Марксизм-леннинизм о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Прежде чем изучать созданные в стране институты, следует еще раз подчеркнуть значение марксизма как учения и вытекающей из него концепции права. Даже общество, образовавшееся в СССР, рассматривалось его руководителями как несовершенное. Общественные отношения в нем соответствовали лишь первому необходимому этапу на пути к коммунистическому обществу – этапу социалистического государства. Советская страна еще не завершила революцию. Государство было и остается революционным. Нельзя упускать из виду это марксистское видение. Благодаря ему в СССР государство и право трактовались весьма своеобразным образом и им была отведена иная роль в сравнении с западноевропейским пониманием государства и права.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности марксизма-ленинизма и его отличительные черты
1.1. Основные теоретические принципы марксизма-ленинизма
1.2. Отличительные черты марксизма-ленинизма от других теорий
Глава 2. Основные положения марксизма-ленинизма о праве и государстве
2.1. Марксизм-ленинизм о государстве
2.2. Марксизм-ленинизм о праве
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая макрсизм-ленинизм о государстве и праве.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)


«ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"

Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: марксизм-ленинизм о государстве и праве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель курсовой работы

д.ю.н., профессор Костенко В.И.

                         должность, ФИО

_____________________________

                                      подпись, дата

 

выполнил студент гр. ЗИЮ-111__

Кашникова Ирина Львовна

                         ФИО

_____________________________

                                      подпись, дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2011


Содержание

 

Введение

Глава 1. Особенности марксизма-ленинизма и его отличительные черты

1.1. Основные теоретические принципы марксизма-ленинизма

1.2. Отличительные черты марксизма-ленинизма от других теорий

Глава 2. Основные положения марксизма-ленинизма о праве и государстве

2.1. Марксизм-ленинизм о государстве

2.2. Марксизм-ленинизм о праве

Заключение

Список литературы


Введение

 

Актуальность темы. Прежде чем изучать созданные в стране институты, следует еще раз подчеркнуть значение марксизма как учения и вытекающей из него концепции права. Даже общество, образовавшееся в СССР, рассматривалось его руководителями как несовершенное. Общественные отношения в нем соответствовали лишь первому необходимому этапу на пути к коммунистическому обществу – этапу социалистического государства. Советская страна еще не завершила революцию. Государство было и остается революционным. Нельзя упускать из виду это марксистское видение. Благодаря ему в СССР государство и право трактовались весьма своеобразным образом и им была отведена иная роль в сравнении с западноевропейским пониманием государства и права.

Целью курсовой работы является изучение особенностей марксизма-ленинизма, как научной системы философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса, о государстве и праве.

Задачами курсовой работы являются:

           изучить основные теоретические принципы марксизма-ленинизма;

           определить отличительные черты марксизма-ленинизма от других теорий;

           рассмотреть основные положения марксизма-ленинизма о государстве и о праве.

Объектом курсовой работы является научная система философских, экономических и социально-политических взглядов марксизма-ленинизма. Предметом курсовой работы являются основные положения марксизма-ленинизма о государстве и о праве.

Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.


Глава 1. Особенности марксизма-ленинизма и его отличительные черты

1.1. Основные теоретические принципы марксизма-ленинизма

 

Марксизм-ленинизм представляет собой научную систему философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса. Это наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о законах революционной борьбы рабочего класса за свержение капитализма, созидательной деятельности трудящихся в построении социалистического и коммунистического общества.[1]

Основоположниками марксизма-ленинизма были К. Маркс и Ф. Энгельс, выдающийся вклад в его развитие внёс В. И. Ленин.

Марксизм как научное выражение коренных интересов рабочего класса возник в 40-х годах 19 века, когда резко проявились антагонистические противоречия капиталистического общества, и на арену истории как самостоятельная политическая сила выступил рабочий класс. К. Маркс и Ф. Энгельс были творцами научного мировоззрения рабочего класса, программы, стратегии и тактики его революционной борьбы. Они критически переосмыслили и творчески переработали достижения предшествующей научной и общественной мысли человечества, обобщили опыт классовой борьбы и революционного движения трудящихся масс.

