Лекции по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 01:42, курс лекций

Описание

Теория государства и права является фундаментальной наукой правоведения и в то же время базовой учебной дисциплиной. Курс теории государства и права предполагает овладение системой основных правовых понятий и категорий, которыми оперирует вся система юридических наук. Усвоение юридических понятий является необходимым этапом юридического образования. Именно в рамках курса теории государства и права начинается формирование и развитие юридического мышления, его профессиональной направленности, общей и правовой культуры.

Содержание

Введение 6
Раздел 1. Теория государства и права как наука 7
Тема 1. Понятие и предмет теории государства и права 7
1.1. Юридическая наука (правоведение) - наука о правовых формах человеческого общения. Состав юридической науки 7
1.2. Понятие и предмет общей теории государства и права 11
1.3. Место общей теории права в системе юридических наук 12
1.4. Задачи и функции теории государства и права на современном этапе 12
Тема 2. Методология теории государства и права 14
2.1. Методология науки. Понятие метода теории государства и права. Методологический плюрализм 15
2.2. Структура методологии юридической науки и классификация и основных методов изучения государства и права 16
2.3. Характеристика основных специально-юридических методов познания 19
Раздел 2. Общая теория государства 22
Тема 3. Происхождение государства и права 22
3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе 22
3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства 24
3.3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родовой организации общества 29
3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества 30
3.5. Основные теории о происхождении государства и права 32
Тема 4. Понятие и сущность государства 34
4.1. Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве 34
4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти 35
4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета 38
4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов 39
4.5. Понятие и признаки государства 44
4.6. Понятие типа государства. Классификация современных государств и их разновидности 45
Тема 5. Социальное назначение и функции государства 49
5.1. Социальное назначение государства 49
5.2. Понятие функций государства 51
5.3. Виды функций государства 51
5.4. Формы и методы осуществления функций государства 53
Тема 6. Механизм государства 55
6.1. Понятие и структура механизма государства 55
6.2. Принципы организации и деятельности механизма государства 57
6.3. Государственный орган и его признаки 59
6.4. Виды органов государства 60
Тема 7. Формы государства 63
7.1. Понятие формы государства. Соотношение формы государства и политического режима 63
7.2. Форма правления 64
7.3. Форма государственного устройства 67
Тема 8. Политическая система общества 70
8.1. Понятие и структура политической структуры общества 70
8.2. Место и роль государства в политической системе общества 73
8.3. Добровольные объединения граждан в политической системе общества 74
8.4. Партии в политической системе: признаки, разновидности, соотношения партий и государства 79

Работа состоит из  1 файл

Текст курса.doc

— 893.33 Кб (Скачать документ)

Преодоление узкоклассового, догматического подхода в исследовании государства и права.

2.1. Методология науки. Понятие метода теории государства и права. Методологический плюрализм

Методология - сложное явление. Она понимается, во-первых, как наука о методе; во-вторых, как система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки; в-третьих, как совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

С точки зрения философии, методология представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Долгое время отечественная юридическая наука опиралась только на один метод познания, что было обусловлено историческими условиями и господством единственной марксистско-ленинской идеологии. В такой ситуации речь о методологии как системе методов познания и учении о методах не шла. Единственным признаваемым методом был метод материалистической диалектики.

Требования этого метода состоят в следующем:

       государство и право изучаются в развитии конкретно-исторически;

       государство и право изучаются в неразрывной связи с факторами, которые их обусловливают;

       государство и право изучаются в связи с общественной практикой;

       государство и право определяются экономическими условиями жизни общества.

Несмотря на принятую сейчас повальную критику всех положений бывшей советской науки, нельзя не признать, что этот метод имеет и позитивные, и негативные моменты. Этот метод остается в силе и сейчас, он является философской основой научных исследований.

Главный же минус этого метода состоит в его догматизме, т. е. в том, что он считался единственным и не допускающем критики. При использовании метода главный упор делался на классовую природу государства и права.

В современных условиях ученые оперируют не просто понятием метода науки, а имеют дело с развитой системой этих методов, строящейся на основе определенных методологических принципов, что позволяет говорить о методологии юридической науки.

Прежде чем перейти к изложению материала темы, сделаем одно пояснение. В рамках данного учебного курса нас интересуют прежде всего методы теории государства и права. Однако методология - единое многоструктурное образование, поэтому все, что будет сказано ниже о классификации методов, в полной мере относится к методологии юридической науки в целом. Специфичными для теории государства и права являются лишь специально-юридические методы, которые будут рассмотрены в последнем вопросе плана.

Итак, методология - это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.

Методология общей теории государства и права - это совокупность теоретических принципов, логических приемов и способов и специальных методов познания правовых явлений.

Метод науки - это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки.

Под методом теории государства и права понимается совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется познание правовых явлений.

Для сегодняшнего дня характерна множественность методов - «методологический плюрализм» в познании государства и права. Впервые понятие методологического плюрализма в науке дал выдающийся русский ученый И.А. Ильин в своей работе «Понятие права и силы», написанной в 1910 г. Он писал, что нет единого, универсального способа изучения права, который бы вытеснил и заменил все остальные, сделал их ненужными.

Методологический плюрализм - важнейшая предпосылка получения достоверного знания. Изучая государственно-правовые явления с помощью различных методов одновременно, мы имеем возможность сравнить полученные результаты, выявить повторяющиеся закономерности, увидеть эти явления с разных точек зрения, следовательно, избежать однобокости получаемых выводов. Право и государство - очень сложные явления, и получить о них достаточно полное представление можно, только исследовав их с разных сторон, в разных аспектах. Именно для получения полной картины какого-либо явления используется методологический плюрализм как основа любого серьезного научного исследования.

2.2. Структура методологии юридической науки и классификация и основных методов изучения государства и права

Методология - многоструктурное образование.

В рамках методологии выделяют несколько уровней:

       философский уровень.

Определяет общие гносеологические принципы философской доктрины. Это исходные позиции для анализа правовых явлений. Общие философские принципы познания создают общность теоретической базы научных исследований. Эта общность теоретической базы, в свою очередь, дает возможность сопоставить результаты исследований. На философском уровне можно выделить следующие принципы:

       принцип историзма (все явления должны изучаться с учетом их исторического развития; например, понять сущность и специфику государства можно, только проследив различные исторические типы государства, таким образом выявятся его неизменные сущностные характеристики и отпадут преходящие факторы);

       принцип системности исследований (все явления взаимосвязаны, поэтому неверным было бы изучать какое-либо явление в отрыве от связанных с ними факторов; например, право изучается во взаимосвязи с государством; это и означает, что все явления изучаются в системе, в комплексе);

       принцип методологического плюрализма (применение множественности методов при изучения каждого отдельного явления);

       принцип объективности и конкретности (это два принципа познания, но они тесно связаны, поэтому рассматриваются они вместе. Чтобы обеспечить воплощение в жизнь принципа объективности познания, мы должны избавиться от субъективных факторов, как-то: собственные пристрастия исследователя, догматизм, идеологизация науки. Конкретность означает, что все исследования должны опираться на факты реальной действительности, по возможности подтверждаться практикой. Если какая-либо теория противоречит объективным фактам, не может охватить или объяснить их, необходимо отвергнуть эту теорию, а не заниматься подгонкой фактов под нее. Именно конкретность исследования позволит обеспечить его объективность.);

       принцип единства предмета и метода изучения (каждое явление, каждый предмет изучения требует собственных методов, приемлемых для него. Например, методы, применяемые в естественных и технических науках, зачастую неприемлемы для наук гуманитарных, и наоборот.);

       принцип научной корректности - можно рассмотреть в качестве дополнительного (методы, которые мы избираем для изучения того или иного явления, должны не только приводить к конкретным результатам, но и не наносить ущерба обществу, соответствовать идее гуманизма, не входить в противоречие с общечеловеческими ценностями. Это тот случай, когда цель не оправдывает средства. Например, при изучении происхождения государства, трансформации первобытного стада в человеческое общество вряд ли применим метод эксперимента. Приведем утрированный пример. Гипотетически можно было бы представить ситуацию, при которой группу младенцев, людей, не подвергшихся воздействию цивилизации, можно было бы поместить в естественные условия, приближенные к тем, которые предшествовали формированию государственной организации общества, а затем вести наблюдение, чтобы проверить наши представления об этапах формирования человеческого общества. Однако это и будет случай некорректности выбора метода познания. Ценность научных выводов несравнима с ценностью человеческой жизни, свободы, права на самоопределение. Пример, конечно, весьма утрированный, но идея, надеемся, ясна.).

