Механизм (аппарат) российского государства: понятие, признаки, принципы организации и деятельности, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание

Поэтому целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.
Задачами данной работы являются:
1) дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) российского государства, определить его характерные признаки;
2) проанализировать классификацию органов российского государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Механизма (аппарата) государства: понятие и структура
Понятие механизма государства
Структура механизма государства
Орган государства: понятия, признаки и классификация
5
5
6
9
Глава 2. Принципы организации и деятельности механизма российского государства
2.1. Принцип разделения властей
2.2. Принцип народовластия
2.3 Принцип гуманизма
2.4 Принцип федерализма
2.5 Принцип законности

15
15
17
18
18
19
Глава 3. Структура государственного аппарата Российской Федерации 22
3.1 Президент Российской Федерации
22
3.2 Органы представительной и законодательной власти
23
3.3 Органы исполнительной власти
25
3.4 Судебная власть
27
3.5 Прокуратура Российской Федерации
28
3.6 Вооруженные силы в механизме государства
28
Заключение 30
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

     2.2 Принцип народовластия

     Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления11.

     Конституция РФ провозглашает суверенитет народа.

     Многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в  России.

     Ему принадлежит суверенная государственная  власть, имеющая верховенство и независимость, и его суверенная государственная  воля обязательна для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех лиц, организаций на территории государства.

     Все государственные органы, должностные  лица, органы местного самоуправления должны действовать в соответствии с волей народа, которая выражается в Конституции и законах, в его интересах. Осуществление народовластия происходит через непосредственную (прямую) демократию, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительными органами могут быть и органы государственной власти, и органы местного самоуправления.

     Референдум  – высшее непосредственное выражение власти народа, законодательство предусматривает референдум Российской Федерации, референдумы субъектов Федерации, местный референдум.

     Референдум  Российской Федерации проводится по инициативе:

     1) не менее 2 млн. граждан Российской  Федерации, имеющих право на  участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 % из них;

     2) конституционного Собрания в  случае, когда оно выносит на  всенародное голосование проект  новой Конституции РФ.

     Только  они могут выдвинуть юридически значимое требование референдума.

     2.3 Принцип гуманизма

     Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества12.

     Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

     2.4 Принцип федерализма

     Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов.

     Федеративное  государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в  нем централизации и децентрализации  власти, равноправие и самоопределение  народов в составе Российской Федерации.

     2.5 Принцип законности

     Принцип законности13 в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

     Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требования, как верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пересечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения. 

     Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма  Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию  в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»14, такие как следующие принципы:

  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
  • обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  • единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;
  • равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
  • обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • гласность в осуществлении государственной службы;
  • ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
  • стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

     И так, перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Структура государственного аппарата

       Российской Федерации 
 

3.1 Президент РФ

     Тесная  взаимосвязь функций и механизма  государства обусловливает необходимость  структурно-функционального подхода к изучению структуры государственного механизма. Структурно-функциональный подход – одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.

     Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского  государства означает изучение роли и места в нем образующих его элементов государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с их функциональным назначением, выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

     Опираясь  на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные  подразделения государственного механизма  и учитывая выполняемые составляющими  их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального  анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.

     По Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

     Согласно  Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства. Он как  глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон «Об обороне»15 закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц Российской Федерации). Президент РФ избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

     Институт  президентства имеет место и  в ряде республик в составе  Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики. 

3.2 Органы представительной и законодательной власти 

     Представительным  и законодательным постоянно  действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это – первый после Октябрьской революции парламент России, ибо бывший Верховный Совет лишь формально назывался парламентом, но никогда по существу им не был.

     Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых – издание федеральных законов.

     Интересно вспомнить, что в процессе обсуждения проекта новой Конституции его  противники утверждали, что в нем  будто бы узаконивается диктатура  Президента, принижаются роль и место парламента. При этом в качестве довода ссылались на предоставляемое Президенту право роспуска Государственной Думы. Но, во-первых, такое право закреплено в конституциях многих демократических государств, а во-вторых, право роспуска Государственной Думы предоставляется Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговариваются условия, при которых Государственная Дума не может быть распущена. В то же время Федеральное Собрание РФ наделяется правом в указанных в Конституции РФ случаях и с соблюдением установленного порядка отрешить Президента РФ от должности.

     Президент РФ наделен Конституцией правом налагать вето на закон, принятый Федеральным  Собранием РФ. Но последнему предоставляется  право при повторном рассмотрении федерального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в установленный срок. Таким образом, Конституция РФ создает надежные меры недопущения как диктатуры Президента РФ, так и диктатуры парламента.

     Система представительных и законодательных  органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации. 
 

Информация о работе Механизм (аппарат) российского государства: понятие, признаки, принципы организации и деятельности, структура