Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 01:42, курс лекций
Теория государства и права является фундаментальной наукой правоведения и в то же время базовой учебной дисциплиной. Курс теории государства и права предполагает овладение системой основных правовых понятий и категорий, которыми оперирует вся система юридических наук. Усвоение юридических понятий является необходимым этапом юридического образования. Именно в рамках курса теории государства и права начинается формирование и развитие юридического мышления, его профессиональной направленности, общей и правовой культуры.
Введение 6
Раздел 1. Теория государства и права как наука 7
Тема 1. Понятие и предмет теории государства и права 7
1.1. Юридическая наука (правоведение) - наука о правовых формах человеческого общения. Состав юридической науки 7
1.2. Понятие и предмет общей теории государства и права 11
1.3. Место общей теории права в системе юридических наук 12
1.4. Задачи и функции теории государства и права на современном этапе 12
Тема 2. Методология теории государства и права 14
2.1. Методология науки. Понятие метода теории государства и права. Методологический плюрализм 15
2.2. Структура методологии юридической науки и классификация и основных методов изучения государства и права 16
2.3. Характеристика основных специально-юридических методов познания 19
Раздел 2. Общая теория государства 22
Тема 3. Происхождение государства и права 22
3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе 22
3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства 24
3.3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родовой организации общества 29
3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества 30
3.5. Основные теории о происхождении государства и права 32
Тема 4. Понятие и сущность государства 34
4.1. Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве 34
4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти 35
4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета 38
4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов 39
4.5. Понятие и признаки государства 44
4.6. Понятие типа государства. Классификация современных государств и их разновидности 45
Тема 5. Социальное назначение и функции государства 49
5.1. Социальное назначение государства 49
5.2. Понятие функций государства 51
5.3. Виды функций государства 51
5.4. Формы и методы осуществления функций государства 53
Тема 6. Механизм государства 55
6.1. Понятие и структура механизма государства 55
6.2. Принципы организации и деятельности механизма государства 57
6.3. Государственный орган и его признаки 59
6.4. Виды органов государства 60
Тема 7. Формы государства 63
7.1. Понятие формы государства. Соотношение формы государства и политического режима 63
7.2. Форма правления 64
7.3. Форма государственного устройства 67
Тема 8. Политическая система общества 70
8.1. Понятие и структура политической структуры общества 70
8.2. Место и роль государства в политической системе общества 73
8.3. Добровольные объединения граждан в политической системе общества 74
8.4. Партии в политической системе: признаки, разновидности, соотношения партий и государства 79
Демократический политический режим отличается тем, что его достаточно сложно сформировать в обществе, общество должно быть готово к его восприятию. Особенности этого режима состоят в том, что в обществе должны наличествовать предпосылки для его формирования. Эти предпосылки таковы:
Наличие различных форм собственности, и прежде всего частной. Именно она делает индивида действительно свободным, самостоятельным, а демократический политический режим может быть сформирован только на основе общества свободных индивидов.
Экономическая свобода товаропроизводителя.
Высокий уровень демократизма в обществе, наличие демократических институтов. К демократическим институтам относятся прежде всего выборные органы власти, действующие на основе принципа гласности и подконтрольные обществу.
Определенный (достаточно высокий) уровень культуры развития общества, прежде всего политическая и правовая культура, а также сформировавшиеся демократические традиции в обществе. Демократические традиции означают, что выборные институты, органы общественного контроля существуют в обществе достаточно долго, общество привыкло к ним и воспринимает их существование как норму жизни. Сам факт введения в государстве демократических институтов (например, парламента, органов конституционного контроля) еще не гарантирует формирование демократического политического режима. Эти институты должны войти в привычку, стать традиционными.
Черты демократического политического режима:
В основе этого политического режима лежат принципы парламентаризма и разделения властей.
Наличие политического плюрализма в обществе.
Многопартийность.
Наличие гарантированных прав и свобод. Демократию характеризуют именно гарантированные права и свободы, а не декларированные. Так, для тоталитарного режима характерно провозглашение многочисленных прав и свобод, которые носят декларативный характер, ничем не обеспечены и не воплощаются в жизнь.
Равенство всех перед законом.
Легитимность государственной власти. Государственная власть должна быть выборной и осуществляться в соответствии с правом.
Характеристика демократического режима может быть весьма подробной. Учитывая, что эти вопросы подробно освещены в литературе (и учебной, и специальной), мы не будем останавливаться на этом вопросе, а предлагаем Вам обратиться к источникам (согласно списку литературы).
Как уже упоминалось, в основе демократического режима лежат принципы парламентаризма и разделения властей. Рассмотрим их подробнее.
Принцип разделения властей. Авторами этой теории являются Дж. Локк и Ш. Монтескье. В современной интерпретации главная идея принципа разделения властей состоит в том, что ни один из органов государства не может сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Вся государственная власть делится на три ветви:
Законодательная власть (имеет монопольное право на разработку и издание законов);
Исполнительная власть (призвана проводить в жизнь, исполнять предписания законодательной власти, для чего может издавать подзаконные акты и индивидуальные властные распоряжения на основе законов);
Судебная власть (является независимой и призвана разрешать всевозможные конфликты, прежде всего - между органами законодательной и исполнительной власти).
