Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 07:39, курс лекций
несколько лекций.
ИППУ :
предмет, закономерности,
методология.
Объект науки-та часть объективной реальности, на к-ю направлено познание.
Предмет
науки-часть объекта или особый взгляд
на объект.
ППУ появл. В 19 в.
Б. Н. Чичерин
Объектом
ИППУ явл. Совок-ть истор-х, полит-х, правовых,
философских, публичистических работ
политико-правовой тематики.
Предмет
ИППУ-история возникновения и развития
политико-правовых учений.
Учение-теоретически
оформленные комплексы знаний,система
взглядов и идей, объясняющих чего-либо.
ППУ состоит из 3 элементов:
а) религиозный компонент(все от Бога)
б) философский компонент (
в) логико-теоретический компонент (люди-опасные животные,гос-во для контроля)
2) теоретическое политико-правовое содержание
3) политико-правовая
программа
Право-упорядоченна нормированная форма свободы. (свобода) Гегель
Право-искусство
добра и справедливости(Цельс)
Закон реально существующее,
право-должное.
Политика-соц
деятельность, направленная на достижение,
удержание и функционирование власти.
Власть-способность
и возможность оказывать определяющее
воздействие на деят-ть и поведение людей.
Женщины, лошади,
власть и война – вот, что пьянит больше
вина.
Полит.вл. отличается от др. видов власти по объекту и субъектам.
Объектом полит.вл. явл. Всё общество.
Субъекты:
* гос-во
* общ-е организации (полит партии, мафия)
* отдельные
люди ( олигархи)
Сравнение ИППУ с другими науками.
2. В отлич.
от теории гос-ва и права,
ИППУ явл. исторической
3. В отлич. от политологии, к-я изучает полит-е процессы во всем многообазии, ИППУ интересует прежде всего гос-во и право.
4. У философии
и ИППУ разные предметы
Закономерности ИППУ:
1) зависимость ППУ от ПП-ой действительности.
2) ППУ выражены
в понятиях и образах,
3) связь ИППУ
с борьбой классов, ППУ
Методология-сов-ть
методов, приемов, способов и принципов,
с помощью к-х изучается предмет науки.
Принципы(подходы):
1. принцип историзма,к-й
требует рассматривать каждое
явление с точки зрения того,
как возникала, развивалось и
чем стало. С т.з. принципа
историзма заслуги авторов
2. хронологический принцип предполагает изучение ППУ во времени (др.мир 476 г.до н.э., средние века(до 16 в. ), новое время(с 17 по 19 вв включительно), новейшее время(с 20 в)
3. проблемно-категориальный
принцип в постановке и
Методы:
а) сравнительный
б) системный заключ. в изуч. ППУ как системы
в) портретно-биографический
заключ. В изуч. ППУ с позиций биографии
автора.
ППУ древнего мира
формировались под
ППУ Др. Индии. Особонности:
1) религиозный хар-р
2) акцент на
проблемах нравственного
В Др. Индии выделялись
две религии: брахманизм и буддизм,
они принципиально различались
в трактовке правил для варн (
брахманы(жрецы)-уста, кшатрии(воины)-руки,
вайшьи(крестьяне, ремесленника)-бедра,
шудры-стопы)
Брахманизм. Во 2 в. до н. э. эта религия оформалась в письменный источник ПП-ого содержания(законы Ману)
1. Члены всех варн свободны, но не равны. Власть делится на духовную и светскую. Высшая у брахманов, и светская у кшатриев.
2. для каждой
варны установлены свои законы(
3. Особое значение
предавалось наказанию. Два
Данная религия
была направлена на утверждение неравенства
и верховенство дховной знати.
Буддизм.
Будда-просветленный. Его звали принц Гаутама (563-483 г. до н. э.) Будда-познавший истину.
Буддизм возникает
как протест против брахманизма.
12.10.2010
Сядь у реки
и спокойно жди и мимо тебя проплывет
труп твоего врага.
1) если в брахманизме
утверждается неравенство
А) все равны, т.к. живут в мире страданий
Б)
все равны, т.к способны к самосовершенствованию
Брахман-это
не член высшей варны, а человек, достигший
совершенства собственными усилиями.