Марксизм-ленинизм представляет собой закономерный результат поступательного движения передовой человеческой мысли и знаменует величайший революционный переворот в её развитии. Важнейшими теоретическими источниками марксизма явились классическая немецкая философия, английская политическая экономия, французский утопический социализм. Марксизм принципиально по-новому подошёл к решению практических и теоретических проблем и дал научный ответ на главные вопросы, поставленные ходом общественного развития и, прежде всего, развитием капитализма и рабочего движения; преодолел свойственные предшествующей общественной мысли идеализм и антиисторизм, созерцательный характер. Его важнейшая особенность состоит в том, что он не только объяснил мир, но и определил условия, пути и средства его переустройства, превратил социализм из утопии в науку. Это стало возможным в результате распространения материализма на понимание истории общества, создания исторического материализма, органичного соединения и творческой разработки материализма и диалектики. «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, — к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, — вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли».[2]

Возникнув как революционная теория рабочего класса, марксизм прошёл практическую проверку, начиная с революций 1848—49 в Западной Европе. После этих революций К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма, подготовку кадров пролетарских революционеров во всех странах, собирание сил международного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революционной интернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товарищество рабочих». В 70—80-е годы 19 века в ряде стран Европы сформировались массовые социал-демократические партии пролетариата.

Выдающимися пропагандистами идей марксизма были П. Лафарг, В. Либкнехт, А. Бебель, Ф. Меринг, Г. В. Плеханов, А. Лабриола и ряд других.
Дальнейшее творческое развитие марксизм получил в теоретических трудах и практической деятельности продолжателя дела К. Маркса и Ф. Энгельса — В. И. Ленина, который поднял революционное учение марксизма на новую, высшую ступень. В. И. Ленин, восприняв теорию К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил и конкретизировал её применительно к условиям новой исторической эпохи. Борьба и деятельность В. И. Ленина представляют собой ленинский этап в развитии революционной теории рабочего класса, справедливо именуемой марксизмом-ленинизмом. Ленинизм — это «...марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи крушения колониализма и победы национально-освободительных движений, эпохи перехода человечества от капитализма к социализму и строительства коммунистического общества».[3]

Как научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, марксизм-ленинизм интегрирует концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму, включая революционное свержение капитализма, о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества.[4]

Марксизм-ленинизм состоит из трёх органически взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: философии — диалектического и исторического материализма, политической экономии и научного коммунизма.
Диалектический и исторический материализм представляет собой философию рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии; он является наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, составляет теоретический фундамент коммунизма. Марксистско-ленинская философия исходит из того, что мир материален: всё существующее — различные формы движущейся материи, высшей из которых является общество. Мир един и развивается по объективным, не зависящим от сознания людей законам, которые познаются людьми в ходе развития обществ, практики и науки. Люди сами делают свою историю, однако ход общественного развития не определяется свободной волей людей, а обусловлен материальными условиями их жизни, подчиняется закономерностям, проявляющимся в деятельности народных масс. Люди, познав эти закономерности и действуя в соответствии с ними, могут сознательно влиять на ход общественного развития.

Впервые в марксизме-ленинизме общество было понято как целостный социальный организм, в структуре которого можно выделить производительные силы, производственные отношения и определяемые ими сферы общественной жизни: политику, право, мораль, государство, а также философию, науку, искусство, религию. Их единство и взаимодействие представляют собой общество на определённом этапе истории — общественно-экономической формации, развитие и смена которых составляют процесс прогрессивного движения общества к коммунизму.

Ядром марксистской философии является материалистическая диалектика, выступающая в качестве общей методологии подлинно научного познания общества и природы. Материалистическая диалектика носит революционно-критический характер, каждую ступень развития общества она рассматривает как преходящую. Главное в ней — учение о противоречии, закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник самодвижения и развития явлений и процессов действительности.

