Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 07:39, курс лекций
несколько лекций.
«Я не мудрец, я философ»
Академия, к-я
существовала __ лет.
Сократ считал,
что истина рождается в споре,
А Пифагор-в числе.
Методологической
основой ППУ Платона явл. утверждение
о существовании двух миров:реального
и идей. Истинный мир-мир идей. Познать
мир идей могут только философы.
В соотв. с этой теорией Платон изображает
идеальное гос-во и называет его Атлантида.
Проект идеального гос-ва Платон изображает
идеологией гос-ва.
1) Гос-во возникает
по воле богов как результат
потребности людей друг в
2) Соц. структура представлена 3 сословиями: философы, воины, работника. Философы управляли гос-ом(люди-золото), воины-люди-серебро, работника(земледельцы, ремесленника, торговцы) люди-железо(медь).
Неравенство справедливо, т.к. каждый занимается своим делом(функциональное)
3) Причиной соц.
неравенства явл. частная
4) Провозглашается общность жен и общность детей.
5) Цель гос-ва-общее благо
Платон уравнивает права мужчин и женщин.
6) Формы правления.
Круг Платона. Идеальная форма
правления-аристократия-
Философы обращаются
при тирании к народу и возникает
аристократия
Демократия-индивидуальная свобода, метод и способ управления
Тирания-отсутствие
свободы
Негативное отношение
Платона к демократии связано
с возможностью перехода охлократии,
а затем к тирании.
Эволюция взглядов Платона на гос-во отражена в диалоге закона, где он изображает второе по достоинству гос-во. _________ которые по ____________ получают земельный участок и до, з. пользуются на правах владения.
Надел переходит
только одному сыну.
Сословный принцип
заменяется классовым по уровню дохода:
выделяется 4 класса.
Лучшая форма
правления-смешанная, где совмещается
демократия и олигархия.
Во главе гос-ва 37 правителей,к-е избираются путем многоступенчатых выборов.
Возраст от 50 до 70 лет.
Гл.функция-быть стражем закона.
Выборный совет 360 чел.
Народное собрание: 1 и 2 обязательно, 3 и 4 по желанию.
Ночное собрание-10
самых мудрых людей.
Появляется индивид.
семья, хотя воспитание осущ-т приемущ-но
гос-во.
Провозглашается принцип законности:
1. законы имеют божественное происхождение
2. законы дб вечными и неизменными
3. о чем закон молчит, то он запрещает.
4. законы д
соотв-ть гос-у устройству.
Из всех наук
более совершенствует чел-ка наука
о законности.
Итог:
+ | - |
*
впервые Платон подчеркивает негат.
знач. частной собств-ти
* в учении
П. дан анализ различных форм
правления и высказаны * разработан принцип законности как основы полит-ого управления |
* принебрежение
к личности
* имеется регламентация во всем * в утопической
форме дан прообраз |
Платон мне
друг, но истина дороже (но истина мне
больший друг).
Аристотель
(384-322 г. до н. э.) жил в первые годы своей
жизни при дворце в ________
Если бы я
не был Александром, я бы хотел
быть Диогеном. ( свободным)
Академия-Платон.
Школа(лицей) в 33
года А.Македонского аотравили.
Аристотель бежал
из Афин. Умирает на острове, где
жила его мама. Аристотель явился основателем
14 наук, в т.ч. и политической.
Методологической
основой его ППУ явл. утверждение,
что сущ-т только один реальный мир, к-й
можно опзнать опытным путем. Он изучил
156 городов-полисов вместе с учениками
объездил эти полисы, изучил формы правления
и провел анализ.
Гос-во появляется
естественным путем, благодаря стремлению
людей к общению. Сначала семья à
селение à гос-во
Гос-во явл. высшей
формой общения между свободными
и равными (в семье отсутствует
равенство м-у детьми и родителями,
м-у мужем и женой, м-у хозяином
и слугой)
В споре с
Платоном Аристотель выступал против
___________ единства, т.е. против отсутствия
частной собств-ти, т.к. частная собств-ть
присуща экономической природе чел-ка.
