Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа
Актуальность темы. Прежде чем изучать созданные в стране институты, следует еще раз подчеркнуть значение марксизма как учения и вытекающей из него концепции права. Даже общество, образовавшееся в СССР, рассматривалось его руководителями как несовершенное. Общественные отношения в нем соответствовали лишь первому необходимому этапу на пути к коммунистическому обществу – этапу социалистического государства. Советская страна еще не завершила революцию. Государство было и остается революционным. Нельзя упускать из виду это марксистское видение. Благодаря ему в СССР государство и право трактовались весьма своеобразным образом и им была отведена иная роль в сравнении с западноевропейским пониманием государства и права.
Введение
Глава 1. Особенности марксизма-ленинизма и его отличительные черты
1.1. Основные теоретические принципы марксизма-ленинизма
1.2. Отличительные черты марксизма-ленинизма от других теорий
Глава 2. Основные положения марксизма-ленинизма о праве и государстве
2.1. Марксизм-ленинизм о государстве
2.2. Марксизм-ленинизм о праве
Заключение
Список литературы
Таким образом, марксизм-ленинизм составляет научную основу деятельности коммунистических партий на каждом отрезке пути к великой цели — коммунизму. Он является одной из важнейших движущих сил социалистического и коммунистического строительства, формирования нового человека. Марксизм-ленинизм получает всё большее распространение в мире, он играет существенную роль в противоборстве социализма и капитализма, в развитии мирового революционного процесса.
1.2. Отличительные черты марксизма-ленинизма от других теорий
В Советском Союзе термин «марксизм-ленинизм» вошёл в оборот как название учения, с одной стороны, сохраняющего преемственность по отношению к теории классиков марксизма, а с другой стороны — развивающей таковую в силу революционной практики большевиков и опыта построения социалистического государства и его последующего экономического развития. Как разновидность идеологии, лежал в основе программ правящих партий других социалистических стран, а в капиталистических и развивающихся — программ многих партий международного рабочего движения. Советско-китайский раскол повлёк за собой раскол в международном рабочем (коммунистическом) движении, изначально связанный с тем, что обе стороны заявляли о своей приверженности марксизму-ленинизму, взаимно обвиняя друг друга в отступлении от такового. В дальнейшем, несмотря на известную эволюцию взглядов в самой КНР, некоторые партии, организации и движения так называемого маоистского толка как на Западе, так и на Востоке, продолжают ссылаться в своих программных документах на «марксизм-ленинизм», толкование которого в каждом конкретном случае требует самостоятельного изучения.
Отличительными чертами марксизма-ленинизма являются:
Учение о решающей роли революционной партии («сознательного меньшинства») в социальных преобразованиях. Акцент на решающем значении субъективного фактора в революции. Критика «стихийности» и «самотёка», а также теория обратного влияния «надстройки» на «базис».[6]
Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.
Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с троцкизмом, представляющая собой развитие марксизма на основе взглядов, изложенных Львом Троцким и другими лидерами Левой оппозиции в 1920—1930-е годы, а также лидерами Международной левой оппозиции и Четвертого интернационала) при руководящей роли пролетариата и революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе серп и молот.
В основе метода исследований марксизма-ленинизма принимается классовый подход. Следовательно, группу людей занятую управлением общественным производством - государственный аппарат - необходимо признать общественным классом. Но одного признания недостаточно. Для ликвидации общественного класса необходимы знания условий возникновения и существования классов.[7]
Трактовка современного развития капитализма как империализма.
После XX Съезда и нарастания противоречий между СССР и КНР, сторонники Мао Цзэдуна (китайский государственный и политический деятель XX века) в международном коммунистическом движении объявляют себя носителями традиций марксизма-ленинизма в противовес обуржуазившейся партийной бюрократии КПСС. Обосновывая предложенные Мао Цзэдуном теоретические тезисы (как то: критика партийной бюрократии («огонь по штабам») и ставка на аморфные группы революционной молодежи (хунвэйбины); осознание партизанской войны как единственной революционной практики в условиях колониального и полуколониального государства; акцент на идее культурной революции), маоисты объявляют их творческим развитием марксизма-ленинизма в форме марксизма-ленинизма-маоизма. Среди левых на Западе распространено именно такое понимание марксизма-ленинизма.
