Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:29, контрольная работа
Вопрос 1. Проведите разграничение источников науки конституционного права и отрасли конституционного права.
Вопрос 2. Часть первая ст.1 Конституции гласит: "Республика Беларусь унитарное демократическое социальное правовое государство".
Вопрос 3. В литературе высказываются различные точки зрения о конституционной ответственности.
Вопрос 4. Существовала традиционная точка зрения о декларативном характере конституционных норм, которые для своей реализации нуждались в принятии закона, претворяющего в жизнь ту или иную статью Конституции. В настоящее время в науке утвержден тезис о необходимости прямого действия Конституции.
Вопрос 5. Известны четыре способа принятия Конституции: октроирование, специально созданный для этой цели орган, референдум, законодательный орган. Как была принята в 1994 году Конституция Республики Беларусь? Почему, на Ваш взгляд, потребовалось для принятия изменений и дополнений в Конституцию в 1996 году проведение референдума?
Вопрос 6. К какому виду республики по форме правления относится Республика Беларусь?
Минск
2010
Вопрос
1. Проведите разграничение источников
науки конституционного права и отрасли
конституционного права.
Как известно, в каждой стране складывается своя система источников права. Источники конституционного права имеют свои особенности.
Наука
конституционного права представляет
собой совокупность знаний о сущностных
чертах отрасли конституционного права,
добавленных учеными и
1) монографии – книги, посвященные одной теме.
2) диссертации – научные работы, за которые присуждаются ученые степени кандидата наук и доктора наук.
3) статьи журналов, материалы и тезисы конференций.
В
источники науки
Источники
отрасли конституционного права
– это документы, в которых
зафиксированы конституционно-
1) Конституция
2) решения республиканских референдумов
3)международные договоры
4) законы
5) указы Президента
6) постановления палат парламента, постановления правительства.
7) постановления и приказы республиканских органов государственного управления: министерств, государственных комитетов и иных органов.
8) решения местных референдумов
9) решения местных Советов депутатов
10) решения
местных исполнительных и распорядительных
органов.
Вопрос
2. Часть первая ст.1 Конституции гласит:
"Республика Беларусь унитарное
демократическое социальное правовое
государство". а) К какому виду относятся
конституционно-правовые отношения, опосредуемые
данной нормой? б) Каков характер данной
нормы? в) Определите содержание данных
конституционно-правовых отношений. г)
Приведите примеры аналогичных
по характеру норм Конституции.
А.) Вид отношений, опосредуемых данной нормой - общий
Б.) Данная норма является нормой-принципом
В.) Содержание данных конституционно-правовых отношений характеризуется тем, что статья включает конкретные права и обязанности, но эти права и обязанности являются косвенными: следуют, вытекают.
Г.)Аналогичные
нормы содержатся в статьях 2, 3, 6,
7, 16 и др.
Вопрос
3. В литературе высказываются различные
точки зрения о конституционной
ответственности. Одни авторы рассматривают
ее как позитивную (особое правовое
состояние, связанное с участием
субъекта в публично-правовых отношениях,
ответственность без вины), другие
включают сюда и негативную ответственность
(неблагоприятные последствия
Президент принял решение о роспуске Совета
Республики на основании заключения Конституционного
Суда.
На
мой взгляд, конституционная
Принятие решения Президентом Республики
Беларусь об освобождении от должности
члена Правительства не является проявлением
конституционной ответственности. В аргументацию
этого утверждения можно привести довод
о взаимоотношениях данных лиц. Так Правительство
подотчетно Президенту Республики Беларусь,
в свою очередь Президент назначает
(прямо или косвенно) фактически всех членов
Совета Министров, а значит, обладает правом
и освобождать от должности. Так же следует
помнить, что наиболее типичными случаями
проявления конституционно ответственности
являются: роспуск Парламента, роспуск
местного Совета депутатов, смещение Президента
и др. Таким образом, наиболее правильным
будет трактовать освобождение члена
Правительства как результат применения
мер дисциплинарноной ответственности.
Вопрос 4. Существовала традиционная точка зрения о декларативном характере конституционных норм, которые для своей реализации нуждались в принятии закона, претворяющего в жизнь ту или иную статью Конституции. В настоящее время в науке утвержден тезис о необходимости прямого действия Конституции. а) Обоснуйте значение для правовой системы непосредственного действия Конституции. б) Какие Вы знаете способы реализации Конституции? г) Может ли судья общего суда при вынесении решения сослаться на статью Конституции? Обоснуйте ответ.
А.) Прямое действие конституции - ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти. Значение этого явления велико. Прямое действие конституции означает, что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов. Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах.
Каждый, чьи права нарушены, если они не обеспечены правилами в текущем законодательстве, может обратиться к аппарату государственного принуждения для защиты своего права. В оценке Прямое действие конституции следует учитывать и такой важный момент: некоторые конституционные нормы, воздействуя на основные общественные отношения опосредованно. одновременно оказывают прямое действие на общественные отношения, связанные с правотворческим процессом, результатом которого должен быть закон (иной акт), касающийся отношений, обозначенных конституционной нормой.
Б.) Различают «реализацию с точки зрения уровня (глубины) содержащихся в нормативных актах положений:
1)
реализацию общих установлений,
содержащихся в преамбулах
2) реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;
3)
реализацию в конкретных
По
субъективному составу
В зависимости от способов правового регулирования и с учетом содержания и характера поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний, различают:
Соблюдение — это такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в норме запретов, т.е. в воздержании их от совершения тех действий, которые являются вредными для общества и которые запрещены [ Вишневский А.Ф. и др. Общая теория государства и права / Под общ. ред. А.Ф. Вишневского.- Мн., 1999.- С.361]. Если запрет не нарушается, индивиды и их организации не совершают деянии, запрещенных нормой права, то тем самым они эту норму реализуют.
Соблюдение как форма реализации права имеет ту особенность, что оно носит пассивный характер, поскольку субъекты по отношению к правовым предписаниям ведут себя пассивно, реализуют норму путем воздержания от запрещенных деяний. Посредством соблюдения, таким образом, реализуются запрещающие нормы.
Исполнение
норм права выражается в активном
осуществлении возложенных на данного
субъекта права юридических
Использование
норм права выражается в осуществлении
участниками регулируемых правом общественных
отношений своих субъективных прав.
Использование связано с
Применение права — это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом [Общая теория права и государства: Уч. / Под ред. В.В.Лазарева.- М., 1996.- С. 211].
Важно иметь в виду, что указанные формы реализации права тесно связаны между собой и лишь в редких случаях могут иметь самостоятельный характер. Единство использования, исполнения и соблюдения права основывается на таком принципе права, как единство субъективных прав и юридических обязанностей.
Информация о работе Контрольная работа по конституционному праву