Механизм (аппарат) российского государства: понятие, признаки, принципы организации и деятельности, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание

Поэтому целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.
Задачами данной работы являются:
1) дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) российского государства, определить его характерные признаки;
2) проанализировать классификацию органов российского государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Механизма (аппарата) государства: понятие и структура
Понятие механизма государства
Структура механизма государства
Орган государства: понятия, признаки и классификация
5
5
6
9
Глава 2. Принципы организации и деятельности механизма российского государства
2.1. Принцип разделения властей
2.2. Принцип народовластия
2.3 Принцип гуманизма
2.4 Принцип федерализма
2.5 Принцип законности

15
15
17
18
18
19
Глава 3. Структура государственного аппарата Российской Федерации 22
3.1 Президент Российской Федерации
22
3.2 Органы представительной и законодательной власти
23
3.3 Органы исполнительной власти
25
3.4 Судебная власть
27
3.5 Прокуратура Российской Федерации
28
3.6 Вооруженные силы в механизме государства
28
Заключение 30
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

     В понятии государственно-властного  полномочия особенно наглядно проявляются  единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это государственный орган. Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими – важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.

     2. Государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

     3. Каждый государственный орган  выполняет свойственные ему функции  соответственно его компетенции,  роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.

     4. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, к каковым можно отнести разного рода материальные ценности, а также многочисленные и разнообразные организации, предприятия и учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но сами по себе не являющиеся органами государства.

     5. Государственный орган состоит из отдельных лиц или групп, коллективов людей. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название»4.

     Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как  объединения, коллектива людей, следует, заметить, что, когда речь идет о  физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а  лишь те из них, которые замещают государственные должности, являются государственными служащими.

     Согласно  федеральному Закону «Об основах государственной службы Российской Федерации»5, государственные должности подразделяются на:

     1) государственные должности категории «А» – государственные должности Российской Федерации, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, и государственные должности субъектов Российской Федерации, устанавливаемые конституциями, уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др.);

     2) государственные должности категории «Б», учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». К категории «Б» относятся государственные должности в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и др.;

     3) государственные должности категории  «В», учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.  В рассматриваемом федеральном Законе содержится определение государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К ней относится исполнение, должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В» (п. 1, ст. 2). В соответствии с этим в данном Законе решается вопрос о понятии государственного служащего. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным Законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1, ст. 3). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются настоящим федеральным Законом государственными служащими Российской Федерации (п. 2, ст. 3)6.

     Орган государства состоит из коллектива, группы государственных служащих, например: Правительство РФ, Министерство РФ или Государственный комитет РФ, Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ, краевая, областная администрация. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться и в одном лице, занимающем государственную должность, совпадать с ним, например: Президент РФ, президент республики в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ.

     Рассмотренные признаки органа государства в своей  совокупности и органической взаимосвязи  раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

     Разносторонность  и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач  и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основе различных научно обоснованных критериев.

     Наряду  с рассмотренным выше разделением  государственных органов в зависимости от того, что они представляют собой – коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, имеются и другие основания их классификации.

     По  такому критерию, как юридический  источник их легитимности, органы государства подразделяются на:

     а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации  для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент  РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);

     б) органы, учреждаемые в установленном  законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вторичными, производными от первых.

     На  основе принципа разделения властей, в  зависимости от того, к какой ветви  власти относятся, государственные  органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные7 (приложение № 2).

     По  действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

     По  действию во времени государственные  органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных  органов Российской Федерации и  ее субъектов, согласно Конституции  и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

     Итак, обобщающим основанием классификации государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

     Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Принципы организации и деятельности механизма российского государства 
 

2.1 Принцип разделения  властей

     Принципы  организации и функционирования механизма государства подразделяются на общие принципы, относящиеся к  механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых  распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

     В качестве примера частного принципа можно отнести принцип осуществления  судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция, ст.4, п.2)8.

     Общие принципы разделяют на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации»9, «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).

     Первая  группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

     Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

     Принцип разделения властей проявляется  в распределении, разграничении  компетенции между органами, их самостоятельности, во взаимном контроле для выполнения функций10:

     1. Принятие законов (содержащих  обязательные правила поведения)  осуществляет представительный, законодательный  орган.

     Законодательная деятельность – это издание представительными и законодательными государственными органами законов и иных нормативных актов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями.

     2. Исполнение законов возлагается  на органы исполнительной власти. Исполнительная деятельность – это оперативная повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) государственных функций в различных сферах общественной жизни – развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.

     3. Осуществление правосудия – защита  прав и свобод человека, наказание  нарушителей этих правил, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением законодательства, - осуществляется независимыми судебными органами.

     Судебная  деятельность – это осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

     Разделение  власти основывается на Конституции РФ, которую эти три ветви власти обязаны соблюдать. Их взаимодействие регулируется правом и призвано гарантировать господство права, верховенство Конституции, правовой характер государства.

     Специфика разделения властей в Российской Федерации проявляется, в особенности положения Президента РФ в системе органов государства: он не относится ни к одной из названных ветвей власти, но в то же время обязан обеспечить единство государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 

Информация о работе Механизм (аппарат) российского государства: понятие, признаки, принципы организации и деятельности, структура