Конституция РФ – Основной Закон государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание

Основными целями представленной работы являются: дать общую характеристику конституции, в том числе рассмотреть понятие, раскрыть сущность Конституции. А также изучить принципы и функции Конституции Российской Федерации, отразить юридические свойства и проанализировать структуру и значение конституции. А также научиться применять Конституцию на практике и ориентироваться в действующем законодательстве.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 3

Основная (теоретическая) часть.…………………………………… 4
Вопрос 1. Понятие и сущность Конституции РФ…………………… 4
Вопрос 2. Принципы и функции Конституции РФ…………………. 6
Вопрос 3. Юридические свойства Конституции РФ………………... 9
Вопрос 4. Структура Конституции РФ………………………………. 12

Практическая часть…………………………………………………... 16

Заключение…………………………………………………………….. 17

Список использованной литературы………………………………. 18

Работа состоит из  1 файл

Моя контрольная. Правоведение.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)
justify">     Одним из главных принципов конституции  является установление структуры власти государства: Президент – Федеральное Собрание – Правительство.

     Главой  государства является Президент  Российской Федерации, он является гарантом Конституции РФ.

     Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным  органом РФ.

     Исполнительную  власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

     Принципы  действия правосудия обозначены в главе посвященной судебной власти. Установлены принципы несменяемости и выборности судей. Их сутью является то, что все или основная часть судей в государстве должны избираться определенным представительным органом, а судья, избранный на определенный срок, не может быть произвольно смещен со своего поста до истечения этого срока.

     Согласно  п. 2 ст. 16 Конституции РФ «никакие другие положения Конституции не могут  противоречить основам конституционного строя». «Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы» (ст. 134 Конституции РФ). В юридическом смысле принципы непререкаемы. Особый статус принципов в системе конституционно-правовых средств позволяет использовать их для юридического выражения основных конституционных ценностей.

     Высокий уровень нормативности принципов  конституционного права позволяет  им выполнять роль не только конкретных регуляторов поведения участников конституционно-правовых отношений, но и выступать критерием для определения конституционности актов, действий и решений органов государственной власти4. 

     Функции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Согласно мнению Червонюк В.И. в учебном пособии «Конституционное право России», принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

  1. Юридическая функция: конституция является юридическим государственным документом, имеющим высшую юридическую силу и являющей юридической базой развития всей системы правоотношений в обществе. Юридическая функция характеризует служебную роль конституции в национальной правовой системе
  2. Идеологическая функция: способность конституции оказывать влияние на жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей и ценностей.
  3. Политическая функция: конституция – это компромиссный документ, устанавливающий основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и личности, определяющий базовые принципы функционирования политической системы. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в политической системе.
  4. Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст. 1-16 Конституции РФ). Учредительная функция указывает на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития.

 

      Вопрос 3. Юридические свойства Конституции РФ 

     Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов  текущего законодательства. К юридическим свойствам относятся: верховенство Конституции, ее прямое действие, признание Конституции базой текущего законодательства, особая правовая охрана Конституции, особый порядок ее принятия, изменения и пересмотра, стабильность Конституции5. Рассмотрим значения этих свойств подробнее:

    • Верховенство Конституции РФ проявляется по отношению ко всей системе законодательства государства. «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (п.2 ст. 4 Конституции РФ). Этим подчеркивается, что Конституция Российской Федерации, вместе с федеральными законами, возглавляет и скрепляет всю правовую систему государства. В п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации». А п. 1 ст. 15 Конституции РФ гласит «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Таким образом, урегулировано отношение законодательства к Конституции РФ существовавшего, как до её принятия, так и принятого впоследствии.

           Верховенство Конституции  РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием  конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

    • Прямое действие Конституции означает, что её действие проявляется не только через действие других законов и иных правовых норм, изданных на основе конституции, но и прямо, непосредственно, само по себе. Все субъекты права обязаны соблюдать и применять нормы конституции вне зависимости от того, получили ли они конкретизацию в иных правовых нормах.
    • Признание Конституции базой текущего законодательства (учредительный характер Конституции) Значение Конституции для развития национального законодательства проявляется в том, что Конституция определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации.
    • «Высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом ее тексте. В Конституции РФ говорится: Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15). Обязанность здесь закреплена в самой общей форме, скорее как общий принцип всей государственности, без установления ответственности за ее невыполнение»6.
    • Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый жесткий порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок Принятие конституции происходит посредством общенародного голосования (в этом выражается легитимность Конституции РФ). Порядок пересмотра и внесения поправок намеренно очень усложнен. Следует отметить, что глава 9 также вошла в список неизменяемых положений Конституции, так как именно она устанавливает порядок пересмотра и внесения поправок.

     В ст. 134 Конституции определен перечень субъектов, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Это Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы

     Помимо  главы 9 в Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2  и 3-8.

     Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» наряду с гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

     Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает  проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

     Поправки  к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются  в порядке, предусмотренном для  принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после  их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

     Под поправкой к Конституции РФ в  Федеральном законе от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.

     Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

     В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

 

      Вопрос 4. Структура  Конституции 

     Под структурой понимается принятый в ней  порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения7.

     Структура Конституции 1993 г. состоит из преамбулы (введения) и двух разделов. Первый раздел содержит основные положения Конституции и включает девять глав, состоящие из 137 статей. Второй раздел – это заключительные и переходные положения Конституции.

     Иногда  самой структурой конституции, то есть расположением глав, подчеркивается степень значимости тех или иных основных институтов8. В том числе такую значимость можно проследить уже в последовательности текста преамбулы, в которой в первую очередь утверждаются права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Затем устанавливается важность государственного единства, равноправия народов. Также подчеркиваются духовные исторические ценности, такие, как любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость; неотъемлемый взгляд в будущее государства на его поколения и их благополучие и процветание. В итоге Государство и Народ признает себя частью мирового сообщества.

     Таким образом, во введении объясняются причины и цели принятия Основного закона, хотя нормативного значения преамбула не несет.

     Первая  глава Конституции РФ «Основы  конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ и всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям.

     Центром тяжести российской конституции, на мой взгляд, является вторая глава  «Права и свободы человека и гражданина». Так как она состоит из 48 статей, и является самой массивной и основополагающей. В ст. 18 Контитуции сказано, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Следовательно, последующие главы Конституции, равно, как и все законодательство подчинены этому принципу и направлены на охрану данных прав и свобод. В этой главе устанавливаются равноправие всех граждан перед законом и между собой, независимо от пола, расы, отношения к религии, языка и проч. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации, право на образование, свобода труда, право на отдых. Предоставляется возможность создавать общественные организации, вести предпринимательскую деятельность. Устанавливается защита материнства, детства и старости. В то же время к числу обязанностей причислены лишь уплата налогов, защита Отечества, окружающей среды и культурного и исторического наследия.

Информация о работе Конституция РФ – Основной Закон государства