Нужно отметить, что в международном коммунистическом движении и в самой партии большевиков не все поддерживали действия В.И. Ленина по развитию марксистской теории с учетом русско-российской специфики. Западные марксисты после 1917 года усиленно пытались навязать Ленину демократию вместо Советской власти.
Что касается марксизма-ленинизма и сталинизма, то после смерти В.И. Ленина Сталин достойно продолжил его дело и обеспечил развитие страны в соответствии с законами развития коллективистского общества и миропонимания русской цивилизации. Сталин создал условия для развития русской философской школы – философии совершенства, остановил гонения на православие, создал мощный единый народно-хозяйственный комплекс, постоянно поощрял совершенство слова в искусстве и совершенный ум в науке, развивал соответствующие русскому миропониманию формы хозяйствования,
укреплял экономику исконно русских областей, как ядра государства.
Сталин знал и применял на практике важнейший принцип, гласящий, что в
идеологии, в отличие от политики, не должно быть компромиссов.
В СССР, в ходе разгрома левой оппозиции, сторонниками Сталина был выдвинут тезис о своем вожде, как «единственном верном ученике и продолжателем дела Ленина». В интерпретации Сталина марксизм-ленинизм обрел ряд специфических черт, таких как «нарастание классовой борьбы в эпоху диктатуры пролетариата», «построение социализма в отдельно взятой стране» и т. д., что оправдывало термидорианский переворот и террористические черты сталинского правления. Эти элементы сталинского режима после смерти Сталина и развенчания культа личности на XX Съезде КПСС подверглись решительной критике как со стороны рядовых членов партии, так и со стороны партийного руководства, что стало причиной введения понятия сталинизма применительно к марксизму-ленинизму 1934—1953(6) гг. В более широком смысле термин «сталинизм» применяется ко всему периоду советской истории после прихода к власти Сталина и до перестройки Горбачева, так как несмотря на всю критику процесс десталинизации так и не был завершен.[8]
Таким образом, марксизм-ленинизм — это учение интернациональное по своему характеру. Сферой распространения марксизма-ленинизма служит весь мир, его положения имеют всеобщее значение, но они не могут быть автоматически применены в любой стране, их применение требует самого тщательного учета национальных, исторических и других особенностей, глубокого анализа конкретной ситуации. Марксистско-ленинское учение являлось ориентиром в практической деятельности по преобразованию общества.
Глава 2. Основные положения марксизма-ленинизма о праве и государстве
2.1. Марксизм-ленинизм о государстве
К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин уделяли больше внимания теории государства, чем теории права.
При любом подходе к государству оно рассматривается, прежде всего, с внешней своей стороны: как механизм управления в обществе или, что фактически одно и то же, как механизм осуществления власти. С этой точки зрения государство включает политические структуры, сложившуюся систему органов власти и управления, средства поддержания общественного порядка. Государство уподобляется, как любил подчеркивать Ленин, аппарату, машине. Таков его внешний облик.[9]
Государство по своему внутреннему содержанию - продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, орудие в руках господствующего класса для того, чтобы подавлять (держать в узде) классовых противников. Господствующий в экономике класс овладевает государством как механизмом управления обществом и использует этот механизм в своих классовых интересах. Хотя в огромном литературном наследии классиков марксизма можно найти десятки далеко не однозначных определений государства, но суть их отношения к государству все же очевидна: государство - орудие в руках одного класса против другого или других классов. Доказательств можно привести множество. Приведем некоторые из них. В письме к И. Вейдемейеру Маркс, характеризуя свой вклад в обществоведение, писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:
1) что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства,
2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата,
3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».[10]
По мнению Ленина: «Государство - продукт непримиримости классовых противоречий», «Государство - орудие эксплуатации угнетенного класса». Известное резюме в лекции Ленина «О государстве» гласит:
«Государство-это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».[11]
История российской государственности после смерти Ленина была постепенным превращением государства в средство массовых репрессий, полным огосударствлением общественной жизни. Переход от государства рабочего класса к общенародному государству означал изменение терминологии, но не существа дела, всеобщее огосударствление продолжалось, тоталитарная административно-командная система сохранялась.