Противоположностью этого принципа является принцип единства государственной власти. Сторонниками этой идеи были Руссо, Маркс, Энгельс, Ленин. Наглядным примером проявления идеи единой государственной власти является известный лозунг советской власти "Вся власть Советам!"
В основе принципа разделения властей лежит т. н. система сдержек и противовесов. Это означает, что каждая власть обладает определенными рычагами воздействия на другие ветви власти, с помощью которых она может контролировать их деятельность. Рассмотрим рычаги воздействия каждой из властей.
Законодательная власть.
В ее руках находится основное средство воздействия - бюджет государства. Именно законодательная власть устанавливает налоги, размеры средств, выделяемых правительству.
Осуществляет контроль за назначением на высшие должности в правительстве.
В руках законодательной власти находится смещение с должности президента и привлечение его к уголовной ответственности.
Парламент во многих государствах (в том числе и Государственная Дума в России) может поставить вопрос об отставке правительства.
Во многих государствах парламенту принадлежит право ратифицировать международные договоры, подписанные правительством.
Исполнительная власть.
Обладает правом законодательной инициативы (правом вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа).
Обладает правом вето (т. е. возможностью наложить запрет на вступление в силу законодательного акта, принятого парламентом). Право вето может быть полным (абсолютным), которое парламент не может преодолеть, и относительным, которое преодолевается квалифицированным большинством парламента при повторном голосовании.
Обладает правом роспуска парламента.
Получает особые средства воздействия при существовании практики делегированного законодательства (например, в Германии). Делегированное законодательство - передача органом своих полномочий на издание акта по определенному вопросу другому органу. Например, парламент (законодательная власть) передает некоторые вопросы на рассмотрение правительства (исполнительной власти), делегируя тем самым право на издание актов по этому вопросу правительству.
Судебная власть.
Осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов.
Рассматривает конфликты между органами государства (в частности, между органами законодательной и исполнительной власти по поводу их компетенции).
Рассматривает внутрифедеральные конфликты - между субъектами федерации.
Классическое воплощение принцип разделения властей получает в президентской республике, предполагающей сильную исполнительную власть.
Принцип парламентаризма. Он тесно связан с принципом разделения властей (может быть претворен в жизнь лишь на основе принципа разделения властей).
Парламентаризм - это система государственного руководства обществом, которая обеспечивает верховенство парламента в системе органов государства.
Суть принципа парламентаризма сводится к тому, что парламент должен выступать в качестве противовеса исполнительной власти. Эти функции парламента выражаются в следующих чертах парламентаризма:
Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета.
Парламент осуществляет контроль за кадровым составом правительства (от него зависит утверждение кандидатур высших должностных лиц правительства).
Парламент устанавливает правовые основы организации и деятельности исполнительной власти (создает законы, определяющие структуру, порядок создания, набор полномочий органов исполнительной власти).
В дополнение к этому принцип парламентаризма выражается в следующих признаках (они не характеризуют парламент как противовес исполнительной власти, но тем не менее являются неотъемлемыми чертами парламентаризма):
Верховенство парламента в системе органов государства.
Парламент работает на профессиональной основе.
Неприкосновенность депутата парламента.
Отсутствие императивного мандата, т. е. депутаты не связаны предвыборными обещаниями со своими избирателями.
4.5. Понятие и признаки государства
В предыдущей теме мы уже рассмотрели две группы признаков государства (признаки, отличающие его от родовой организации, и признаки, отличающие государство от иных властей). Теперь рассмотрим все признаки государства с более подробной интерпретацией и повторим определение государства.
1. Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию этого государства), в то время как в родовой организации власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по кровнородственному признаку).
2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения. Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.
3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.
4. Монопольное право государства на правотворчество. Полнее было бы назвать этот признак неразрывной связью государства и позитивного права. Эта связь носит двоякий характер: с одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности. Нормы, установленные законодателем (государственными законодательными органами), являются обязательными для исполнения и самим государством.
В дополнение к этим признакам государства, оно обладает и другими существенными чертами, которые важны для характеристики государства в целом, но не относятся к первой группе признаков (отличающих государство от родовой организации):
5. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства.
6. Суверенитет. Государственная власть суверенна, т. е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами.
Обобщив все признаки государства, можно сформулировать его определение. Итак, государство - это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.
4.6. Понятие типа государства. Классификация современных государств и их разновидности
С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления.
Типология государств - это их специфическая классификация.
Осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно:
1. формационного;
2. цивилизационного.
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.
Исторический тип государства - это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государства:
рабовладельческий;
феодальный;
буржуазный;
социалистический.
При формационном подходе раскрывается поэтапность и исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).
Выделяются следующие типы цивилизаций (Дмитрук В. Н.):
1. древние государства;
2. средневековые государства;
3. современные государства.
При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.
Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации. Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло - остаются неизменными (цит. по: Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997. - С. 24).
Цивилизация - это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.