2) Если в брахманизме
дхарма имеет божественное,то
в буддизме-естественное
3) Если в брахманизме
огромное значение придается
наказанию, то в буддизме роль
и масштабы ограничены.
В 3 в. до н.э. буддиз
становится гос-ой религией.
Расцвет политико-правовой
мысли приходится в Др. Китае на 6-3 в.
до н.э. это период глубочайшего системного
кризиса в Др. Китае.
Особенности ППУ в Др. Китае:
Конфуций (551-479
г. до н.э.)
Образованный человек в Китае должен был владеть шестью искусствами:
а) выполнят ритуал. Ритуал-порядок обрядовых действий.
б) понимать музыку
в) стрелять из лука
г) управлять колесницей
д) уметь читать
е) умет считать
Книга «Беседы
и высказывания»
1. К. явл. Основателем
теории патриархального гос-ва, где
император-отец, а подданные-его
дети. Отнош. Между ними выстраиваются
на уважении и почетании, насилие отсутствует.
Функции гос-ва:
1) накормить народ
а) забота о земледелии
б) умеренные налоги
в) контроль над соотношением между бедными и богатыми (децельный коэффициент)
2) обучить народ
3) восптать народ
в почетани к вышестоящим
Народ отлучен
от управления. Чиновники дб человеколюбивыми,
обязаны трудиться, быть преданными
и почетать старших.
Кант считал
такой тип гос-ва самим деспотическим
(отсутствие свободы)
2.Учения исправления
имен. Имя-статус чел-ка. Каждый чел.
Должен соответствовать своему
имени. Император дБ
3. Учение о ритуале.
Конфуций негативно
относился к законам, т.к. они были
жестокими и считал, что вместо
законов можно использовать ритуалы в
кач-ве правового контроля над людьми.
Даосизм.
Лао-Цзы. 2 в до н. э.
1) Основано на
понятии дао-естественный ход
вещей, естественная
В отнош. дао
все равны. Дао определяет законы
неба, природы и общ-ва.
2) Утверждает, что
дао и цивилизация
3) Чтобы спасти
человечество, необходимо выполнить
принцип недеяния.
Символом даосизма
явл. лодка без весел, чел. сидит
в лодке и несется по бурному
потоку судьбы.
Лучший правитель-это
тот, о к-м люди знаю, что он есть.
Отрицал законы, войны.
Моизм.
Мо-Цзы (479-400 г) основатель радикально
демократ-ой традиции ПП мысли Др. Китая.
1) Выдвигает идею естественного равенства людей.
2) Явл.основателем
договорной теории
Сначала был
хаос(беспорядок), т.к. у каждого было
свое понимание справедливости, когда
люди поняли причину беспорядка, они
догадались создать гос-во с единым пониманием
справедливости.
3) Критиковал
аристократическое гос-во
Для установл. единства в гос-ве необходимо:
а) насаждение единомыслия
б) запрет вредных учений
в) поощерение доносов
г)
поддержание соц.равенства
Легизм (законность)
Шан-Ян (390-338) был министром земледлия
в период тер-ой раздробленности Китая.
Цель-создание сильного
централизованного гос-ва.
Это учение принципиально
отличается от предыдущих,т.к. отказывается
от моральных трактовок, политики и права
и разрабатывается технология осущ-я
власти.
Его теория пронизана
враждебностью к людям и
Методолог-ой основой
его учения явл. утверждение, что человек-это
источник зла.
Принципы:
1.этотизм-господство гос-ва. Основная цель гос-ва-подавить злое начало в человеке с помощью законов(жестоких)
2.законность. В
праве не люди, а законы. Закон-это
сосуд,к-й можно наполнить
3.Коллективная
отв-ть.
Даёт образ
идеального правителя: Правитель должен
внушать страх, он дб таинственным,
должен контролировать чиновников и
никому не доверять.
Все эти методы
дали результат, но вскоре империя рухнула,
как и легизм.
Государственность
Др.Греции возникла в начале 1оготысячилетия
до н.э. в форме полисов(город-гос-во),
где шла борьба за власть, эти процессы
нашли отражение в ППУ Платона и Аристотеля.
Платон (427-347 г. до н.э.)
2 учителя: Сократ,
пифагор.
Информация о работе Лекции по истории политических и правовых учений