Чтобы оценить марксистскую идею о государстве как орудии классового господства, нужно рассмотреть ее исторически. Тезис «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов», с которого начинается «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, - научная гипотеза. Для середины XIX в., когда завершалось формирование «свободного» капитализма, когда обнаружилось новое противостояние общественных сил - буржуазии и пролетариата, - эта теория была истинной, она правильно отражала реальное положение вещей. И, можно думать, правильно предсказывала будущее.
Последующее развитие истории подтвердило теорию классовой борьбы. Поляризация общественных сил, растущее относительное и абсолютное обнищание пролетариата, его первые политические выступления, использование буржуазией государства для подавления трудящихся - все эти факты получали научное объяснение в теории классовой борьбы и классовой сущности государства. Так продолжалось до победы социалистической революции в России. Сама революция может быть понята как подтверждение теории классовой борьбы. В плоть до победы Октябрьской революции объяснение государства как орудия подавления в руках господствующего класса соответствовало развитию истории.
После победы революции теорию государства нужно прослеживать на разных моделях. Социалистическое государство должно было начаться, по прогнозу Маркса и Энгельса, со слома буржуазной государственной машины, а затем войти в стадию «полугосударства» (термин Ленина) и впоследствии отмереть. Ничего этого по известным причинам не произошло.
«Сравнительно короткий» (по прогнозу) период государства диктатуры пролетариата занял исторически неопределенный срок. Аппарат подавления, насилия, огромная бюрократия, все то, что ставило государство над обществом, сохранилось. И служил этот аппарат, вопреки прогнозам Маркса, Энгельса и Ленина, не рабочему классу, а верхушке партийно-государственного аппарата. Таким образом, объяснение государства как орудия насилия, подавления подтвердилось, хотя и в извращенном виде, на опыте российского государства. Государство и после победы революции оказалось орудием подавления большинства народа.
Можно допустить, что опыт России стал следствием извращения И. В. Сталиным идей марксизма.
Победа революции в России поставила вопрос о судьбе капитализма. Политический удар по капитализму был дополнен ударом экономическим - Великим кризисом и депрессией конца 20-х годов. И здесь выяснилось, что, вопреки предсказаниям Маркса и Энгельса, вопреки надеждам, капитализм устоял. Более того, не только устоял, но и укрепился. Произошло то, чего не могли предположить классики и что, естественно, не может быть поставлено им в вину.
Капитализм, чтобы устоять, оказался способным воспринять и внедрить прогрессивные идеи социализма о социальной защищенности человека. Вмешательство государства в экономику (теория Д. Кейнса, практика Ф. Рузвельта) вывело ее из депрессии. Были внедрены многочисленные средства защиты человека труда. Вместе с тем были сохранены свойственные капитализму мощные стимулы материальной заинтересованности.
Тем самым, переняв комплекс социалистических (коллективистских, гуманистических) идей, капитализм значительно усилил демократический потенциал. Этому способствовал и разгром фашизма. В ряде крупных капиталистических стран долгое время у власти находились социал-демократы, в своей практической деятельности сочетавшие возможности капитализма с идеями социализма. То общество, которое сформировалось во многих развитых странах Запада после второй мировой войны и которое по-прежнему именуется капиталистическим, в действительности существенно отличалось от капитализма времени Маркса и Энгельса, и от империализма, который изучал Ленин.
Происшедшие изменения не могли не затронуть государство. Государственный механизм, как орудие управления делами общества, принципиальных изменений не претерпел - те же средства осуществления публичной власти, механизмы поддержания общественного порядка. Но содержание деятельности государства, его социальная направленность изменились существенно.
В развитых западных демократиях в послевоенные годы государство все более становилось средством преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а путем достижения общественного компромисса. Отсюда и все более широкое использование таких общедемократических идей и институтов, как разделение властей, верховенство закона, плюрализм мнений, высокая роль суда, гласность и т. п.
Таким образом, все это, вместе взятое, позволило охарактеризовать государство как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое государство по форме.
2.2. Марксизм-ленинизм о праве
В работах Маркса и Энгельса существуют десятки различных определений права, данных ими по разным поводам и на разных исторических рубежах. Общим для всех определений является подход к праву как к явлению, вторичному по отношению к экономическому базису, обусловленному материальными условиями жизни общества. Отличие других определений, канонизируя марксизм, необходимо отбросить и взять единственное, данное в «Манифесте Коммунистической партии», где право определяется как возведенная в закон воля господствующего класса.
Информация о работе Марксизм-леннинизм о государстве и праве