Марксистско-ленинская теория права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ марксистско-ленинской теории права. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- проанализировать процесс зарождения марксистской теории права;
- раскрыть сущность марксистской теории права;
-проанализировать достоинства и недостатки марксистской теории происхождения права.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика марксистско-ленинской теории права
Возникновение марксистско-ленинской теории права
Сущность марксистско-ленинской теории
Глава 2. Черты права в марксистско-ленинской теории права
2.1. Классовый характер права
2.2. Отмирание государства и права как одна из идей марксизма-ленинизма
2.3. Недооценка роли права
Заключение

Работа состоит из  1 файл

черновой вариант курсовой.docx

— 50.53 Кб (Скачать документ)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Казанский филиал

ФАКУЛЬТЕТ  НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

НА ТЕМУ: «МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

очного отделения  141 группы

Хуснеева Г.

Научный руководитель:

Краснов Александр Валерьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика марксистско-ленинской  теории права

    1. Возникновение марксистско-ленинской теории права
    2. Сущность марксистско-ленинской теории

Глава 2. Черты права в марксистско-ленинской  теории права

2.1. Классовый характер права

2.2. Отмирание государства и права  как одна из идей марксизма-ленинизма

2.3. Недооценка роли права

Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос происхождения государства  и права будоражил умы не одного поколения людей. Были созданы десятки  самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Существует множество теорий государства и права, множество различных взглядов на отдельные элементы этой проблемы. Такой плюрализм обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Среди теоретиков государства и  права никогда не было не только единства, но даже общности взглядов в  отношении процесса происхождения  государства и права. В мире всегда существовало и существует множество  различных теорий, объясняющих процесс  возникновения и развития государства  и права. Это вполне естественно  и понятно, ведь каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и  других социальных общностей на данный процесс.

Настоящая работа посвящена марксистскому учению о понимании права. Оно составляет неотъемлемую часть философии марксизма  и наиболее ярко иллюстрирует самую  ее суть. Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своей  логической обоснованности и идеологического  влияния систему научных знаний о человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно  играла огромную роль в жизни нашей  страны, являлась идеалом мировоззрения  для миллионов людей. И на сегодняшний  день, несмотря на утрату былой популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений, неопровержимостью  своей логики.

Целью настоящей работы является анализ марксистско-ленинской теории права. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:

- проанализировать процесс зарождения  марксистской теории права;

- раскрыть сущность марксистской  теории права;

-проанализировать достоинства  и недостатки марксистской теории  происхождения права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика марксистско-ленинского учения о праве

    1. Возникновение марксистско-ленинской теории права

К 40-м годам ХIХ века в Англии, Франции, Северной Америке, Голландии проходят буржуазные революции, которым сопутствуют экономические кризисы. Революции дают мощный толчок быстрому развитию капитализма в Западной Европе и Северной Америке. Однако вместе с этим возрастают и противоречия в обществе. На смену стихийным бунтам приходят более совершенные формы и методы борьбы людей за свои права. В 1834 году в Париже германскими политическими эмигрантами основан «Союз отверженных». В 1836 году из него выделилась группа, создавшая « Союз справедливых », который в 1847 году, после вступления в него Карла Маркса, был преобразован в Союз коммунистов.

Возникновение марксизма было подготовлено сложившимися социально-политическими  условиями. Становилось очевидно, что без борьбы с буржуазным государством и правом невозможно уничтожить капитализм. Творцы научного коммунизма исходили из необходимости дать рабочему классу теорию, способную стать действенным оружием в этой борьбе.

Процесс формирования марксистской государственно-правовой науки весьма краток во времени (с 1842 года по1847 год). В этот период осуществлялась разработка основ материалистического понимания государства и права, зарождалось учение о диктатуре пролетариата, завершившееся в 1848 году, когда Карл Маркс и Фридрих Энгельс написали «Манифест Коммунистической партии».

На формирование марксистской теории права влияли также и воззрения  выдающихся французских историков  эпохи Реставрации Огюстена Тьерри, Огюста Минье, Франсуа Гизо и других. Эти ученые сумели сформировать реалистический взгляд на факты тесной зависимости государственного строя, правовых установлений от материальных условий общественной жизни, от происходившей в истории борьбы классов. Они считали, что политические институты, юридические нормы создаются обществом, являются отражением общественного строя, первичного по отношению к ним; порожденные обществом политико-правовые учреждения потом начинают сами воздействовать на социальную жизнь, видоизменять ее.1

В большей мере оказались созвучны идеологическим представлениям Маркса и Энгельса развитые упомянутыми  историками положения о классах  и классовой борьбе. Вот некоторые  из них: «Общество глубоко расчленено на классы, отличающиеся друг от друга  социальными, имущественными, правовыми  признаками. Каждый из классов непременно стремится поставить у власти требуемое ему правительство. Тот  класс, который доминирует в хозяйственной  жизни страны, должен быть гегемоном  также в государстве, поскольку  интересы собственности - важнейшие  и преобладают над всеми остальными потребностями; никакие политико-юридические  резоны не выдерживают конкуренции резонов собственности»2.

