Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 22:39, контрольная работа
Много специалистов считают, что функции государства - это прежде всего определенные направления деятельности государства, в которых выражается служебная роль, задача, цели и закономерности развития. С помощью функций государство реализует свои задачи и целые, которые стоят перед обществом или могут быть поставлены. В связи с этим функции существуют не только реально, но и, потенциально, как способность или возможность к определенной деятельности
Структура механизма
государства включает в себя
1) государственные органы, которые находятся
в тесной взаимосвязи и соподчиненности
при осуществлении своих непосредственных
властных функций. Особенностью этих органов
является то, что они обладают государственно-властными
полномочиями, т.е. такими средствами,
ресурсами и возможностями, которые связаны
с силой государства, с принятием общеобязательных
управленческих решений (парламент, президент,
правительство, министерства, ведомства,
государственные комитеты, губернаторы,
администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации - это такие
подразделения механизма государства
(его "материальные придатки"), которые
призваны осуществлять охранительную
деятельность данного государства (вооруженные
силы, службы безопасности, милиция, налоговая
полиция и т.п.);
3) государственные учреждения - это такие
подразделения механизма государства,
которые властными полномочиями (за исключением
их администраций) не обладают, а осуществляют
непосредственную практическую деятельность
по выполнению функций государства в социальной,
культурной, воспитательно-образовательной,
научной сферах (библиотеки, поликлиники,
больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские
институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные предприятия - это такие
подразделения механизма государства,
которые также не обладают властными полномочиями
(за исключением их администраций), а осуществляют
хозяйственно-экономическую деятельность,
производят продукцию либо обеспечивают
производство, выполняют различные работы
и оказывают многочисленные услуги для
удовлетворения потребностей общества,
извлечения прибыли;
5) государственных служащих (чиновников),
специально занимающихся управлением.
Государственные служащие различаются
по своему правовому положению в механизме
государства. В зависимости от полномочий
они могут подразделяться на следующие
виды: а) лица, занимающие должности, связанные
с непосредственным исполнением полномочий
государственного органа (президент, глава
правительства, депутаты, министры и др.);
б) лица, занимающие должности для непосредственного
обеспечения полномочий вышеназванных
служащих (помощники, консультанты, советники
и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые
государственными органами для исполнения
и обеспечения полномочий этих органов
(референты, специалисты, руководители
структурных подразделений аппарата и
др.); г) лица, не обладающие распорядительными
полномочиями (врачи в государственных
лечебных заведениях, преподаватели вузов,
иные служащие, которые получают заработную
плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства,
а также принудительную силу, необходимые
для обеспечения деятельности государственного
аппарата.
Механизм государства и его структура
не остаются неизменными. На них оказывают
свое влияние как внутренние (культурно-исторические,
национально-психологические, религиозно-нравственные
особенности, территориальные размеры
страны, уровень экономического развития,
соотношение политических сил и пр.), так
и внешние (международная обстановка,
характер взаимоотношений с другими государствами
и т.п.) факторы.
11) определение понятия и виды государственных органов
Государственный орган - это структурно обособленная часть государственного механизма, обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства.
Виды Государственных Органов
-представительные органы (законодательные учреждения
- Федеральное
собрание. Конгресс, Парламент, Сейм и т.д.) и местные органы
власти и самоуправления, сформированные
на основе выборов; исполнительно-распорядительные
органы (правительство, центральные ведомства,
их подразделения на местах); судебные
органы и связанные с ними иные правоохранительные
учреждения (следственные органы, прокуратура), в т.ч. органы конституционного надзора и контроля; особое место в плане современного понимания
разделения властей имеет глава
государства,
т.е. институт президентства, который
связан со всеми ветвями власти Территориальная сфера деятельности: федеральные;
республиканские; местные.
12) Определение и понятия и элементы политической системы общества. Место гос-ва в политической системе ,общества.
Политическая
система общества - это упорядоченная
на основе права и иных социальных
норм совокупность институтов, в рамках
которой осуществляется политическая
власть и политическая жизнь общества.
Элементами политической системы являются:
- государство;
- политические партии - это общественные
объединения, целью которых является участие
в политической жизни общества,- в организации
и осуществлении государственной власти
путем участия в выборах и в деятельности
органов государственной власти и местного
самоуправления;
- общественные организации - это основанные
на фиксированном членстве объединения
граждан, создаваемые для реализации и
защиты общественных интересов объединившихся
лиц;
- общественные фонды - не имеющие фиксированного
членства объединения, цель которых заключается
в формировании имущества, в том числе
денежных средств для использования в
интересах третьих лиц;
- политическое сознание;
- социально-политические и правовые нормы,
регулирующие политическую жизнь общества;
- политические отношения, складывающиеся
между элементами
политической системы;
- политическая практика, состоящая из
политической деятельности и
политического опыта.
Большое теоретическое
и практическое значение имеет определение
места государства в
- в отличие от других элементов политической
системы государство охватывает все население,
проживающее на его территории;
- обладает монополией на правотворчество;
- располагает специальным аппаратом управления
и принуждения;
- обладает системой
юридических средств
- является единственным носителем суверенитета,
основным источником реализации политической
власти.
Занимая особое место в политической системе
общества, государство может подменить
эту систему, что, собственно, и происходит
в государствах с тоталитарным и фашистским
режимом. Чрезмерное вмешательство государства
в политическую жизнь общества приводит
к беззаконию и произволу. Поэтому важно
конституционно установить и реально
обеспечить пределы деятельности государства,
вывести из сферы его влияния те политические
отношения, которые должны быть свободны
от государственного регулирования и
вмешательства.
13) Определение понятия и принципы правового гос-ва.
Принципы правового государства – юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей, конструкций, теорий государственности.
1. Одним из первых или основных принципов правового государства можно назвать верховенство права и закона. Этот принцип базируется на правопонимании, в рамках которого различаются понятия «закон» и «право».
Принцип верховенства права закреплен в ч.1 ст.7 Конституции РБ. Принцип верховенства права отличается от верховенства закона, но верховенство права не противопоставляется верховенству закона и не обозначает приоритета некого абстрактного права над позитивным законом.
2. Принцип разделения
властей. Теория разделения
Осуществление принципа разделения властей (ветвей власти) ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц. Однако разделение ветвей власти нельзя понимать как их противостояние.
3. Защита прав
и свобод личности. Защита прав
и свобод человека – главное
направление деятельности
14)
Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.
Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.
Непосредственную
связь имеет право с политикой,
которая является средством оптимального
решения задач, поставленных перед
обществом, а также имеет непосредственную
связь с государством. Через политические
решения общество реагирует на различные
жизненные ситуации. Поэтому политика
только в том случае может являться
реальной, действенной, когда она
выражает интересы всего населения
государства и в то же время
обусловливает объективные
Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.
Соотношение права и государства проявляется:
1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;
2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;
3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;
4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.
Выделяют модели взаимоотношений права и государства:
1) тоталитарная;
2) либеральная;
3) прагматическая.
16) Принципы права: определение понятия, классификация, значение.
Принципы права - это основополагающие, руководящие начала права, определяющие и выражающие его сущность. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества
Классификация принципов
права
По сфере распространения
выделяют общеправовые, отраслевые и
межотраслевые принципы.
Общие принципы права.
Общими принципами права выступают
основные правовые начала, распространяющиеся
на всю систему права и
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"