Лекции по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 01:42, курс лекций

Описание

Теория государства и права является фундаментальной наукой правоведения и в то же время базовой учебной дисциплиной. Курс теории государства и права предполагает овладение системой основных правовых понятий и категорий, которыми оперирует вся система юридических наук. Усвоение юридических понятий является необходимым этапом юридического образования. Именно в рамках курса теории государства и права начинается формирование и развитие юридического мышления, его профессиональной направленности, общей и правовой культуры.

Содержание

Введение 6
Раздел 1. Теория государства и права как наука 7
Тема 1. Понятие и предмет теории государства и права 7
1.1. Юридическая наука (правоведение) - наука о правовых формах человеческого общения. Состав юридической науки 7
1.2. Понятие и предмет общей теории государства и права 11
1.3. Место общей теории права в системе юридических наук 12
1.4. Задачи и функции теории государства и права на современном этапе 12
Тема 2. Методология теории государства и права 14
2.1. Методология науки. Понятие метода теории государства и права. Методологический плюрализм 15
2.2. Структура методологии юридической науки и классификация и основных методов изучения государства и права 16
2.3. Характеристика основных специально-юридических методов познания 19
Раздел 2. Общая теория государства 22
Тема 3. Происхождение государства и права 22
3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе 22
3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства 24
3.3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родовой организации общества 29
3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества 30
3.5. Основные теории о происхождении государства и права 32
Тема 4. Понятие и сущность государства 34
4.1. Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве 34
4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти 35
4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета 38
4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов 39
4.5. Понятие и признаки государства 44
4.6. Понятие типа государства. Классификация современных государств и их разновидности 45
Тема 5. Социальное назначение и функции государства 49
5.1. Социальное назначение государства 49
5.2. Понятие функций государства 51
5.3. Виды функций государства 51
5.4. Формы и методы осуществления функций государства 53
Тема 6. Механизм государства 55
6.1. Понятие и структура механизма государства 55
6.2. Принципы организации и деятельности механизма государства 57
6.3. Государственный орган и его признаки 59
6.4. Виды органов государства 60
Тема 7. Формы государства 63
7.1. Понятие формы государства. Соотношение формы государства и политического режима 63
7.2. Форма правления 64
7.3. Форма государственного устройства 67
Тема 8. Политическая система общества 70
8.1. Понятие и структура политической структуры общества 70
8.2. Место и роль государства в политической системе общества 73
8.3. Добровольные объединения граждан в политической системе общества 74
8.4. Партии в политической системе: признаки, разновидности, соотношения партий и государства 79

Работа состоит из  1 файл

Текст курса.doc

— 893.33 Кб (Скачать документ)

Политическая власть - это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях.

Государственная власть является разновидностью политической власти. Помимо государственной, к политической власти относят партийную власть, власть профсоюзных организаций, иных общественных образований политического характера.

Государственная власть отличается от иных видов политической власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

1. Монополия на издание общеобязательных велений;

2. Монополия на применения государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

       Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

       Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

       Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

       Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

       Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

       Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом - при характеристике легитимности государственной власти).

       Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей (его более подробная характеристика будет дана в последующих темах).

Структуру государственной власти составляют:

1.              Субъект (государство в лице его органов);

2.              Объект (подвластные, население государства);

3.              Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет множество самых различных характеристик, в частности, государственную власть можно рассматривать с точки зрения ее легитимности.

Легитимность означает поддержку власти народом, готовность народа исполнять законы, требования власти. Термин "легитимность" буквально означает "законность". Однако с точки зрения теории юридической науки легитимность и законность (легальность) власти - разные явления. Легальность - это юридическое свойство государственной власти, а легитимность - ее фактическое свойство. Легальность (формальная легальность) означает законность власти, то, что власть установлена законным путем, осуществляется в соответствии с существующими законами. Власть может быть легальной. Но не легитимной, и наоборот. Легитимность характеризуется тремя моментами:

       Формальная легальность;

       Истинная легитимность, т. е. поддержка власти населением;

       Преемственность власти (смена власти должна происходить законным путем, без насильственных переворотов. В противном случае новая власть может законодательно оформить свою деятельность, т. е. стать формально законной, но при этом не обладать качеством легитимности. Власть, основанная на насилии, не имеет будущего).

Легитимность власти может меняться, она может быть утрачена.

Выделяют три вида (теории) легитимности (которые объясняют причины, по которым данная власть может пользоваться поддержкой народа):  

       Традиционная легитимность. Народ поддерживает власть потому, что привык к ней; власть носит длительный, устойчивый характер. Примером может служить монархическая власть.

       Харизматическая легитимность. В данном случае народ поддерживает власть, потому что верит в личность - носителя власти, обладающую харизматическими качествами. Эта легитимность основывается на вере в вождя, способного привести к светлому будущему.