Разработанная Тьерри, Минье, Гизо формула о том, что борьба классов напоминает и составляет всю гражданскую историю, сыграла крупную и неоднозначную роль в развитии социально-политической мысли ХIХ столетия. Эта формула после своего рождения зажила второй жизнью, смысл которой обернулся по отношению к первоначальному ее значению прямо противоположным образом: она была воспринята, преображена и обращена против самой же буржуазии представителями революционно-утопического коммунизма 30-40-х годов прошлого века.

Маркс и Энгельс совсем не скрывали факта преемственности определенных собственных представлений о  будущем обществе, обществе посткапиталистическом, о способах перехода к нему со взглядами на этот счет своих социалистических предшественников. Они не упускали удобного момента для того, чтобы продемонстрировать плюсы и минусы таких взглядов..

Немалую роль в возникновении марксизма  сыграли идеи ряда представителей европейской  философии. Среди них справедливо  выделить классиков немецкой философии, особенно – Гегеля, автора «Философии права».

Марксизм испытал притяжение развитой еще до него идеи свободы - антипода произвола. Маркс и Энгельс восприняли от Канта, Фихте, Гегеля отчетливо выраженную в их трудах конструкцию права  в качестве специфического реального  отношения, складывающегося между  субъектами общественного взаимодействия. Участники этого отношения контактируют друг с другом в ходе обмена социальными  ценностями как равные, свободные, автономные индивиды.3

В собственно идеологическом плане  классовым симпатиям и антипатиям марксизма более всего соответствовали  воззрения, в которых с позиций  угнетенных трудящихся масс критиковались  и осуждались право и законодательство эксплуататорского общества. В социалистической литературе сложился взгляд на законы государства как на орудия защиты интересов имущих людей, богатых  и привилегированных слоев.4

Многое в марксистских представлениях о функциях, выполняемых законодательством  в буржуазном обществе, идет от предшествующей марксизму социалистической мысли. Например, доказательство того факта, что формальное закрепление определенных принципов как общеобязательных, устанавливаемых и защищаемых аппаратом  государства норм и практическое поведение сообразно этим нормам нельзя истинно оценить без выяснения  вопроса о наличии у человека реальных возможностей использовать закон  в своих интересах.

Государственно-правовые взгляды  Маркса и Энгельса испытали влияние  еще одного идеологического комплекса. Прежде о нем было не принято говорить. Речь идет о западноевропейском политическом либерализме - направлении общественной мысли, связанном с именами Джона  Локка и Шарля Луи Монтескье  и Иммануила Канта. Несмотря на то, что сами Маркс и Энгельс не акцентировали внимания на близости некоторых своих воззрений либерализму и, напротив, где могли, старались от него отдаляться, считая такую идеологию по преимуществу буржуазной, чуждой пролетариату, трудно отрицать родство с либеральными представлениями столь известных положений марксизма, как: «всякий раз, когда под вопросом ставится та или другая свобода, тем самым ставится под вопрос и свобода вообще», «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», «свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный».5

Исходя из вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что форма, содержание и смысл марксистских государственно-правовых воззрений  постигаются по-настоящему только при том условии, что эти воззрения исследуются в контексте предшествующего и современного им политико-юридического знания, а также в процессе постоянного и тщательного сопоставления с такими знаниями.

    1. Сущность формационной теории права

Материалистическая теория права  представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе материалистической теории лежит тезис о том, что право  есть выражение и закрепление  воли экономически господствующего  класса. Как и государство, оно  является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой  характер. «Помимо того, - писали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, - что господствующие индивиды при данных отношениях должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона»6.

Таким образом, возникновение и  существование права объясняется  необходимостью нормативного регулирования  общественных отношений в интересах  экономически господствующего класса. Марксистско-ленинское учение видит  сущность права в его классовости  и материальной обусловленности. Отвергая буржуазные представления о праве, Маркс и Энгельс писали: «Ваше  право есть лишь возведенная в  закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными  условиями жизни вашего класса»7.

 Экономическая обусловленность  права является важнейшим принципиальным  положением марксистской теории. Критикуя Прудона, считавшего  произвол, усмотрение правителя  решающей причиной экономической  жизни, Маркс отмечал: «Поистине  нужно не иметь никаких исторических  сведений, чтобы не знать того  факта, что во все времена  правители вынуждены были подчиняться  экономическим условиям и никогда  не могли предписывать им закона. Как политическое, так и гражданское  законодательство всегда лишь  выражало, заносило в протокол  требования экономических отношений»8. Впоследствии положение марксизма о классово-волевом содержании права было перенесено нашей юридической наукой на отечественное право.

Классово-экономическая теория ограничивает жизнь права историческими рамками  классового общества. Она считает, что  право - исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов оно утратит полностью свою социальную ценность. Марксистско-ленинская теория утверждает, что право - явление, производное от государства, в полной мере определяемое его волей. Провозглашая преобладание государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли государства в правотворчестве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ними.

Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право  не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Тем не менее ее понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право «господствует» над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулирования общество существовать не может.

Информация о работе Марксистско-ленинская теория права