Лекции по истории политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 07:39, курс лекций

Описание

несколько лекций.

Работа состоит из  1 файл

ИППУ лекции.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)
>Сократовский  метод: задавать вопрос и получать ответ. Маевтика-родовспоможение. 

«Я не мудрец, я философ»

Академия, к-я  существовала __ лет. 

Сократ считал, что истина рождается в споре, А Пифагор-в числе. 

Методологической  основой ППУ Платона явл. утверждение  о существовании двух миров:реального  и идей. Истинный мир-мир идей. Познать  мир идей могут только философы. В соотв. с этой теорией Платон изображает идеальное гос-во и называет его Атлантида. Проект идеального гос-ва Платон изображает идеологией гос-ва. 

1) Гос-во возникает  по воле богов как результат  потребности людей друг в друге. (разделение труда)

2) Соц. структура представлена 3 сословиями: философы, воины, работника. Философы управляли гос-ом(люди-золото), воины-люди-серебро, работника(земледельцы, ремесленника, торговцы) люди-железо(медь).

Неравенство справедливо, т.к. каждый занимается своим делом(функциональное)

3) Причиной соц.  неравенства явл. частная собств-ть. Чтобы люди думали об общем  благе, а не частном интересе, у философов и воинов отсутствует  частная собств-ть. Рабы отсутствуют,  т.к. им нет места. 

4) Провозглашается  общность жен и общность детей.

5) Цель гос-ва-общее  благо

Платон уравнивает права мужчин и женщин.

6) Формы правления.  Круг Платона. Идеальная форма  правления-аристократия-правление  лучших(философов) 

 
 

Философы обращаются при тирании к народу и возникает аристократия 

Демократия-индивидуальная свобода, метод и способ управления

Тирания-отсутствие свободы 

Негативное отношение  Платона к демократии связано  с возможностью перехода охлократии, а затем к тирании. 

Эволюция взглядов Платона на гос-во отражена в диалоге закона, где он изображает второе по достоинству гос-во.  _________ которые по ____________ получают земельный участок и до, з. пользуются на правах владения.

Надел переходит  только одному сыну.  

Сословный принцип  заменяется классовым по уровню дохода: выделяется 4 класса.  

Лучшая форма  правления-смешанная, где совмещается  демократия и олигархия. 

Во главе гос-ва 37 правителей,к-е избираются путем  многоступенчатых выборов.

Возраст от 50 до 70 лет.

Гл.функция-быть стражем закона.

Выборный совет 360 чел.

Народное собрание: 1 и 2 обязательно, 3 и 4 по желанию.

Ночное собрание-10 самых мудрых людей. 

Появляется индивид. семья, хотя воспитание осущ-т приемущ-но гос-во. 

Провозглашается принцип законности:

1. законы имеют  божественное происхождение

2. законы дб  вечными и неизменными

3. о чем закон  молчит, то он запрещает.

4. законы д  соотв-ть гос-у устройству. 

Из всех наук более совершенствует чел-ка наука  о законности. 

Итог: 

                    +                        -
* впервые Платон подчеркивает негат. знач. частной собств-ти

* в учении  П. дан анализ различных форм  правления и высказаны опасения  по поводу демократии

* разработан  принцип законности как основы  полит-ого управления

* принебрежение  к личности

* имеется регламентация  во всем

* в утопической  форме дан прообраз тоталитарного  гос-ва.

 

Платон мне  друг, но истина дороже (но истина мне  больший друг). 

Аристотель (384-322 г. до н. э.) жил в первые годы своей жизни при дворце в ________ 

Если бы я  не был Александром, я бы хотел  быть Диогеном. ( свободным)  

Академия-Платон. 

Школа(лицей) в 33 года А.Македонского аотравили. 

Аристотель бежал  из Афин. Умирает на острове, где  жила его мама. Аристотель явился основателем 14 наук, в т.ч. и политической. 

Методологической  основой его ППУ явл. утверждение, что сущ-т только один реальный мир, к-й можно опзнать опытным путем. Он изучил 156 городов-полисов вместе с учениками объездил эти полисы, изучил формы правления и провел анализ. 

Гос-во появляется естественным путем, благодаря стремлению людей к общению. Сначала семья  à селение à гос-во  

Гос-во явл. высшей формой общения между свободными и равными (в семье отсутствует  равенство м-у детьми и родителями, м-у мужем и женой, м-у хозяином и слугой) 

В споре с  Платоном Аристотель выступал против ___________ единства, т.е. против отсутствия частной собств-ти, т.к. частная собств-ть присуща экономической природе чел-ка. 

Человеку моё  «я» ближе. 

Однако собств-ти дб немного, но достаточно (средний  класс)

Выступал против общности жен и детей, т.к. чел-к в своем ______________________ 

Отношение: раб - говорящее орудие, это не человек 

Рабство справедливо, т.к. люди по природе своей не равны, одни рождаются свободными, др. рождаются  рабами. 

