Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:18, курсовая работа
Актуальность темы настоящей работы определяется тем, что в современном демократическом государстве личные права и свободы человека и гражданина представляют собой важнейший политико-юридический и социаль¬ный институт, выступающий мерилом достижений общества, показателем его зрелости, цивилизованности. А в масштабах всего мира данная проблематика представляется еще более сложной и многоплановой, имеет множество аспектов, а, следовательно, требует научной оценки.
1. Введение
2. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
3. Особенности личных прав и свобод человека и гражданина
4. Гарантии и защита личных прав и свобод человека и гражданина
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Юридические гарантии защиты прав человека можно подразделить на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Степень гарантированности прав и свобод человека в государстве непосредственно зависит от уровня развития механизмов, разработанности процедур, способов и средств, которые используются при защите данных прав.
По мнению доктора юридических наук Л. А. Морозовой, «к внутригосударственным способам и средствам относятся:
1) судебная защита (ч. 1 и 2. ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
2) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемлённым в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Сам Уполномоченный не может применить методы принуждения, но он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в том числе в прокуратуру и Конституционный суд Российской Федерации. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России в 1994 г., а Федеральный конституционный закон, регулирующий его деятельность, принят в 1997 г. Ныне в России введен институт Уполномоченного по правам ребенка;
3) Конституционный суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела. Конституционный суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе».[10]
Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный контроль) и на региональном, например, в рамках Совета Европы, СНГ и др.
В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.
Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций, например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) создан комитет по ликвидации расовой дискриминации; в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах – Комитет по правам человека; на основании Конвенции о правах ребенка (1989) – Комитет по правам ребенка и т.д.
Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества.
Из региональных международных органов наиболее эффективно работает Европейский суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства-участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. со стороны властей. Жалобы на действия частных лиц Европейским судом не принимаются. Решение Европейского суда является окончательным и обязательным для государств-участников
Конвенции. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.
Конституция РФ (ч. 3 ст. 46) устанавливает, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Таким образом, главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, а «межгосударственные органы» являются последней инстанцией, куда человек может обратиться для восстановления своих нарушенных прав.
Права и свободы человека – это те универсальные правовые ценности, для которых характерно установление единых международно-правовых стандартов в области охраны прав личности. В настоящее время в мире существует много средств, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. Однако права личности пока еще часто нарушаются, а способы их защиты не всегда достаточно эффективны. Вот почему возникает проблема не только совершенствования уже имеющихся методов и средств, но и создания новых институтов, гарантирующих и охраняющих права личности – чем больше таких институтов, тем эффективнее обеспечение прав человека в современном мире.
5. Заключение
Итак, рассмотрев личные права и свободы человека и гражданина, можно сделать вывод, что личные (гражданские) права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации человека.
Ha различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека.
С момента принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека началось реальное сотрудничество государств в обеспечении этих прав. Были выработаны международные стандарты в области прав человека, определившие общее понятие прав человека и основных свобод, а также их перечень. Впоследствии данные положения получили закрепление в международных пактах о правах личности – международных договорах обязывающего характера. В них вошли нормы и положения, в силу которых государства, подписавшие пакты, обязаны обеспечивать в пределах своей юрисдикции уважение к правам человека и нести ответственность перед международным сообществом за их соблюдение. Это свидетельствует о том, что проблема прав человека и гражданина перестала быть исключительно внутренним делом каждого государства и переросла в фактор международной политики и объект заботы всего мирового сообщества.
6. Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009. – 46 с.
2. Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» (Справочно-правовая система «Консультант Плюс»)
3. Уголовный кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с.
4. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62 (ред. от 30.12.2008) «О гражданстве Российской Федерации» (Справочно-правовая система «Консультант Плюс»)
5. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114 (ред. от 09.02.2009)
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.03.2009) (Справочно-правовая система «Консультант Плюс»)
6. Федеральный закон от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Справочно-правовая система «Консультант Плюс»)
7. С. И. Глушкова. Права человека в России. – М.: Юристъ, 2005. – 494 с.
8. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 587 с.
9. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. (под ред. В. В. Лазарева) – М.: Спарк, 2002. – 670 с.
10. А. В. Малько. Теория государства и права: Учебник. –
М.:Юристъ, 2001. – 304 с.
11. Л. А. Морозова. Теория государства и права: Учебник –
М.:Эксмо, 2007. – 448 с.
[1] Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – с. 257
[2] А. В. Малько. Теория государства и права: Учебник. – М.:Юристъ, 2001. – с. 129
[3] А. В. Малько. Теория государства и права: Учебник. – М.:Юристъ, 2001. – с. 130-131
[4] Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – с. 258
[5] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. (под ред. В. В. Лазарева) –
М.: Спарк, 2002. – с.117
[6] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. (под ред. В. В. Лазарева) –
М.: Спарк, 2002. – с. 118
[7] Л. А. Морозова. Теория государства и права: Учебник – М.:Эксмо, 2007. – с. 430
[8] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. (под ред. В. В. Лазарева) –
М.: Спарк, 2002. – с. 130
[9] Л. А. Морозова. Теория государства и права: Учебник – М.:Эксмо, 2007. – с. 431
[10] Л. А. Морозова. Теория государства и права: Учебник – М.:Эксмо, 2007. – с. 439-440
Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации