Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и про-гресса. Государство с известной долей эффективности обес-печивало упоря-доченность и организованность общественных отношений. В немалой степе-ни это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисис-темных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Работа состоит из  1 файл

механизм гос-ва.docx

— 35.08 Кб (Скачать документ)

Как уже было указано, понятие «механизм  государства» тесно связано с  категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять  в двух смыслах - широком и более  узком. В широком смысле по-нятие  государст-венного аппарата как  совокупности всех государ-ственных органов  совпадает с определением механизма  государ-ства, идентично ему. В более  узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управле-ния. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-рас-порядитель-ных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права  понятие государственного аппа-рата, если иное не оговорено, употребляется  в своем широком значении, т.е. как адекват-ное категории механизма  государства.

Понятие механизма государства  раскрывается через харак-терные черты  или признаки, позволяющие отграничить  его как от негосударственных  струк-тур в политической системе  общества, так и от отдельно взятых государствен-ных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государствен-ных  органов, основанная на единстве принципов  его организации и деятельно-сти, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об ос-новах  государствен-ной службы Российской Федерации» и других федеральных  за-конах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства  характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое  занимают в ней различ-ные виды и группы (подсистемы) государственных  органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой  системообразующий фак-тор структуры  государственного механизма в соответствующих  историче-ских условиях данного государства  закреплен в его Кон-ституции.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип  разделения властей на законодательную, ис-полнительную и судебную. В развитие данного положения в ста-тье 11 Конституции определено, что госу-дарственную  власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума), Правительство, суды Рос-сийской Федерации; государственную  власть в субъектах Рос-сийской  Федерации - об-разуемые ими органы государственной власти.

Согласно статье 12 Конституции  Российской Федерации, ор-ганы мест-ного самоуправления не входят в систему  органов госу-дарственной власти.

В-третьих, между государственным  механизмом и функция-ми государ-ства существует тесная обратная связь. Функции  со-временного Российского го-сударства  осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государ-ственного механизма, посредством  деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой  государствен-ных органов.

Вместе с тем от функций государства  зависит структура госу-дарствен-ного механизма, они непосредственно  влияют на воз-никновение, развитие и  со-держание деятельности тех или  иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства  для обеспечения возло-женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связан-ных  с этим государственных функций  располагает необходимы-ми материальными  средствами, так называемыми «веществен-ными придатками», на которые опираются  в своей деятельности от-дельные  государственные органы и без  которых не может обхо-диться ни одно государство.

Особенность этих придатков в том, что они выделяются в ме-ханизме  го-сударства не в качестве самостоятельных  частей (эле-ментов) как государствен-ные  органы, а именно как «веществен-ные  придатки» последних. К ним отно-сятся  различные матери-альные ценности, бюджетные средства, имущество, со-оружения, подсобные помещения, а также  предприятия, учреждения, орга-низа-ции, необходимые для функционирования государственных органов. В рас-смотренные материальные средства, «веществен-ные  придатки» механизма го-сударства  не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объ-единения. Их не следует смешивать. Последние соот-носятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.

Обобщение всех анализируемых признаков  позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципа-ми, основанная на разделении властей и располагающая  необходи-мыми материальными придатками система государ-ственных ор-ганов, посредством которых осуществляются задачи и функции го-сударства  Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 100..

Таким образом, феномен «механизм  государства» включает четыре со-ставляющих:

1) структурную - совокупность определенных  органов;

2) функциональную - совокупность определенных  функций, для реали-за-ции которых,  собственно говоря, и создана  указанная выше группа органов;

3) инструментальную - совокупность  определенных полномочий, спосо-бов,  методов, приемов и средств  реализации указанных функций;

4) правовую - совокупность определенных  правовых норм, опреде-ляю-щих структурную  организацию государственных органов,  а также их полномо-чия, методы  и формы реализации функций  государства.

Все эти составляющие находятся  во взаимной связи и взаимной зави-си-мости. Они-то в целом и составляют механизм государства.

Механизм государства - это система  государственных органов с их пол-номочиями, формами и методами воздействия на общественные процес-сы, а также способами реализации задач и функций государства  Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская  академия МВД Рос-сии, 2001. С. 56..

Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая  связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы  государства. В эксплуататорском государстве  этот механизм включает систему органов  и учреждений, через которую поли-тические силы, стоящие у власти, реализуют  государственную власть, обеспе-чивают свое экономическое, идеологическое и  политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в  определенной форме, кото-рая обеспечивает реальность этой силы.