Рабство необходимо, т.к.

         1) того требует эконом-ое развитие

         2) необходимо как рабовладельцу,  так и рабу, т.к. он несамостоятелен. 

Аристотель представил собственную типологию власти. При  этом выделил 2 критерия.

                   а) качественный – в чьих  интересах осущ-ся власть

                   б) количественный – сколько человек правит 

       типы                                                 формы
 

Правильные

               1       немногие       большинство
монархия аристократия полития
Неправильные тирания олигархия демократия
 

Лучшая форма правления – полития (правление среднего класса, людей, у к-х собств-ти немного, но достаточно) 

Ср.класс нейтрализует опасность раскола между бедными  и богатыми, это слой, к-й доволен  свои положением. à он не будет стремиться к революции 

Аристотель явл. основателем  теории золотой середины. Он видел высшую добродетель в умеренности и в уклонении от крайности. 

Демократия – власть бедноты, черньи, у к-й нет образования, досуга, достатка, чтобы заниматься общ-ми делами. Чернию легко купить. 

Демагог-тот, кто ведет за собой черни. 

Худшая форма  правления – тирания. 

Аристотель первый сформулировал разделениевластей  н 3 ветв, исходя из необходимости преодолеть злоупотребление власти. 

Справедливость  – высшая добродетель. Это равенство  для равныз и неравенство для неравных.

1) распределительная.  Основана на геометрическом равенстве-каждому  свое(власть, деньги, почет, распределение  благ по достоинству людей)

2) уравнивающая. Основана на арифметическом равенстве,  когда люди равны не сами  по себе, а по отнош. к ч-л (закону, власти) 

Аристотель делил  право на:

1) естественное, к-е одинаковово всем мире

2) волеустановл-е  различ-ся в разных гос-х 

Значение творчества Ар-ля:

    Впервые  использовал научные методы познания

    Типологизировал  форму правления

    Разработал  теорию среднего класса 

Сравнение ППУ  Др. Востока и Др. Греции 

ППУ Др. Греции носили светский хар-р

ППУ Др. Г. представили  научный анализ гос-ва и права

ППУ Др. Г. Представили  анализ различных форм правления 
 

2.11.2010г.

     ППУ Западной Европы в средние века

В IXв н.э. Западная Европа распалась на множество феодальных государств, которые внутри тоже были раздроблены. Единственной объединённой силой была церковь, что обусловлено её слияние на ПП-ые идеи.

     Философия  становиться служанкой богословия, а библейские тексты получили силу закона.

     Фома Аквинский (1226-1274гг)

     Хотел  приспособить творчество Ар-ля  к христианству.

     Методолог-ой  основой учения явл. утверждение,  что все от бога, а значит  и всякая власть от бога. Он  использует идею Ар-ля о создании государства (семья>селение>государство)

     Возникновение  государства аналогично сотворению  мира и оправдало божественным  замыслом.

     Доказывает  превосходство духовной вл. над  светской. Д/этого он рассматривает  светскую вл. как систему, состоящую из 3 элементов:

  1. сущность власти выражается в отношении господства и подчинения.
  2. приобретение власти
  3. использование власти

     только  первый элемент от бога и  он является абсолютным добром.

2-ой и 3-ий  элементы мб как добром, так  и злом. Это зависит от людей. Если 2-е и 3-е зло, то народ имеет правота восстание, но разрешение на него даст церковь.

     Религиозное  влияние выше светской.

     Формы  правл. берет у Ар-ля. Но лучшей  считают монархию и выделяет 3её  типа:

  1. абсолютная или диспотич-ую
  2. полит-я, к-я ограничена законом
  3. королевская на основе мудрости правления.

     Фома  разработал типологию закона  в виде пирамиды:

     1)вечный  закон- всеощий закон мира, порядка  дан д/всею сущего. Он является  источником для всех др.законов  и выражает божественный разум.

     2)естественный- отражение вечного закона в  человеческом разуме.он предписывает  стремиться к:

 А) самосохранению;

 Б) продолжению  рода;

 В) поиску  истины;

 Г) уважению  друг друга.

     3)человеческий( или позитивный) основан на страхе наказания. Он мб справедливым и не справедливым если не соответствует естественному.

     4) божественный дом людям в библии, он необходим, т.к.человеческий  закон не может до конца  истребить зло.

     Зачем  божественный, когда есть вечный?

     Никола Макеовелли  (1469-1527гг)

     «Государь»

     Методолог-я  основа его учения явл. ЗАММММА  теория божественного предопределения  идей объективных исторических  закономерностей.

     Он  выступал за отделение церкви  за государство.

     Критиковал  католицизм.

     Впервые  выделяет политику  как самостоятельную  сферу ДЕЛТ-ТИ от религии и  морали.

Впервые выделит  понятие гос-во (stato) как аппарат управления и легитимного насилия.

Информация о работе Лекции по истории политических и правовых учений