Контрольная работа по конституционному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:29, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Проведите разграничение источников науки конституционного права и отрасли конституционного права.
Вопрос 2. Часть первая ст.1 Конституции гласит: "Республика Беларусь унитарное демократическое социальное правовое государство".
Вопрос 3. В литературе высказываются различные точки зрения о конституционной ответственности.
Вопрос 4. Существовала традиционная точка зрения о декларативном характере конституционных норм, которые для своей реализации нуждались в принятии закона, претворяющего в жизнь ту или иную статью Конституции. В настоящее время в науке утвержден тезис о необходимости прямого действия Конституции.
Вопрос 5. Известны четыре способа принятия Конституции: октроирование, специально созданный для этой цели орган, референдум, законодательный орган. Как была принята в 1994 году Конституция Республики Беларусь? Почему, на Ваш взгляд, потребовалось для принятия изменений и дополнений в Конституцию в 1996 году проведение референдума?
Вопрос 6. К какому виду республики по форме правления относится Республика Беларусь?

Работа состоит из  1 файл

КОНТОЛЬНАЯ ПО КП РЕШЕНИЕ.docx

— 51.07 Кб (Скачать документ)

     Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение  социального равенства. В этих целях  используются различные средства –  правовые, экономические, организационные. Так, провозглашается равенство  всех перед законом и право  без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22 Конституции).

     Данная  концепция, как мне кажется, осуществляется больше в системе управления государством, когда народ выбирает своих представителей, которые и выражают их волю. Но, также, существует и иная концепция, при  которой осуществляется правовая защита индивида от воли большинства. Так выражается принцип всеобщего равенства  перед законом, любой неправомерный  поступок, кем бы он ни был совершён, будет рассматриваться в рамках закона без какого либо желания большинства.

     Также одной из основных характеристик  социального государства является гарантированность каждому достойного человека прожиточного минимума. Часть 2 статьи 23 Конституции предусматривает  право каждого на достойный уровень  жизни, включая достойное питание, одежду, жильё и постоянное улучшение  для этого условий. По мнению Г. А. Василевича, речь идёт о тех людях, которые не в силах самостоятельно обеспечить своё существование. Можно  считать критерием определения  нуждаемости граждан в оказании первоочерёдной социальной помощи невозможность  именно по объективным причинам получения  среднедушевого дохода выше утверждённого  бюджета прожиточного минимума малообеспеченными гражданами (семьями).

     Из  этого видно, что в самой Конституции не предусмотрено какое либо ограничение государственной заботы над человеком, но в иных нормативных правовых актах эти ограничения существуют в разных сферах жизнедеятельности человека. 

     Вопрос 10. Согласно конституционно-правовому  учению о свободе все люди свободны от рождения, никто не вправе ограничивать свободу. Однако существует конституционно-правовой, философский, гуманистический принцип  пределов данной "абсолютной" свободы. Как формулируют этот принцип?  
Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
 

     В понятиях «права и свободы человека»  и «права и свободы гражданина»  помимо общих черт, существуют также  и отличия. Гражданин обладает своими правами и свободами в силу принадлежности его к какому-либо государству. Права и свободы  человека даны ему от рождения. Эти  права являются высшей ценностью  и поэтому их обеспечение и  защита являются основной обязанностью государственных органов.

     Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании  закона и в тех пределах, которые  продиктованы интересами развития демократического государства. В соответствии со статьей 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных  законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Эта конституционная  норма налагает обязанности на законодателя обеспечить такой уровень прав и  свобод, отход от которого будет  означать нарушение допустимого  предела ограничения прав и свобод в указанных целях.

     Отсюда  можно выделить определение принципа ограничения свободы: свобода одного человека заканчивается там, где  начинается свобода другого. 
 
 
 
 
 

     Вопрос 11.Согласно статье 60 Конституции каждому  гарантируется защита своих прав и свобод компетентным, независимым  и беспристрастным судом в  определенные законом сроки. Как  Вы думаете, почему, несмотря на данную общую норму, в Конституции в  качестве отдельных статей выделены положения статей 26 (презумпция невиновности) и 27 (отказ от самообвинения)? 

     Статьи 60 и 26 Конституции являются нормами  международного права, которые нашли  отражение в Конституции Республики Беларусь. Статья 60 Конституции Республики Беларусь отражена в статье 10 Всеобщей декларации прав человека. В части 1 статьи 11 Декларации говорится, что «каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путём гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты». Здесь видно отражение статьи 26 Конституции Республики Беларусь.  
Согласно статье 27 Конституции никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. 
Право человека на отказ от самообвинения является важнейшей конституционной гарантией. При этом речь идет о показаниях и объяснениях, которые могут быть потребованы как в рамках уголовно-процессуального, так и иного законодательства. Наличие гарантии против принуждения давать показания и объяснения не означает запрет на их дачу. Если лицо (член семьи, близкий родственник) добровольно желает дать показания, то законодательные ограничения на этот счет являются неконституционными. Важной конституционной гарантией является то, что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы, то есть они не могут быть положены в обоснование приговора или постановления, решения иного государственного органа. Данная статья выделена в качестве отдельной, так как она важной конституционной гарантией прав и свободы человека. А права и свободы человека являются высшей ценностью государства.
 