       общенаучные методы познания составляют второй уровень методологии. Это логические приемы обработки информации, при их помощи можно делать выводы из накопленных другими методами знаний. Сюда относятся такие методы как индукция, дедукция, синтез, анализ, умозаключение, суждение и др.

Диалектика - метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

Анализ - расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

Синтез - соединение элементов в единое целое.

Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

Индукция - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Дедукция - умозаключение от общего к частному (фактам).

Аналогия - сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.

Абстрагирование - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

Моделирование - построение и изучение моделей реально существующих предметов и явления.

       специальные приемы познания (частно-научные методы, частно-юридические). Эти методы отражают специфику правовой науки. Они различны для различных областей знаний, для различных наук. Система частно-научных методов строится на принципе единства предмета и метода - это означает, что метод изучения каких-либо явлений в большинстве случаев рассчитан на специфику предмета изучения. Например, методы, применимые в биологии, неприемлемы для юриспруденции. Любая наука обладает набором специальных методов познания.

Говоря об этом блоке методов, можно сказать, что многие авторы рассматривают отдельно специальные методы и частнонаучные. Специальные методы используются в нескольких науках, например, психологические методы, математические, метод сравнения, системно-структурного анализа и др. Эти методы разработаны какой-либо одной наукой (например, психологией), а потом стали применяться и другими науками, в нашем случае - юридической. Частнонаучные методы используются конкретной наукой, например, правовой эксперимент, сравнительное правоведение, формально-юридический анализ используются теорией государства и права и неприменимы для изучения других - неправовых - явлений. Однако отметим следующее: теория государства и права - методологическая наука, она разрабатывает положения, используемые другими юридическими науками. Поэтому все ее частнонаучные методы могут применяться - если это объективно возможно - другими юридическими науками с учетом их специфики.

Учитывая многообразие и значимость специально-юридических методов, представляется рациональным рассмотреть их в отдельном разделе более подробно.

2.3. Характеристика основных специально-юридических методов познания

Методы юридической науки можно разделить на несколько групп:

Методы собирания, распределения и проверки фактического материала.

1.Формально-юридический, или интерпретация нормативных актов.

Это работа с текстом, толкование нормативных и иных актов.

Использование этого метода дает нам чисто юридические знания, формальные моменты. Чтобы увидеть право в реальности, необходимо применить другие способы:

2. Конкретно-социологический метод.

Особенно хорош при изучении отдельных сфер деятельности правовых и государственных институтов, их результативности. В рамках этого метода могут быть использованы различные приемы: наблюдение, анкетирование, опрос, интервьюирование.

3. Социально-правовой эксперимент - это опытная проверка целесообразности и эффективности нормативного юридического акта.

Дает возможность заранее проверить действие какого-либо нормативного установления, проверить действие планируемых реформ, решений, предстоящих нормативных актов.

4. Статические методы - выявляемая ими повторяемость процессов позволяет увидеть эмпирические закономерности (статистика вообще имеет дело с подсчетами, устанавливает количественные показатели).

Подчеркнем, метод выявляет эмпирические закономерности - т. е. данный метод дает возможность увидеть эти закономерности, но не дает им объяснения.

Методы обработки фактического материала:

1.              нормативно-догматический анализ /технико-юридический анализ/;

2.              метод сравнительного правоведения. и сравнительного государствоведения.

В его рамках существуют свои приемы, например:

а) территориальное исследование, т. е. сравнение аналогичных юридических институтов в разных странах;

б) хронологическое исследование, когда один и тот же институт рассматривается на различных временных отрезках. При помощи метода сравнительного правоведения понимаются национальные особенности правовой системы.

В теорию проникают и методы других наук:

1.              системно-структурный метод /метод системного подхода/, при котором правовые явления характеризуются как элементы различных правовых систем;

2.              функциональный анализ, при котором рассматриваются функции каждого элемента системы;

3.              кибернетические /информационные/ методы, при котором анализ закона дается с точки зрения содержащейся в нем информации, а правовые явления рассматриваются как определенные команды;

4.              аксиологический подход, при котором общественные явления характеризуются как ценности, соответствующие тем или иным идеалам;

Информация о работе Лекции по "Теория государства и права"