Легитимность власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:05, контрольная работа

Описание

Переход все большего числа стран к демократической форме правления повышает значимость исследований по теории легитимации государственной власти. При этом особую роль играет понимание сложности и многоуровневости состояния легитимности политической системы.
Термин «легитимность» возник еще в начале XIX века во Франции и выражал стремление восстановить власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же слово «легитимность» приобрело и другой смысл — признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

    Однако, финансовых ресурсов у государства не хватало. Более того, по мере стремительного роста цен, проведения жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики и сворачивания социальных программ, приватизации, «обвального» сокращения производства, роста безработицы, резкого падения жизненного уровня значительной части населения легитимность политической власти падала, а к середине 1993 г. ее охватил системный кризис.

    Кризис  легитимности политической власти в  современной России вызван несколькими  факторами: использованием реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без выяснения того, какие ценностные ориентации, духовные интенции людей скрываются за их достижениями;  проведением реформ на основе нормативистского, программно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы;  иллюзией о всесильности власти.

    Такая государственно-управленческая патология  унаследована современной государственной  властью в России от СССР, где она сформировалась на основе утвердившегося за годы советской власти тотального политического отчуждения человека.

    В начале 1996 г. рейтинг Президента Российской Федерации, ассоциированный в сознании россиян с выбранным политическим и социально-экономическим курсом, достиг критически низкой отметки, что свидетельствовало о кризисе легитимности государственной власти в стране. Однако, выбор социальных приоритетов экономического развития, «заверения» в верности курсу демократических реформ, кадровые перестановки в верхних эшелонах государственной власти, осуществленные в ходе предвыборной президентской кампании 1996 г., и в значительной степени антикоммунистический настрой значительной части российского электората позволил реформаторам совместно с центристами-государственниками удержаться у власти13.

    Кризис  легитимности политической власти в  России с цивилизационной точки  зрения был вызван кризисом этатизма (преклонения, «обожествления» государственно власти) и патернализма (беспощадной  критики), как основных принципов нормативно-ценностного порядка, сливающегося в российской цивилизации с государственностью.

    В социальном плане кризис легитимности политической власти в России обусловлен, с одной стороны, скептицизмом и  недовольством значительной части  населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы интересов; с другой стороны, слабостью самой власти, ее неспособностью эффективно решать актуальные проблемы современной российской действительности.

    В России сложилась ситуация, описанная в теориях «государственной перегрузки» (Бриттэн и Нордхауз), «узаконения кризиса» (Хабермас). Эти теории объясняют падение легитимности политической власти двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что государственная власть берет на себя гораздо больше обязательств, чем способна выполнить; а во-вторых, тем, что правительство и партии, особенно в ходе предвыборных кампаний, дают гораздо больше обещаний, чем могут выполнить. Безответственность правительства, партий, политических лидеров ведет к разочарованию и скептицизму в массовом сознании, а следовательно, и к утрате политической властью легитимности.

    Политическая  власть в России, чтобы быть легитимной, должна соответствовать в той  или иной мере разным культурным типам: архаическому - древнерусскому народному типу; традиционалистскому - православно-славянскому и общественно-социалистическому; современному - либерально-западному типу культуры.  
 

    3.2 ЛИГИТИМИЗАЦИЯ ВЛАСТИ В СОРЕМЕННОЙ  РОССИИ 
 

    В современной России существует потребность в нравственной политике. В стране складывается ситуация, когда в общественном мнении начинает преобладать представление о том, что все трудности, переживаемые страной, напрямую связаны с нечестностью, обманом, коррупцией и воровством на всех этажах социально-политической иерархии, что подтверждается коррупционными скандалами во властных структурах. На волне массового нравственного негодования рождается мысль, что стоит положить конец разворовыванию страны и грабежу народа, как все наладится и все проблемы разрешатся сами собой.

    Ряд обстоятельств побуждает людей  рассматривать политическую власть сквозь призму нравственных ценностей: низкий жизненный уровень значительной части населения, вызывающий дискомфорт, раздражение и озлобленность; уверенность в том, что политическая власть утрачивает способность что-либо изменить «сверху»; убежденность общества в непричастности к «бедам» и «неурядицам» в стране; наличие в обществе демагогических политических сил и деятелей, обличающих безнравственность политиков, находящихся у власти. Значительная часть населения в нашей стране начинает поворачиваться к идее «честности» власти как единственно возможному средству наладить жизнь и навести порядок в стране.

    Современная государственная власть в России не может задействовать такой наиболее существенный из факторов легитимации, как время, в течение которого люди привыкают к определенному типу власти, к традиционным ритуалам и атрибутике. Не может опереться современная власть и на такой фактор легитимации, как успех, ибо большинством россиян ее деятельность не признается социально эффективной.

    Власть  должна управлять адекватно тем  требованиям, которые предъявляются  к ней в соответствии с динамичными  и качественными изменениями  современного мира. Россия переходит  к новому этапу социальной самоорганизации, с возросшими требованиями к личности, государственным и общественным институтам. Вследствие новых задач, система власти должна быть построена таким образом, чтобы не подавлять многообразие интересов в обществе, стремиться к согласию и солидарности всех его членов, а граждане должны проявлять толерантность друг к другу и взаимопонимание.

