Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 22:39, контрольная работа

Описание

Много специалистов считают, что функции государства - это прежде всего определенные направления деятельности государства, в которых выражается служебная роль, задача, цели и закономерности развития. С помощью функций государство реализует свои задачи и целые, которые стоят перед обществом или могут быть поставлены. В связи с этим функции существуют не только реально, но и, потенциально, как способность или возможность к определенной деятельности

Работа состоит из  1 файл

теория гос-ва и права.docx

— 59.64 Кб (Скачать документ)

Общие принципы права  также подразделяются на нормы-принципы, прямо закрепленные в законодательстве и принципы, выводимые из него. К  общим принципам права относятся  следующие: демократизм, равноправие, законность, справедливость, гуманизм, единство прав и обязанностей и др. 

Межотраслевые принципы. Данные принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. Данные отрасли являются преимущественно  смежными, родственными: конституционное  и административное право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. К ним относятся: принцип неотвратимости ответственности, состязательности и  гласности судопроизводства, коллегиальности  рассмотрения уголовных и гражданских  дел и др. На межотраслевые принципы полностью «налагаются» и общие  правовые принципы. В каждой отдельной  отрасли права или в группе отраслей они приобретают свою специфику. 

Отраслевые принципы права. Данные принципы действуют только в рамках отдельных отраслей. Отраслевые принципы права характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли  права. Соответственно на их основе создаются  и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Так, отраслевыми  принципами для гражданского права  являются принцип свободы договора, принцип недопустимости вмешательства  в частные дела, принцип необходимости  беспрепятственного осуществления  гражданских прав, презумпция вины лица, не исполнившего обязательства  или собственника источника повышенной опасности. Для земельного права России характерны такие принципы, как множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенства всех субъектов землепользования, принцип целевого использования земли и др. Для гражданского процессуального права характерны такие принципы: принцип осуществления правосудия только судом, сочетания единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства, диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия, устности, непосредственности и непрерывности судебного разбирательства. 

Каждая отрасль  права, помимо общих и межотраслевых  принципов, строится на основе собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Вместе они составляют основу, на которой  создаются и функционируют не только отрасли права, но и все  право. 

17)Функции  права:  определение  понятия и виды

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую  функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную  функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую  функцию.

2. Специально-юридические  функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

18) Понятие и виды источников (форм) права

 Источники (формы) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.

Смотря на то, как придаётся нормативный, общеобязательный смысл одним или другим правовым предписаниям, выделяют: прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт и  так называемый договор нормативного содержания.

Юридическим прецедентом называют постановление государственного органа (чаще всего административного или судебного) по какому-то конкретному делу, которое после этого становится общеобязательным при рассмотрении похожих дел. Юридический прецедент стал и является одним их основных источников права в странах с так называемой англосаксонской правовой системой-семьёй (США, Англия, Канада и др.).

Правовым  обычаем принято называть исторически утвердившееся правило поведения путем из-за его частого повторения, которое взято под охрану государством. Как считал Карл Маркс, «если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай и традиция и, наконец, санкционируется как положительный закон». Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Когда они получают одобрение государства и гарантируются его принудительной силой, то их можно называть правовыми обычаями.

Правовые обычаи образуют обычное право. Хотя они  и определяются экономическим строением  общества, но создаются еще при  слаборазвитых экономических отношениях. Это логично, так как государство, в силу своей примитивной организации, в то время, еще не может наладить стабильную правотворческую деятельность своих органов управления.

Самыми яркими примерами правовых обычаев или  записей обычного права можно  считать такие памятники рабовладельческого и феодального права, как древние  законы Драконта (Греция, Афины, VII в. до н. э.), законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н. э.), Салическая правда – варварские законы (Франкская монархия, VI в. до н. э.).

В основе обычного права, как правило, лежат варварские, нецивилизованные правила поведения. Поэтому в современном демократическом  государстве они практически никогда не считаются основными источником права.

Нормативно-правовой акт – это властное предписание государственных органов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права (постановление, закон, кодекс, инструкция и др.). Нормативно-правовые акты образуют строго выстроенную систему, которая основана на их юридической значимости. Он признаётся основным источником права в России и в государствах континентальной Европы.

Договором нормативного содержания называется соглашение двух или более субъектов, содержащее нормы права, решающее вопросы по поводу их взаимоотношений. Одним из примеров такого договора можно считать Федеративный договор, который был подписан субъектами РФ. Все участники договора нормативного содержания добровольно подписывают его и возлагают на себя обязанности, следующие из его содержания. Это одна из характерных черт договора.

19)  НПА как основная  форма (источник) российского права. Виды НПА

В современном  мире наиболее распространенным источником права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - это официальный  документ, созданный компетентными  органами государства и содержащий обязательные юридические нормы (правила  поведения). Нормативно-правовой акт  в отличие от таких источников права, как юридический прецедент  или правовой обычай, занимающих второстепенное положение при регулировании  общественных отношений, играет самую  важную роль в государстве, так как  содержащиеся в нём нормы права  регулируют наиболее важные общественные отношения.

Виды  НПА:

1. В зависимости  от степени юридической силы:

  • Законы
  • подзаконные НПА (в России: указы президента, постановления правительства, постановления и распоряжения глав министерств и ведомств. Во Франции: к подзаконным НПА относят декреты и ордананцы)
  • Несмотря на то, что  подзаконные НПА обладают меньшей юридической силой, чем законы в отдельных случаях посредством данного способа урегулирования  общественных отношений могут вводиться в действие значимые правовые акты. ( Во Франции, если парламентарии не примут  бюджет в 70-и дневный срок посредством издания соответствующего закона введения в действия главного финансового акта страны становится возможным посредством издания ордананца).

2. В зависимости  от сферы действия НПА:

  • НПА распространяющие своё действие на всю территорию страны (случаях, если это федеративное государство, то указанная группа получает название общей федеральной)
  • НПА распространяющие своё действие на отдельные территории страны (субъекты федерации, если государство федеративное и административно территориальные единицы, обладающие своёством государственности, если государство унитарное).
  • НПА органов местного самоуправления (по общему правилу). Указанная граница издаётся муниципальными властями, по вопросам, отнесённым к их ведению, в соответствии с законодательством страны).
  • Локальные НПА – сфера распространения: отдельные учреждения, организации и предприятия.  (Например: правило внутреннего трудового распорядка; В здание ГУ-ВШЭ курить запрещено)

3. В зависимости  от способа принятия НПА:

  • акты, принятые представителями органов власти (Пример: парламент)
  • издание НПА государственными органами, не носящими  характер представителей ( указы президента, постановления правительства).
  • НПА, принятые на референдуме – всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни страны. (Пример: Конституция, решение о слияние отдельных субъектов РФ, в соответствии с конституцией РФ, решение должно быть одобрено на референдуме в этих субъектах федерации).
  • Издание НПА в предприятии, учреждении или организации.

4. В зависимости  от срока действия НПА:

  • НПА неопределённо длительного действия. (По общему правилу большинство НПА носит указанный характер действия).
  • временные НПА (закон о чрезвычайном положении).
  • В некоторых странах НПА по определённым сферам регулирования не могут быть изменены в течение строго установленного периода времени.
 

20) Правосознание. 

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Структура правосознания

  • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
  • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
  • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
  • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
  • Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

  • Индивидуальное  — личное отношение человека к  праву (отражает взгляды и убеждения  конкретно взятого индивида). Уровень  правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями  индивида.
  • Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
  • Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
  • Массовое — правосознание обширных масс людей.
  • Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).
 

21) ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВ: понятие, основные показатели. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА — качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития социального.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"