 
 
 
 

Вопрос 12. Республика Беларусь согласно статье 1 Конституции является унитарным  государством. В чем отличие унитарного государства от федеративного, если и в том, и в другом случае территория государства делится на части  и существует верховная власть? 

     Унитарное государство – это централизованное, единое государство, внутри которого нет  государственных образований, а  административно-территориальные единицы  не обладают политической самостоятельностью.

Для стран  с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих  основных признаков:

1.  Единая  конституция, нормы которой применяются  на всей территории страны  без каких-либо изъятий или  ограничений.  
2.  Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых также распространяется на территорию всей страны.  
3.  Единое гражданство. Конституции унитарных государств гласят, что население государства имеет единую политическую принадлежность и никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.  
4.  Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчинительный характер.  
5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.  
6. Территориально унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно-территориальных единицах  
местные органы управления в той или иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми нормами, входящими в единую общегосударственную систему права.

     В отличие от унитарной формы государственного устройства федерация сложна и многолика  и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до настоящего времени  является достаточно распространенной формой государственного устройства.  
Федерация представляет собой сложное государство, состоящее из государственных образовании, обладающих юридической и определенной  политической самостоятельностью [Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право, 1994. .№ 8-9. С.155.].

     Составляющие  федеративное государство государственные  образования (штаты, земли, провинции, кантоны, государства)являются субъектами федерации и имеют свое собственное  административно-территориальное деление. Федеративная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:  
1. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями имеются такие территориальные единицы, которые не являются субъектами федерации. Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений. Субъекты федерации юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или союзного законодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза.  
2.  Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции. Следует сразу же оговорить, что некоторые федерации не наделяют субъекты учредительной властью. Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях союзной конституции. Однако федеративные конституции устанавливают принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям.  
3.  Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству.  Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций. Соответствующие нормы содержатся в конституциях. Следует иметь в виду также и то, что в пределах субъектов федерации действуют общесоюзные законы. Кроме того, федеральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федерации [Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: Изд-во «Юность», 1998. С. 126.].  
4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации. Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу  
5.  Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств Конституции некоторых федераций признают только союзное гражданство [Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М.: Изд-во «Юристъ», 1996. С. 102.]. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства является, по сути дела, обычной юридической фикцией, так как этот институт на практике никаких правовых последствий не порождает.  
6.  Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).
 
 
 

     Вопрос 13. П. Петров проживает на территории одного районного Совета депутатов и является учредителем предприятия на территории другого районного Совета депутатов. П. Петров хотел бы голосовать за депутатов местных Советов на двух участках, мотивируя тем, что ему небезразлично будущее двух районов, в первом из которых он хочет голосовать за депутата, который бы отстаивал его интересы как местного жителя, во втором как предпринимателя (плюральный вотум). Возможно ли это? Обоснуйте ответ и выскажите собственную точку зрения.  

    Это не возможно. Часть 1 статьи 6 Избирательного кодекса гласит: «Избиратели, участники  референдума участвуют соответственно в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов  и референдуме на равных основаниях: каждый избиратель, участник референдума  имеет один голос». 
 
 

     14. Согласно части третьей статьи 106 Конституции Правительство слагает  свои полномочия перед вновь  избранным Президентом Республики  Беларусь. Аналогичное положение  содержится во многих конституциях  государств мира. Как Вы думаете,  какой цели служит данная норма? 

     В Республике Беларусь Правительство  подотчетно Президенту Республики Беларусь. Президент  назначает (прямо или  косвенно) фактически всех членов Совета Министров. Таким образом, вертикаль  исполнительной власти формируется  Президентом.

     Обычно  в странах, конституции которых  содержат аналогичное положение, Президент  является главой исполнительной власти. Он имеет право формировать подотчетный  ему орган – Правительство.

     Следовательно, каждый новый Президент формирует  исполнительную власть согласно собственным  взглядам и политической программе. Для этого Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

      
 
 

     Вопрос 15. 25 июня Совет Республики направил Президенту закон на подпись. Президентом  закон не подписан. Какова "судьба" закона?

     Части 6-8 статьи 100 Конституции гласят: Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

Информация о работе Контрольная работа по конституционному праву