Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 22:39, контрольная работа

Описание

Много специалистов считают, что функции государства - это прежде всего определенные направления деятельности государства, в которых выражается служебная роль, задача, цели и закономерности развития. С помощью функций государство реализует свои задачи и целые, которые стоят перед обществом или могут быть поставлены. В связи с этим функции существуют не только реально, но и, потенциально, как способность или возможность к определенной деятельности

Работа состоит из  1 файл

теория гос-ва и права.docx

— 59.64 Кб (Скачать документ)

Структура механизма  государства включает в себя 
 
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.); 
 
2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.); 
 
3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.); 
 
4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли; 
 
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета); 
 
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. 
 
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.
 

11) определение понятия  и виды государственных  органов

Государственный орган - это структурно обособленная часть государственного механизма, обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства.

Виды Государственных  Органов

-представительные органы (законодательные учреждения - Федеральное собрание. Конгресс, Парламент, Сейм и т.д.) и местные органы власти и самоуправления, сформированные на основе выборов; исполнительно-распорядительные органы (правительство, центральные ведомства, их подразделения на местах); судебные органы и связанные с ними иные правоохранительные учреждения (следственные органы, прокуратура), в т.ч. органы конституционного надзора и контроля; особое место в плане современного понимания разделения властей имеет глава государства, т.е. институт президентства, который связан со всеми ветвями власти Территориальная сфера деятельности: федеральные; республиканские; местные.  

12) Определение и понятия и элементы политической системы общества. Место гос-ва в политической системе ,общества.

Политическая  система общества - это упорядоченная  на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой осуществляется политическая власть и политическая жизнь общества. 
Элементами политической системы являются: 
- государство; 
- политические партии - это общественные объединения, целью которых является участие в политической жизни общества,- в организации и осуществлении государственной власти путем участия в выборах и в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; 
- общественные организации - это основанные на фиксированном членстве объединения граждан, создаваемые для реализации и защиты общественных интересов объединившихся лиц; 
- общественные фонды - не имеющие фиксированного членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества, в том числе денежных средств для использования в интересах третьих лиц; 
- политическое сознание; 
- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества; 
- политические отношения, складывающиеся между элементами 
политической системы; 
- политическая практика, состоящая из политической деятельности и 
политического опыта.

Большое теоретическое  и практическое значение имеет определение  места государства в политической системе общества. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать как  важнейшую составную часть этой системы, как ее особое звено. Это  обусловлено следующими обстоятельствами: 
- в отличие от других элементов политической системы государство охватывает все население, проживающее на его территории; 
- обладает монополией на правотворчество; 
- располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

- обладает системой  юридических средств воздействия  на общественные отношения; 
- является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти. 
Занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом. Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества приводит к беззаконию и произволу. Поэтому важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного регулирования и вмешательства.

13) Определение понятия  и принципы правового  гос-ва.

Принципы правового  государства – юридически значимые характеристики государства и государственной  власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей, конструкций, теорий государственности.

1. Одним из  первых или основных принципов  правового государства можно  назвать верховенство права и  закона. Этот принцип базируется  на правопонимании, в рамках которого различаются понятия «закон» и «право».

Принцип верховенства права закреплен в ч.1 ст.7 Конституции РБ. Принцип верховенства права отличается от верховенства закона, но верховенство права не противопоставляется верховенству закона и не обозначает приоритета некого абстрактного права над позитивным законом.

2. Принцип разделения  властей. Теория разделения властей именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ создатель доктрины либерализма Джон Локк (1632–1704) и французский философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689– 1775). классическое развитие теория разделения властей получила в работах Монтескье, который выделил три рода власти – законодательную, исполнительную и судебную.

Осуществление принципа разделения властей (ветвей власти) ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных  лиц. Однако разделение ветвей власти нельзя понимать как их противостояние.

3. Защита прав  и свобод личности. Защита прав  и свобод человека – главное  направление деятельности правового  государства. Поэтому в нем  должны четко работать юридический  механизм и процедуры защиты  прав граждан, восстановления  нарушенных прав граждан, где  основной универсальной формой  гарантии восстановления нарушенного  права является судебная защита. Национальное законодательство  и судебная система должны  гарантировать и защищать права  человека.  
 

14)

15)  Соотношение и взаимосвязь государства и права

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с  экономикой, политикой  и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную  связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед  обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные  жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она  выражает интересы всего населения  государства и в то же время  обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения  в государстве осуществляются посредством  права, которое объединяет самые  важные политические интересы, а также  является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства  проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют  модели взаимоотношений  права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая. 

16) Принципы права: определение понятия, классификация, значение.

Принципы права - это основополагающие, руководящие  начала права, определяющие и выражающие его сущность. Они отражают закономерности общественного развития, потребности  данного общества

Классификация принципов  права 

По сфере распространения  выделяют общеправовые, отраслевые и  межотраслевые принципы. 

Общие принципы права. Общими принципами права выступают  основные правовые начала, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные особенности и черты. Общие принципы раскрывают, прежде всего, содержание и особенности права в целом  как регулятора общественных отношений. Этот вид принципов распространяется на все правовые нормы и отношения, существующие в стране, с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и  специфики регулируемых отношений. 

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"