2.1 Полномочия……………………………………...стр. 7
2.2. Состав и порядок образования…………………стр. 12
Глава 3. Организация работы, аппарат
Конституционного Суда РФ…………………………..стр. 14
3.1. Организация работы………………………………стр. 14
3.2. Аппарат…………………………………………….стр. 18
Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ.
Их виды, содержание, форма
и юридическое значение……………………………….стр. 20
Глава 5. Практика Конституционного Суда РФ………………..стр. 24
Заключение………………………………………………………..стр. 29
Список использованной литературы…………………………….стр. 30
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов,
нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации,
б) конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов
в) договоров между
органами государственной
г) не вступивших
в силу международных
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными
органами государственной
б) между органами
государственной власти РФ и
органами государственной
в) между высшими
государственными органами
3) по жалобам на нарушения
конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов
проверяет конституционность
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о
соблюдении установленного
6) выступает с законодательной
инициативой по вопросам
7) осуществляет иные полномочия,
предоставляемые ему
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.11[11]
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.12[12]
Если провести сравнительный
анализ полномочий Конституционного Суда
РФ по законодательству 1991 г. и его
полномочий по Федеральному закону 1994
г. можно сделать вывод, что сузилась
сфера контроля Конституционного Суда
за актами исполнительной власти. Изъята,
содержавшаяся в ст.165 Конституции
РФ (ред. 21.04.92) норма о разрешении
Конституционным Судом РФ дел
о конституционности не только актов
Президента, правительства и т.д.,
но наряду с ними и актов "федеральных
органов исполнительной власти",
что давало основания говорить об
ориентации судебного конституционного
контроля и на акты министерств, ведомств,
и т.д. В то же время это ограничение
сферы юрисдикции Конституционного
Суда может быть оценено как "работающее"
не только на его деполитизацию, но
прежде всего - его разгрузку с
целью эффективной работы по иным
основным направлениям. Во-вторых конституционный
контроль актов федеральных органов
ограничен актами высших звеньев
законодательной и
Закон о Конституционном
Суде РФ более ясно и детально урегулировал
вопросы касающиеся дел о конституционности
законов по жалобам на нарушения
конституционных прав и свобод граждан.
Данное полномочие суда имеет важнейшее
значение в деле правовой защиты личности.
Положения предыдущего акта, касающиеся
конституционности
Изменены полномочия Конституционного Суда , связанные с процедурой отрешения Президента от должности. Теперь Конституционный Суд дает лишь заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности, как это было ранее. Такие действия Конституционный Суд принимает по запросу Совета Федерации. Если Суд принимает решение о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, то предусмотренное Конституцией рассмотрение обвинения прекращается. Во всех остальных случаях окончательное решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации.
Конституционный Суд РФ согласно новому законодательству утратил ряд полномочий, имевшихся у него ранее. Из компетенции этого органа исключено рассмотрение дел о конституционности партий, общественных объединений, действий и решений всех высших должностных лиц РФ и ее субъектов, о даче заключений о наличии оснований для их отречения от должности. Теперь нет у Конституционного Суда и права давать заключения о наличии у соответствующих должностных лиц стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с их деятельностью полномочия. По-новому решен ряд вопросов, связанных с субъектами, которые вправе возбуждать дела в Конституционном Суде. Ранее действовавшее законодательство предоставляло Суду право рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Такая практика имеет место и в некоторых зарубежных государствах, новое законодательство не предоставляет Конституционному Суду права рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Таким образом, обеспечивается принцип объективности и беспристрастности в деятельности этого органа. Ранее с запросами в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности мог обратиться любой депутат парламента, теперь - пятая часть состава каждой из палат парламента. Право возбуждения дел в Конституционном Суде общественными организациями ограничивается в настоящее время лишь возможностью подачи жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Все это призвано предотвратить перенесение политических вопросов и дебатов в зал Конституционного Суда.14[14]
Проведенный анализ свидетельствует о том, что новое законодательство расширило полномочия Конституционного Суда путем предоставления ему новых прав. Речь идет о проверке конституционности законов по запросам судов и праве толкования Конституции Российской Федерации. В арсенале Конституционного Суда РФ две формы толкования конституционных норм.
Одна из них свойственна
всем конституционным судам и
составляет основное содержание их деятельности:
это - толкование конституционных норм
и положений в связи с
Вторая форма - это так называемый прямой запрос о толковании, которое не связано с решением вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда. Возможность такого прямого запроса - достаточно редкое явление. В зарубежной практике судебного конституционного контроля встречается (как это было, например, в ФРГ) в первые годы действия новой Конституции. Такова ситуация в России, где новая Конституция 1993 г. отличается во многих отношениях от предыдущих и к тому же является Конституцией жесткой: вносить в нее поправки достаточно сложно. Отсюда и предоставленная определенной категории субъектов конституционного права возможность обратиться с прямым запросом о толковании в Конституционный Суд РФ и обязанность Суда дать толкование той или иной нормы Конституции, соотношения норм, правового содержания использованных в тексте понятий и т.п. Конституционный перечень правомочных на то субъектов включает: Президента РФ, каждую из палат Федерального Собрания, Правительства РФ, орган законодательной власти каждого из субъектов РФ (ч.5 ст.125)
Таким образом, Конституционный Суд имеет две возможности толкования Конституции: прямо предусмотренную Конституцией (ч.5 ст.125), по запросам перечисленных выше субъектов (ранее такого правомочия Конституционный Суд не имел) и имплицитно присущую при решении споров о конституционности нормативных актов, споров о компетенции и иных вопросов, отнесенных Конституцией к ведению Конституционного Суда РФ.
Примером реализации первой
возможности может служить
Остро стоит проблема, когда толкование связано с восполнением пробелов в конституционном тексте. Явный пробел в федеральном конституционном Законе о Конституционном Суде - отсутствие в нем указаний о каких-либо установках и принципах, из которых должен исходить Суд при прямом толковании Конституции.15[15]
Право толкования Конституции
несомненно способствует усилению роли
и престижа Конституционного Суда,
более полному раскрытию его
юридической природы и
2.2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ
Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.17[17] Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает
вопрос о назначении на должность
судьи Конституционного Суда РФ в
срок не позднее четырнадцати дней
с момента получения
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. 18[18]
Федеральным конституционным
законом о Конституционном Суде
устанавливается, что судьей Конституционного
Суда может быть квалифицированный
юрист с безупречной репутацией
в возрасте не моложе 40 лет и со
стажем работы по юридической профессии
не менее 15 лет. Судья Конституционного
Суда назначается на срок 12 лет. Назначение
на эту должность на второй срок
не допускается . Предельный возраст
пребывания в должности судьи - 70
лет. Судья Конституционного Суда РФ
считается вступившим в должность
с момента принесения им присяги.
Его полномочия прекращаются в последний
день месяца, в который истекает
срок его полномочий или в котором
ему исполняется семьдесят лет.