Лекции по истории политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 07:39, курс лекций

Описание

несколько лекций.

Работа состоит из  1 файл

ИППУ лекции.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

                                          07.10.2010 

ИППУ : предмет, закономерности, методология. 

Объект  науки-та часть объективной реальности, на к-ю направлено познание.

Предмет науки-часть объекта или особый взгляд на объект. 

ППУ появл. В 19 в. Б. Н. Чичерин 

Объектом  ИППУ явл. Совок-ть истор-х, полит-х, правовых, философских, публичистических работ политико-правовой тематики. 

Предмет ИППУ-история возникновения и развития политико-правовых учений. 

Учение-теоретически оформленные комплексы знаний,система взглядов и идей, объясняющих чего-либо. 

ППУ состоит из 3 элементов:

  1. методологическая основа учения(фундамент здания)

               а) религиозный компонент(все  от Бога)

               б) философский компонент (Платон  о двух мирах)

               в) логико-теоретический компонент (люди-опасные животные,гос-во для контроля)

    2) теоретическое  политико-правовое содержание

    3) политико-правовая  программа 

Право-упорядоченна нормированная форма свободы. (свобода) Гегель

Право-искусство  добра и справедливости(Цельс) 

Закон реально существующее, право-должное. 

Политика-соц деятельность, направленная на достижение, удержание и функционирование власти. 

Власть-способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деят-ть и поведение людей. 

Женщины, лошади, власть и война – вот, что пьянит больше вина. 

Полит.вл. отличается от др. видов власти по объекту и  субъектам.

Объектом полит.вл. явл. Всё общество.

Субъекты:

    * гос-во

    * общ-е организации  (полит партии, мафия)

    * отдельные  люди ( олигархи) 

    Сравнение ИППУ с другими науками.

  1. В отлич. от истории гос-ва и права, к-я изучает реальные процессы, ИППу изучает теории, учения о гос-ве и праве.

    2. В отлич.  от теории гос-ва и права,  ИППУ явл. исторической дисциплиной.

    3. В отлич.  от политологии, к-я изучает  полит-е процессы во всем многообазии, ИППУ интересует прежде всего гос-во и право.

    4. У философии  и ИППУ разные предметы исследования. 

    Закономерности  ИППУ:

1) зависимость  ППУ от ПП-ой действительности.

2) ППУ выражены  в понятиях и образах, свойственных  той эпохи, когда они создавались. (Наказание-сын Бага)

3) связь ИППУ  с борьбой классов, ППУ выражали  интересы определенных групп. ( маркс-пролетариат,  Радищев-крестьяне) 

Методология-сов-ть методов, приемов, способов и принципов, с помощью к-х изучается предмет науки. 

Принципы(подходы):

1. принцип историзма,к-й  требует рассматривать каждое  явление с точки зрения того, как возникала, развивалось и  чем стало. С т.з. принципа  историзма заслуги авторов расцениваются  не потому. Что они сделали  по отношению к современности,  а потому, что ни дали нового по сравнению  предшественниками. ППУ-это не знамя(не надо следовать) и не мешень(не надо расстреливать).

2. хронологический  принцип предполагает изучение  ППУ во времени (др.мир 476 г.до  н.э., средние века(до 16 в. ), новое  время(с 17 по 19 вв включительно), новейшее время(с 20 в)

3. проблемно-категориальный  принцип в постановке и разрешении  политико-правовых проблем, в  разработке понятий.

Методы:

а) сравнительный

б) системный  заключ. в изуч. ППУ как системы

в) портретно-биографический заключ. В изуч. ППУ с позиций биографии автора. 
 

                                     ППУ Древнего Востока.

ППУ древнего мира формировались под непосредственным влияние мифа и религии. Основная идея и тема древних мифов-божественный первоисточник порядков на Земле. 

                       ППУ Др. Индии.  Особонности:

1) религиозный  хар-р

2) акцент на  проблемах нравственного содержания

В Др. Индии выделялись две религии: брахманизм и буддизм, они принципиально различались  в трактовке правил для варн ( брахманы(жрецы)-уста, кшатрии(воины)-руки, вайшьи(крестьяне, ремесленника)-бедра, шудры-стопы) 

Брахманизм. Во 2 в. до н. э. эта религия оформалась в письменный источник ПП-ого содержания(законы Ману)

1. Члены всех  варн свободны, но не равны.  Власть делится на духовную и светскую. Высшая у брахманов, и светская у кшатриев.

2. для каждой  варны установлены свои законы(дхармы). Дхармы имеют божественно происхождение. 

3. Особое значение  предавалось наказанию. Два вида  наказания:от царя и от Бога.

Данная религия  была направлена на утверждение неравенства и верховенство дховной знати. 

Буддизм.

Будда-просветленный. Его звали принц Гаутама (563-483 г. до н. э.) Будда-познавший истину.

Буддизм возникает  как протест против брахманизма. 

                                                    12.10.2010 

Сядь у реки и спокойно жди и мимо тебя проплывет  труп твоего врага.  

