Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:24, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ марксистско-ленинской теории права. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- проанализировать процесс зарождения марксистской теории права;
- раскрыть сущность марксистской теории права;
-проанализировать достоинства и недостатки марксистской теории происхождения права.
Введение
Глава 1. Общая характеристика марксистско-ленинской теории права
Возникновение марксистско-ленинской теории права
Сущность марксистско-ленинской теории
Глава 2. Черты права в марксистско-ленинской теории права
2.1. Классовый характер права
2.2. Отмирание государства и права как одна из идей марксизма-ленинизма
2.3. Недооценка роли права
Заключение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Казанский филиал
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
НА ТЕМУ: «МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»
Выполнила студентка 1 курса
очного отделения 141 группы
Хуснеева Г.
Научный руководитель:
Краснов Александр Валерьевич
Казань 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика марксистско-ленинской теории права
Глава 2. Черты права в марксистско-
2.1. Классовый характер права
2.2. Отмирание государства и права
как одна из идей марксизма-
2.3. Недооценка роли права
Заключение
Введение
Вопрос происхождения
Среди теоретиков государства и права никогда не было не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ведь каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс.
Настоящая работа
посвящена марксистскому учению
о понимании права. Оно составляет
неотъемлемую часть философии марксизма
и наиболее ярко иллюстрирует самую
ее суть. Философия марксизма
Целью настоящей работы является анализ марксистско-ленинской теории права. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- проанализировать процесс
- раскрыть сущность
-проанализировать достоинства
и недостатки марксистской
Глава 1. Общая характеристика марксистско-ленинского учения о праве
К 40-м годам ХIХ века в Англии, Франции, Северной Америке, Голландии проходят буржуазные революции, которым сопутствуют экономические кризисы. Революции дают мощный толчок быстрому развитию капитализма в Западной Европе и Северной Америке. Однако вместе с этим возрастают и противоречия в обществе. На смену стихийным бунтам приходят более совершенные формы и методы борьбы людей за свои права. В 1834 году в Париже германскими политическими эмигрантами основан «Союз отверженных». В 1836 году из него выделилась группа, создавшая « Союз справедливых », который в 1847 году, после вступления в него Карла Маркса, был преобразован в Союз коммунистов.
Возникновение марксизма было подготовлено сложившимися социально-политическими условиями. Становилось очевидно, что без борьбы с буржуазным государством и правом невозможно уничтожить капитализм. Творцы научного коммунизма исходили из необходимости дать рабочему классу теорию, способную стать действенным оружием в этой борьбе.
Процесс формирования марксистской государственно-правовой науки весьма краток во времени (с 1842 года по1847 год). В этот период осуществлялась разработка основ материалистического понимания государства и права, зарождалось учение о диктатуре пролетариата, завершившееся в 1848 году, когда Карл Маркс и Фридрих Энгельс написали «Манифест Коммунистической партии».
На формирование марксистской теории права влияли также и воззрения выдающихся французских историков эпохи Реставрации Огюстена Тьерри, Огюста Минье, Франсуа Гизо и других. Эти ученые сумели сформировать реалистический взгляд на факты тесной зависимости государственного строя, правовых установлений от материальных условий общественной жизни, от происходившей в истории борьбы классов. Они считали, что политические институты, юридические нормы создаются обществом, являются отражением общественного строя, первичного по отношению к ним; порожденные обществом политико-правовые учреждения потом начинают сами воздействовать на социальную жизнь, видоизменять ее.1
В большей мере оказались созвучны
идеологическим представлениям Маркса
и Энгельса развитые упомянутыми
историками положения о классах
и классовой борьбе. Вот некоторые
из них: «Общество глубоко расчленено
на классы, отличающиеся друг от друга
социальными, имущественными, правовыми
признаками. Каждый из классов непременно
стремится поставить у власти
требуемое ему правительство. Тот
класс, который доминирует в хозяйственной
жизни страны, должен быть гегемоном
также в государстве, поскольку
интересы собственности - важнейшие
и преобладают над всеми
Разработанная Тьерри, Минье, Гизо формула о том, что борьба классов напоминает и составляет всю гражданскую историю, сыграла крупную и неоднозначную роль в развитии социально-политической мысли ХIХ столетия. Эта формула после своего рождения зажила второй жизнью, смысл которой обернулся по отношению к первоначальному ее значению прямо противоположным образом: она была воспринята, преображена и обращена против самой же буржуазии представителями революционно-утопического коммунизма 30-40-х годов прошлого века.
Маркс и Энгельс совсем не скрывали
факта преемственности
Немалую роль в возникновении марксизма сыграли идеи ряда представителей европейской философии. Среди них справедливо выделить классиков немецкой философии, особенно – Гегеля, автора «Философии права».
Марксизм испытал притяжение развитой
еще до него идеи свободы - антипода
произвола. Маркс и Энгельс восприняли
от Канта, Фихте, Гегеля отчетливо выраженную
в их трудах конструкцию права
в качестве специфического реального
отношения, складывающегося между
субъектами общественного взаимодействия.
Участники этого отношения
В собственно идеологическом плане
классовым симпатиям и
Многое в марксистских представлениях
о функциях, выполняемых законодательством
в буржуазном обществе, идет от предшествующей
марксизму социалистической мысли.
Например, доказательство того факта,
что формальное закрепление определенных
принципов как
Государственно-правовые взгляды Маркса и Энгельса испытали влияние еще одного идеологического комплекса. Прежде о нем было не принято говорить. Речь идет о западноевропейском политическом либерализме - направлении общественной мысли, связанном с именами Джона Локка и Шарля Луи Монтескье и Иммануила Канта. Несмотря на то, что сами Маркс и Энгельс не акцентировали внимания на близости некоторых своих воззрений либерализму и, напротив, где могли, старались от него отдаляться, считая такую идеологию по преимуществу буржуазной, чуждой пролетариату, трудно отрицать родство с либеральными представлениями столь известных положений марксизма, как: «всякий раз, когда под вопросом ставится та или другая свобода, тем самым ставится под вопрос и свобода вообще», «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», «свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный».5
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что форма, содержание и смысл марксистских государственно-правовых воззрений постигаются по-настоящему только при том условии, что эти воззрения исследуются в контексте предшествующего и современного им политико-юридического знания, а также в процессе постоянного и тщательного сопоставления с такими знаниями.
Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе материалистической теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. «Помимо того, - писали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, - что господствующие индивиды при данных отношениях должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона»6.
Таким образом, возникновение и
существование права
Экономическая
Классово-экономическая теория ограничивает
жизнь права историческими
Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Тем не менее ее понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право «господствует» над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулирования общество существовать не может.