Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:34, курсовая работа
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.
Введение…………………………………………………………стр. 2
Глава 1. История возникновения и развития
Конституционного Суда РФ…………………………стр. 3
Глава 2. Полномочия, состав, порядок образования
Конституционного Суда РФ…………………………стр. 7
2.1 Полномочия……………………………………...стр. 7
2.2. Состав и порядок образования…………………стр. 12
Глава 3. Организация работы, аппарат
Конституционного Суда РФ…………………………..стр. 14
3.1. Организация работы………………………………стр. 14
3.2. Аппарат…………………………………………….стр. 18
Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ.
Их виды, содержание, форма
и юридическое значение……………………………….стр. 20
Глава 5. Практика Конституционного Суда РФ………………..стр. 24
Заключение………………………………………………………..стр. 29
Список использованной литературы…………………………….стр. 30
В случаях, когда может
потребоваться проверка соблюдения
установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной
измене или ином тяжком преступлении,
итоговое решение оформляется
Для принятия постановлений
и заключений установлены свои правила.
Приниматься такие итоговые решения
должны в закрытых совещаниях (пленарных
или в составе палат), на которых
вправе присутствовать только принимавшие
участие в разбирательстве
Для принятия решений требуется
большинство голосов
Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.
Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого ставится под сомнение, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости - и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.31[31]
Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.32[32]
В соответствии со ст.6 Закона
решения Конституционного Суда "обязательны
на всей территории РФ для всех представительных,
исполнительных и судебных органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций, должностных
лиц, граждан и их объединений".
Это общее положение о
Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.
Иные решения, как отмечено
в начале данного параграфа учебника,
выносятся в большинстве
Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы такое определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, при вынесении судом решения, которым дается толкование ранее принятого им решения.33[33]
Важнейшее значение для результативной деятельности Конституционного Суда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его решений. Прежнее законодательство по этому вопросу не высказывалось. Закон 1994 г. закрепил ряд гарантий в данной стадии процесса в Конституционном Суде , в соответствии с его ст.81 "неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения Конституционный Суд РФ влечет ответственность установленную федеральным законом". Однако эти гарантии закреплены в достаточно общей форме. Практика деятельности специализированных органов правовой охраны Конституции в нашей стране: Комитета Конституционного надзора СССР, Конституционного Суда России образца 1991 г. - свидетельствует о том, что многие их решения так и остались на бумаге ввиду отсутствия реального механизма их выполнения. Необходима разработка правового акта в этой важной области Конституционного судопроизводства. Целесообразно было бы вместе с тем включить основные нормы, касающиеся санкций, ответственности за невыполнение решений Конституционного Суда, в текст самой Конституции России. 34[34]
Глава 5. ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
Возобновление деятельности Конституционного Суда РФ привлекло внимание широких кругов населения России, и особенно юридической общественности. В значительной степени это определено теми ожиданиями, которые господствуют в обществе относительно возможностей Конституционного Суда в обеспечении соблюдения Конституции, охране прав и свобод граждан, укреплении правопорядка.35[35]
Выступать хранителем Конституции государства, обеспечивать соответствие законов и иных нормативных актов Основному закону - основная задача Конституционного Суда.
Почта Конституционного Суда
очень велика за пять месяцев 1995г. поступило
3101 обращение. Большинство поступивших
материалов (80%) отношения к Конституционному
Суду не имеют и дальнейшего движения
в Суде не получат. Остальные рассматриваются
Секретариатом Суда с точки зрения
их соответствия требованиям ст.40 Закона
о Конституционном Суде. Здесь
также происходит отсев по основаниям,
предусмотренным этой статьей. В
отношении определенной части этих
обращений Секретариат
Например:
Определение
Конституционного Суда
Российской Федерации
------------------------------
15 июня по делу о проверке конституционности
1995 г. части второй статьи 213 КЗоТ
город Москва Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.И.Шульженко и С.А.Мазанова .
Конституционный Суд РФ в составе председательствующего Т.Г. Морщаковой, судей М.В.Баглая. Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, Ю.Д.Рудкина, Н.В. Селезнева, О.И.Туинова, В.Г. Ярославцева,
с участием гражданина Г.И.Шульженко, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд РФ, руководствуясь ст.125 (часть 4) Конституции РФ, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части второй статьи 213 КЗоТ РФ.
Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", явились жалобы граждан Г.И.Шульженко и С.А.Мазанова на нарушение их конституционных прав примененной судами в их делах нормой части второй статьи 213 КЗоТ РФ.
Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ содержание нормы части второй статьи 213 КЗоТ РФ, ограничивающей оплату вынужденного прогула при незаконном увольнении годичным сроком.
Учитывая, что жалобы Г.И.Шульженко и С.А.Мазанова касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд РФ в соответствии со ст.48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" соединил указанные жалобы в одном производстве.
Заслушав выступление судьи-докладчика Н.В.Селезнева, объяснения Г.И.Шульженко, изучив представленные материалы, Конституционный Суд РФ
установил:
1. Граждане Г.И.Шульженко
и С.А.Мазанов, незаконно
Эти жалобы послужили поводом к рассмотрению Конституционным Судом РФ дела о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда РФ, регулирующих данные вопросы. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 года эта правоприменительная практика, которая основывалась на применении в том числе и части второй статьи 213 КЗоТ РФ, была признана неконституционной.
2. Как установлено
5. Вместе с тем в
ходе настоящего судебного
На основании изложенного и руководствуясь ст.68, частью первой ст.71, частью первой, второй и пятой статьи 72, частью первой, второй и пятой ст.74, частью первой ст.75, частью первой ст.77 и ст.78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", Конституционный Суд РФ