Человеку моё
«я» ближе.
Однако собств-ти дб немного, но достаточно (средний класс)
Выступал против
общности жен и детей, т.к. чел-к в
своем ______________________
Отношение: раб
- говорящее орудие, это не человек
Рабство справедливо,
т.к. люди по природе своей не равны,
одни рождаются свободными, др. рождаются
рабами.
Рабство необходимо, т.к.
1) того требует эконом-ое развитие
2) необходимо как рабовладельцу,
так и рабу, т.к. он несамостоятелен.
Аристотель представил собственную типологию власти. При этом выделил 2 критерия.
а) качественный – в чьих интересах осущ-ся власть
б) количественный – сколько человек правит
типы | | ||
Правильные |
1 | немногие | большинство |
монархия | аристократия | полития | |
Неправильные | тирания | олигархия | демократия |
Лучшая форма правления
– полития (правление среднего класса,
людей, у к-х собств-ти немного, но достаточно)
Ср.класс нейтрализует
опасность раскола между
Аристотель явл.
основателем теории золотой середины.
Он видел высшую добродетель в умеренности
и в уклонении от крайности.
Демократия –
власть бедноты, черньи, у к-й нет образования,
досуга, достатка, чтобы заниматься общ-ми
делами. Чернию легко купить.
Демагог-тот, кто
ведет за собой черни.
Худшая форма
правления – тирания.
Аристотель первый
сформулировал
Справедливость – высшая добродетель. Это равенство для равныз и неравенство для неравных.
1) распределительная.
Основана на геометрическом
2) уравнивающая.
Основана на арифметическом
Аристотель делил право на:
1) естественное, к-е одинаковово всем мире
2) волеустановл-е
различ-ся в разных гос-х
Значение творчества Ар-ля:
Впервые
использовал научные методы
Типологизировал форму правления
Разработал
теорию среднего класса
Сравнение ППУ
Др. Востока и Др. Греции
ППУ Др. Греции носили светский хар-р
ППУ Др. Г. представили научный анализ гос-ва и права
ППУ Др. Г. Представили
анализ различных форм правления
2.11.2010г.
ППУ Западной Европы в средние века
В IXв н.э. Западная Европа распалась на множество феодальных государств, которые внутри тоже были раздроблены. Единственной объединённой силой была церковь, что обусловлено её слияние на ПП-ые идеи.
Философия становиться служанкой богословия, а библейские тексты получили силу закона.
Фома Аквинский (1226-1274гг)
Хотел приспособить творчество Ар-ля к христианству.
Методолог-ой
основой учения явл.
Возникновение
государства аналогично
Доказывает превосходство духовной вл. над светской. Д/этого он рассматривает светскую вл. как систему, состоящую из 3 элементов:
только первый элемент от бога и он является абсолютным добром.
2-ой и 3-ий элементы мб как добром, так и злом. Это зависит от людей. Если 2-е и 3-е зло, то народ имеет правота восстание, но разрешение на него даст церковь.
Религиозное влияние выше светской.
Формы правл. берет у Ар-ля. Но лучшей считают монархию и выделяет 3её типа:
Фома разработал типологию закона в виде пирамиды:
1)вечный
закон- всеощий закон мира, порядка
дан д/всею сущего. Он является
источником для всех др.
2)естественный-
отражение вечного закона в
человеческом разуме.он
А) самосохранению;
Б) продолжению рода;
В) поиску истины;
Г) уважению друг друга.
3)человеческий( или позитивный) основан на страхе наказания. Он мб справедливым и не справедливым если не соответствует естественному.
4)
божественный дом людям в
Зачем божественный, когда есть вечный?
Никола Макеовелли (1469-1527гг)
«Государь»
Методолог-я
основа его учения явл.
Он выступал за отделение церкви за государство.
Критиковал католицизм.
Впервые выделяет политику как самостоятельную сферу ДЕЛТ-ТИ от религии и морали.
Впервые выделит понятие гос-во (stato) как аппарат управления и легитимного насилия.
Информация о работе Лекции по истории политических и правовых учений