Великим вкладом В. И. Ленина в развитие марксистской философии является разработка её важнейших проблем — теории отражения, теории познания, учения об истине, углубление понимания законов и категорий диалектики и других. В своих произведениях В. И. Ленин дал классические образцы применения материалистической диалектики к важнейшим проблемам общественного развития, политики и классовой борьбы пролетариата: анализ объективных условий и разработку вопроса о роли субъективного фактора в историческом процессе, значении творческой инициативы масс, классов, партий и отдельных личностей, обоснование огромной роли научной теории в революционном движении.

Марксистско-ленинская политическая экономия возникла на основе диалектико-материалистического анализа К. Марксом современного ему капиталистического общества. К. Маркс глубоко разработал и обосновал трудовую теорию стоимости, открыл закон прибавочной стоимости. Это великое открытие составляет, по выражению В. И. Ленина, «...краеугольный камень экономической теории Маркса», так как раскрывает сущность эксплуатации рабочего класса классом буржуазии. Марксистско-ленинская политическая экономия исследует объективные законы развития общественного производства на всём протяжении истории человечества, она доказала преходящий характер капиталистического способа производства, неизбежность его гибели и замены новой обществ, формацией — коммунизмом.

В. И. Ленин внёс неоценимый вклад в экономическую теорию марксизма. Он показал, что капитализм перешёл в последнюю, высшую стадию своего развития — империализм, раскрыл его специфику, экономическую и политическую сущность.

Важным вкладом в марксизм-ленинизм была разработка В. И. Лениным теории перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В. И. Ленин творчески развил учение о диктатуре пролетариата, о руководящей роли рабочего класса, о союзниках пролетариата в революции — крестьянстве прежде всего, о формах классовой борьбы. Опираясь на теоретические положения К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленин создал цельное учение о партии рабочего класса как высшей форме его революционной организации, всесторонне разработал её теоретические и организационные основы, нормы партийной жизни и принципы партийного руководства.

Важное место в марксизме-ленинизме занимает национальный вопрос, основные принципы пролетарского решения которого разработали К. Маркс и ф. Энгельс. Основываясь на положениях К. Маркса и Ф. Энгельса о будущем коммунистическом обществе и двух фазах его развития, В. И. Ленин разработал вопросы об основных чертах переходного периода от капитализма к социализму, о путях и средствах построения социализма и коммунизма, об основных закономерностях развития общества в эпоху социализма и коммунизма.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в 1917, создание первого в мире социалистического многонационального государства явились величайшим торжеством марксистско-ленинской теории, ознаменовали начало новой исторической эпохи развития человечества.

После В. И. Ленина КПСС вместе с братскими коммунистическими партиями продолжали развивать марксистско-ленинскую теорию. Исходя из ленинских положений, творчески применяя и развивая их, КПСС привела советский народ к победе социализма и руководила строительством коммунистического общества в СССР.

Марксизм-ленинизм даёт теоретическое обобщение опыта социалистического и коммунистического строительства в СССР и других социалистических странах; раскрывает закономерности развития мировой системы социализма, пути и средства построения материально-технической базы коммунизма; показывает характер современной ступени развития капитализма; определяет перспективы роста и развития международного революционного движения рабочего класса и национально-освободительной борьбы колониальных и зависимых народов, формы перехода различных стран к социализму; намечает пути и средства претворения в жизнь ленинской политики мирного сосуществования двух противоположных социальных систем и обеспечения всеобщего мира.

Анализируя развитие советского общества, КПСС показала, что главным итогом осуществленных глубочайших социально-экономических преобразований явилось построение развитого социалистического общества. На основе коренных изменений в экономической, социальной и духовной жизни общества сложилась новая историческая общность — советский народ.[5]

Информация о работе Марксизм-леннинизм о государстве и праве