       Рационально-правовая легитимность. Народ поддерживает власть, т. к. она носит законный характер, воспринимается как справедливая. В данном случае власть действует в соответствии с интересами народа.

Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством является прежде всего то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается прежде всего за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако, с другой стороны, прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря этому качеству государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком.

4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета

Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти.

Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны.

Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет).

Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.). Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти (т. е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством):

       Универсальность;

       Прерогатива;

       Наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);

       Наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках:

       Государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

       Никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;

       Государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

       Государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;

       Государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов

Политический режим - это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия населения в управлении государством.

Политический режим - организационные средства осуществления государственной власти, в основе которых лежат определенные принципы организации властных отношений.

В основе политического режима лежат два принципа:

1. Принцип демократизма;

2. Принцип авторитарности.

Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:

       Равноправие сторон во всех видах общественных отношений;

       Государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;

       Взаимная ответственность личности и государства;

       Существует свобода выбора варианта поведения;

       Наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;

       Действует общедозволительное регулирование в праве (В праве существуют два типа регулирования: общедозволительный и разрешительный. Общедозволительное регулирование выражается формулой: "Разрешено все, кроме прямо запрещенного законом". В этом случае действует общее дозволение на любые варианты поведения, а право очерчивает рамки, которые нельзя переступать, т. е. очерчивает перечень конкретных запретов. Разрешительный тип регулирования выражается формулой: "Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом". В этом случае действует общий запрет на любые варианты поведения, не предусмотренные законодательством. Право представляет собой перечень конкретных дозволений (разрешений). В праве преобладают запреты и обязанности.).

Принцип авторитарности характеризуется следующими чертами:

       Диктат государства и его органов;

       Наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;

       Односторонняя ответственность личности перед государством;

       Разрешительный тип регулирования в праве.

Сочетание этих двух принципов дает конкретный вид политического режима.

 

 

Рис. 2.2.4.4.

 

На вышеприведенной схеме показано, что воплощение в общественную практику государства принципов демократизма и авторитарности ведет к формированию того или иного вида политического режима. С большой долей условности все политические режимы можно разделить на три вида:

       Тоталитарный,

       Авторитарный,

       Демократический.

При организации власти в любом государстве так или иначе воплощаются как идеи авторитарности, так и идеи демократизма. В зависимости от того, черты какого принципа выражены более явно в законодательстве и общественной практике, политический режим можно охарактеризовать как демократический, тоталитарный (жестко-авторитарный) или авторитарный (переходный). В литературе предлагаются различные характеристики политических режимов, более подробные, но все виды политических режимов по некоторым существенным признакам могут быть отнесены в одному из трех названных видов.

Для тоталитарного политического режима характерно:

       Стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни, вплоть до личной.

       Основу тоталитарного режима составляет моноидеология - политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной. Идеология подменяет и подавляет религию.

       Наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию.

       Сращивание партийного и государственного аппарата. Политизация органов МВД, разведки, вооруженных сил и т. д.

       Монополия партии (государства) распространяется на сферу экономики. Этот признак характеризует крайнюю степень тоталитаризма. Если завершился процесс огосударствления экономики, то тоталитарный режим считается сформированным.

       Отсутствие политического плюрализма.

       Применение физического террора и устрашения в отношении граждан.

Наиболее классическими примерами являются СССР, бывшие страны социалистического лагеря, фашистские Германия и Италия; в отношении современных государств можно с определенной долей условности назвать Кубу, КНДР.

Фашистские, коммунистические политические режимы, рассматриваемые в литературе в качестве самостоятельных, являются разновидностями тоталитарного режима (их особенности - в идеологии: националистической, коммунистической).

Для авторитарного политического режима характерно:

       Наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений.

       Отсутствие моноидеологии.

       Отсутствие единой политической партии. Как правило, формально допускается многопартийность, но партии не играют решающей роли в жизни общества, не способны реально влиять на государственно-значимые властные решения.

       Законодательная власть подчинена исполнительной; институты государства носят вторичный характер, могут быть расформированы.

       Допускается ограниченный плюрализм - до тех пор, пока он не наносит ущерба существующей системе.

       Граждане не подвергаются репрессиям и террору - опять-таки до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.

Авторитарный политический режим - весьма широкая категория. Под это понятие подпадают различные режимы и государства, это и современная Россия, и государства военной диктатуры. Авторитарный режим может характеризоваться различной степенью демократичности, он может быть и жестко-авторитарным, приближенным к тоталитаризму, и мягким, обладающим большим набором демократических прав и свобод. Государство, характеризуемое сильной исполнительной, президентской властью, с явно выраженным лидером, может быть отнесено к авторитарному. Очень разные, несоотносимые, на первый взгляд, государства, сходятся в том, что и составляет внешние отличительные черты авторитаризма.

Информация о работе Лекции по "Теория государства и права"