    В большей мере легитимность политической власти в современной России приобретена  благодаря легальному способу формирования властных институтов. Таковыми стали президентские выборы 1996, 2000, 2004 гг., парламентские выборы 1993, 1995, 1999 и 2003 гг., в ходе которых в известной мере произошло дистанцирование должности от ее носителя, личного авторитета от авторитета должности, ибо в сохранении должности Президента многим россиянам видится гарантия успешной реформации России. Государственная власть, нашедшая поддержку у населения страны, имеет шанс быть эффективной в своей политической, экономической и социальной деятельности, поскольку она пользуется поддержкой, авторитетом и не встречает противодействия в своем функционировании14.

    Другое  направление легитимации связано  не столько с постановкой и  обоснованием «великих целей», сколько  с поиском эффективных способов решения насущных проблем российского общества. Такую ситуацию можно объяснить разными основаниями легитимации. Президентская власть как власть верховная легитимируется в основном культурным архетипом и соотносится, прежде всего, с нравственным идеалом Правды, основанном на патриархальном этатизме, вере в «чудо» со стороны умеренно-авторитарного лидера, наделяемого в определенной мере харизматическими чертами. О качествах Президента судят, исходя не из того, какими качествами он реально обладает, а из того, какими должна обладать высшая власть. В силу этого уровень легитимности президентской власти в России всегда будет выше уровня легитимности других ветвей государственной власти.

    От  исполнительной власти (правительства) в России ожидают социальной эффективности, которая санкционируется менталитетом и носит сознательно-оценочный характер. В настоящее время за этим понятием скрывается способность правительства проводить политику, соответствующую ожиданиям различных групп населения и поддерживать в обществе социальный порядок.

    Легитимация представительных учреждений государственной власти в русской ментальности осуществляется через соотнесение их деятельности с принципом соборности как «воли к согласию», а не «воли к власти». Большинство населения не связывает с законодательными органами власти своих надежд.

    Легитимность  судебной ветви власти является низкой по причине ее ангажированности, подверженности коррупции, вследствие чего надежды  граждан на справедливое правосудие невелики.

    Легитимность  государственной власти в современной  России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с личностью президента, установлением политической стабильности, демонстрацией власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемы Президентом России, ускорением экономического развития страны, перераспределением денежных средств от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы, необходимой для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительной ветвей власти.

    Такие шаги, подкрепленные реальными результатами, являются необходимым условием для  признания со стороны граждан  России права власти руководить государством.

    Таким образом, легитимность государственной  власти в России обусловливалась  с одной стороны, утратой национально-государственной идеи, или эта идея переставала выполнять присущие ей функции: 1) быть социально-интегрирующим фактором, задавая единое нормативно-ценностное пространство бытия российского социума; 2) служить апологией существующего политического режима и социального порядка; 3) формулировать консолидирующие цели «общего дела».

    С другой стороны, падением социальной эффективности  государственной политики, которая  переставала соответствовать ожиданиям  и надеждам различных социальных групп российского общества.

      
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

    Легитимность  власти в обществе как фактор его  стабильности имеет довольно длительную традицию изучения в истории социально-политической мысли. Еще древнегреческие мыслители (в том числе и Платон с Аристотелем) обосновывали факторную зависимость силы, устойчивости правления от его законности, от тех моральных и правовых норм, на которые оно опирается

    Итак, современное значение понятия легитимности государственной власти связано  с исследованиями политологов, прежде всего немецкого ученого Макса Вебера (1864 - 1920). Посредством легитимации государственная власть приобретает свойство легитимности, т.е. состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов общества в целом. Легитимация государственной власти связана не с одобрением всего общества, а с принятием ее большинством населения при уважении и защите прав меньшинства, именно это, а не диктатура класса делает государственную власть легитимной.

    Легитимная  власть характеризуется обычно как  правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность» Легитимность и легальность близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе - юридический15.

    Завершая  анализ легитимности власти в современном  российском обществе, следует отметить, что при общей положительной  ее динамике за последние три года, вряд ли можно говорить о ее даже среднем уровне.  Можно отметить лишь существенное увеличение доверия населения к центральным исполнительным органам федеральной власти, но кредит этого доверия зависит от той эффективности данной ветви власти, которую она сможет продемонстрировать  в ближайшие несколько лет. В целом же в российском обществе сохраняется предельно низкий уровень легитимности и политических институтов, и демократических ценностей, и конкретных политических руководителей.

    Легитимность  не только теоретическая проблема современной науки, но и острейшая практическая задача любых властных систем. Отсутствие широкой легитимации институтов власти неизбежно ведет к отказу подвластных признать любые акты власти вне зависимости от их эффективности; к положению нестабильности, напряженности и усилению социальных конфликтов. Наибольшая проблема - обеспечение легитимности в период трансформации социальных систем; перехода от одного политического режима к другому, когда старые способы обоснования власти отвергнуты, а новые или не созданы или не работают. Выход из состояния безвластия и кризиса возможен только через восстановление широкой легитимности власти.

Информация о работе Легитимность власти