Вместе с тем на механизм государства  оказывают влияние состояние  эко-номического базиса, соотношение  политических сил, цели, задачи и функции  государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения. Механизм государства обладает следую-щими свойствами.

1. Он состоит из особой группы  людей, которая выделилась из  общества и занимается только  тем или почти только тем,  что управляет.

2. Образующие его государственные  органы иерархически соподчинены  друге другом. Обособление отдельных  звеньев механизма и превращение  их в доминирующую силу сами  по себе являются показателем  кризиса политиче-ской власти, который  периодически испытывают государства.

3. Каждый орган обладает властными,  обязательными для всех полномо-чиями.  Выступая от собственного имени,  государственный орган действует  как орган государственного властвования.

4. Обязательно наличие организационных  и материальных орудий при-нуждения.

Государственный механизм можно назвать  «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления  функций государ-ства и эта связь  наиболее ощутимо сказывается в  конкретной структуре госу-дарственного аппарата.

Государственный аппарат - это часть  механизма государства, представ-ляющая собой совокупность государственных  органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной  власти.

В структуру механизма государства  кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные  предприятия.

Государственные учреждения - это  такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по вы-полнению функций государства в различных  сферах: экономической, социаль-ной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто  считают, что государствен-ные учреждения осуществляют социально-культурные функции  в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия учреждаются  для осуществления хозяйст-венной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетво-рения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществле-ния  государственной власти, на его структуру  и принципы формирования ока-зывали и оказывают влияние различные  факторы экономического, политиче-ского, исторического, религиозного и иного  характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют  совершенствования го-сударственного аппарата, появления новых органов  государства.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме  структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («бло-ками») органов:

а) органы законодательной власти - то есть «первичные», органы госу-дарственной  власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) - исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оператив-ную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах  общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают  вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным  и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабиль-ность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства  и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Общей чертой механизма эксплуататорского  государства является высо-кая степень  бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного  и военного аппарата, что объясняется  его важным значением в реализации методов прямого принуждения (насилия) над основной массой населения.

В.И. Ленин, сравнивая государственные  аппараты государств эксплуата-торских  типов, отмечал, что механизм рабовладельческих  государств был тех-нически слабым, он не идет ни в какое сравнение  с механизмом современного государства  Комаров С.А. Общая теория государства  и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997. С. 66.

Государственный аппарат играет огромную, в ряде случа-ев определяю-щую роль в реализации политических решений. В известном смысле он - ис-тинное лицо государства, необ-ходимая предпосылка  эффективности работы всего государ-ственного  механизма. Не случайно проблемы совершенство-вания  работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории.

Макс Вебер, чьи работы в области  государственного упра-вления счита-ются классическими, сформулировал следую-щие  принципы рациональной бю-рократии, обеспечивающие эффективность работы механизма  государства: во-первых, наличие твердо установленной и неукоснительно соблюда-емой сис-темы вертикальных связей (служебной иерархии); во-вторых, существование  отрегулированной, основывающей-ся на специализации системы разделения труда; в-третьих, функционирование системы  правил и директив, четко уста-навливающих  права и обязанности членов бюрократической  организации; в-четвертых, внедрение  в практику управления системы строго и точно опреде-ленных методов  и приемов ре-шения стоящих  перед чиновником задач Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Гардарика, 1996. С. 77.

. Теория  разделения властей и иные

принципы  организации и деятельности

механизма российского государства

Принципы, о которых здесь идет речь, - это законодательные отправные  начала, идеи и требования, лежащие  в основе форми-рования, организации  и функционирования механизма (аппара-та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к  механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых  распространяется лишь на некоторые  звенья го-сударственного механизма, отдельные  органы или группы ор-ганов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмот-ренный Конституцией РФ и федеральными процессу-альными  законами прин-цип осуществления  судопроизводства на основе состязательности и равнопра-вия сторон, на закреплен-ный  в Федеральном законе «О прокуратуре  Россий-ской Федера-ции» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и  деятель-ности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действую-щими на территории России за-конами, независимо от федераль-ных  органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления, общественных объеди-нений. Обращает на себя внимание то положение, что частные прин-ципы в конечном счете проистекают  из общих, конкретизи-руя их примени-тельно к особенностям отдельных частей государ-ственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято  делить на две группы.

Информация о работе Механизм государства