1) если в брахманизме  утверждается неравенство людей,  то в буддизме говорится о  равенстве(2 вида)

     А)  все равны, т.к. живут в мире  страданий

     Б)  все равны, т.к способны к самосовершенствованию 

Брахман-это  не член высшей варны, а человек, достигший  совершенства собственными усилиями. 

2) Если в брахманизме  дхарма имеет божественное,то  в буддизме-естественное происхождение.  Дхарма-естественное право.

3) Если в брахманизме  огромное значение придается  наказанию, то в буддизме роль  и масштабы ограничены. 

В 3 в. до н.э. буддиз становится гос-ой религией. 

Расцвет политико-правовой мысли приходится в Др. Китае на 6-3 в. до н.э. это период глубочайшего системного кризиса в Др. Китае. 

Особенности ППУ  в Др. Китае:

  1. заметное влияние на ППУ религии. Однако основные ППУ носили светский хар-р.
 

Конфуций (551-479 г. до н.э.)  

Образованный  человек в Китае должен был  владеть шестью искусствами:

а) выполнят ритуал. Ритуал-порядок обрядовых действий.

б) понимать музыку

в) стрелять из лука

г) управлять  колесницей

д) уметь читать

е) умет считать 

Книга «Беседы  и высказывания» 

1. К. явл. Основателем  теории патриархального гос-ва, где  император-отец, а подданные-его  дети. Отнош. Между ними выстраиваются на уважении и почетании, насилие отсутствует. 

Функции гос-ва:

1) накормить  народ

        а) забота о земледелии

        б) умеренные налоги

        в) контроль над соотношением  между бедными и богатыми (децельный  коэффициент)

2) обучить народ

3) восптать народ  в почетани к вышестоящим  

Народ отлучен  от управления. Чиновники дб человеколюбивыми, обязаны трудиться, быть преданными и почетать старших. 

Кант считал такой тип гос-ва самим деспотическим (отсутствие свободы) 

2.Учения исправления  имен. Имя-статус чел-ка. Каждый чел.  Должен соответствовать своему  имени. Император дБ императором,  отец отцом, сын сыном. 

3. Учение о  ритуале. 

Конфуций негативно  относился к законам, т.к. они были жестокими и считал, что вместо законов можно использовать ритуалы в кач-ве правового контроля над людьми. 

Даосизм. Лао-Цзы. 2 в до н. э.  

1) Основано на  понятии дао-естественный ход  вещей, естественная закономерность, высшая добродетель и справедливость.

В отнош. дао  все равны. Дао определяет законы неба, природы и общ-ва. 

2) Утверждает, что  дао и цивилизация несовместимы, т.к. цивилизация приводит к  неравенству, бедности и др. соц-м  порокам, ведет к гибели человечества. 

3) Чтобы спасти  человечество, необходимо выполнить  принцип недеяния. 

Символом даосизма явл. лодка без весел, чел. сидит  в лодке и несется по бурному  потоку судьбы. 

Лучший правитель-это  тот, о к-м люди знаю, что он есть. Отрицал законы, войны. 

Моизм. Мо-Цзы (479-400 г) основатель радикально демократ-ой традиции ПП мысли Др. Китая. 

1) Выдвигает  идею естественного равенства  людей. 

2) Явл.основателем  договорной теории происхождения  гос-ва.  

Сначала был  хаос(беспорядок), т.к. у каждого было свое понимание справедливости, когда  люди поняли причину беспорядка, они  догадались создать гос-во с единым пониманием справедливости. 

3) Критиковал  аристократическое гос-во Конфуция  и считал, что править должны  не знатные и мудрые.  

Для установл. единства в гос-ве необходимо:

     а)  насаждение единомыслия

     б)  запрет вредных учений

     в)  поощерение доносов

     г)  поддержание соц.равенства 

Легизм (законность) Шан-Ян (390-338) был министром земледлия в период тер-ой раздробленности Китая. 

Цель-создание сильного централизованного гос-ва. 

Это учение принципиально  отличается от предыдущих,т.к. отказывается от моральных трактовок, политики и права и разрабатывается технология осущ-я власти.  

Его теория пронизана  враждебностью к людям и увереннотью  к людям, что только насилие может  дать желаемый порядок. 

Методолог-ой основой  его учения явл. утверждение, что человек-это источник зла.  

Принципы:

1.этотизм-господство гос-ва. Основная цель гос-ва-подавить злое начало в человеке с помощью законов(жестоких)

2.законность. В  праве не люди, а законы. Закон-это  сосуд,к-й можно наполнить любым содержанием. Закон-это прежде всего наказание.

3.Коллективная  отв-ть. 

Даёт образ  идеального правителя: Правитель должен внушать страх, он дб таинственным, должен контролировать чиновников и  никому не доверять. 

Все эти методы дали результат, но вскоре империя рухнула, как и легизм. 

                                                    26.10.2010

 

                                             ППУ Древней Греции. 

Государственность Др.Греции возникла в начале 1оготысячилетия до н.э. в форме полисов(город-гос-во), где шла борьба за власть, эти процессы нашли отражение в ППУ Платона и Аристотеля. 

Платон (427-347 г. до н.э.)

2 учителя: Сократ, пифагор. 

Информация о работе Лекции по истории политических и правовых учений