Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:17, контрольная работа
До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и про-гресса. Государство с известной долей эффективности обес-печивало упоря-доченность и организованность общественных отношений. В немалой степе-ни это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисис-темных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.
Введение
До недавнего времени в
Стремительно меняющаяся российская
действительность последних лет
застала врасплох закостеневшую
систему государственных
Множество вопросов, связанных с
данной проблемой, возникает и в
научной литературе. Прежде всего, относительно
непосредственно понятия
Исследованию вопросов государственного механизма посвящена достаточно обширная юридиче-ская литература. В дореволюционный период о механизме государства писа-ли В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.
В советский и современный
В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной.
1. Механизм государства:
понятие и структура
В отечественной теории и практике
XX в. понятие «механизм государства»
стало применяться в 20-30-х гг. после
выдвиже-ния известного лозунга
о механизме диктатуры
В юридической литературе чаще всего
понятие «механизм государства»
отождествляется с понятием «государственный
аппарат» в широком смысле, охватывающем
все виды государствен-ных органов.
Такой подход был общепринятым в
50-80 гг., и он обнаруживается в научных
трудах последних лет. Так, механизм
современного Российского государства
рассматривается как про-
Основным орудием
Вместе с тем государственный
механизм трактовался и в дру-гом
смысле, а именно, как совокупность
государственных органов, организаций,
вооруженных сил, материальных средств
государ-ственной власти Общая теория
государства и права. Т. 1. Теория
государства. - М., 1998. С. 158-160.. Здесь налицо
более широкий «набор элемен-тов»,
но отсутствует системообразующий
признак и неясно соот-ношение
механизма государства и
В современных условиях понятие «механизм государства» на-ходит свое место в понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной юри-дической науке, а не зарубежной. Исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государст-венная власть, институты государства, форма государства, формы правления Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М., 1997.. И, тем не менее, для обогащения понятийного аппа-рата и отражения специфики государственного развития нашей страны вполне оправдано использовать данное понятие
Государство нельзя рассматривать как застывшую, статичную систему. Оно действует, функционирует и развивается как единая система со своими элементами. Понятие «механизм го-сударства» служит системообразующим для восприятия его как целостного явления. Оно позволяет как бы связывать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придавать им динамический смысл. По мнению Бабаева В.К., механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы:
Ш го-сударственные органы;
Ш публичные службы и корпорации;
Ш процедуры принятия государственных решений;
Ш ресурсное обеспечение.
В таком подходе к механизму государства полнее отражаются государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государствен-ных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия. Одним из наиболее весо-мых доказательств служат конституционные характеристики го-сударства.
В отечественных конституциях всегда
закреплялись система органов государства,
основы управления государственными орга-низациями,
государственные планы и
В конституциях иностранных государств
чаще всего содержат-ся нормативные
характеристики государства, власти и
видов го-сударственных
В то же время в Конституции Австрии есть ст. 18 и 20 о го-сударственном управлении, кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразделы «З. Федеральные органы безопас-ности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и иными функ-циями). 5. Федеральные школьные органы». Раздел пятый по-священ Счетной Палате. В Конституции Бельгии часть VI посвя-щена государственным вооруженным силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службы, в статьях 87а3 и 87б1 - ста-тус вооруженных сил Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особен-ная часть. Страны Европы / Отв. ред. Б.А.Страшун. - М.. 1997. С. 732-733..
Возникновению и развитию механизма
государства присущи некоторые
общие закономерности. Изменения
в нем могут носить революционный
характер, когда приход к власти
новых полити-ческих сил приводит
к слому старого и созданию
нового механиз-ма, причем всех его
элементов. Так было во Франции в
конце XVIII в., такие «сломы» происходили
в нашей стране в 1917 г. и 1989-91 гг. Реформы
чаще всего направлены на планомерные
из-менения отдельных
Государственный механизм призван функционировать эффек-тивно и бесперебойно, иначе решение политических, экономичес-ких и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий:
Ш обеспечивать стабильность власти
и устой-чивость
Ш последовательно выпол-нять функции, возложенные на государственные органы;
Ш пра-вильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах;
Ш поддерживать баланс элементов механизма государства, не допус-кая преувели-ченной роли одних и недооценки других;
Ш способствовать де-мократизации власти и широкому участию граж-дан в управлении государственными делами.
В то же время общественная практика
в России и в других государствах
свидетельствует о немалых
Поэтому стратегической задачей государственного
механизма является своевременное
и эффективное решение
Государственный механизм действует
и развивается не изо-лированно
от институтов гражданского общества.
Его взаимодей-ствие с органами
местного самоуправления, которые не
входят в систему органов
Взаимодействие механизма
Для гражданского общества и механизма
государства ключе-вой пробле-
Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринима-тельства, творческих союзов и др.). Это по-зволяет правильно сочетать публич-ные и корпоративные инте-ресы.
Неумелые действия должностных
лиц и государственных ор-
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, не-посредственно олицетворяет государство, представля-ет собой его, реальное ма-териализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999. С. 109..