Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:17, контрольная работа
До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и про-гресса. Государство с известной долей эффективности обес-печивало упоря-доченность и организованность общественных отношений. В немалой степе-ни это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисис-темных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.
Как уже было указано, понятие «механизм
государства» тесно связано с
категорией «государственный аппарат».
Последний принято употреблять
в двух смыслах - широком и более
узком. В широком смысле по-нятие
государст-венного аппарата как
совокупности всех государ-ственных органов
совпадает с определением механизма
государ-ства, идентично ему. В более
узком смысле под государственным
аппаратом понимают аппарат государственного
управле-ния. Именно в этом значении как
совокупности исполнительно-рас-порядитель-
В теории государства и права
понятие государственного аппа-рата,
если иное не оговорено, употребляется
в своем широком значении, т.е.
как адекват-ное категории
Понятие механизма государства раскрывается через харак-терные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных струк-тур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государствен-ных органов.
Во-первых, механизм (аппарат) государства
- это система государствен-ных
органов, основанная на единстве принципов
его организации и деятельно-
Во-вторых, механизм (аппарат) государства
характеризуется сложной
В статье 10 Конституции РФ в качестве
основополагающего закреплен
Согласно статье 12 Конституции
Российской Федерации, ор-ганы мест-ного
самоуправления не входят в систему
органов госу-дарственной
В-третьих, между государственным механизмом и функция-ми государ-ства существует тесная обратная связь. Функции со-временного Российского го-сударства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государ-ственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государствен-ных органов.
Вместе с тем от функций государства
зависит структура госу-
В-четвертых, механизм государства
для обеспечения возло-женных на
него задач управления делами общества,
воздействия на сложные социальные
процессы и сферы, выполнения связан-ных
с этим государственных функций
располагает необходимы-ми материальными
средствами, так называемыми «веществен-
Особенность этих придатков в том,
что они выделяются в ме-ханизме
го-сударства не в качестве самостоятельных
частей (эле-ментов) как государствен-ные
органы, а именно как «веществен-ные
придатки» последних. К ним отно-сятся
различные матери-альные ценности,
бюджетные средства, имущество, со-оружения,
подсобные помещения, а также
предприятия, учреждения, орга-низа-ции,
необходимые для
Обобщение всех анализируемых признаков
позволяет прийти к выводу: механизм
современного Российского государства
- это пронизанная едиными, законодательно
закрепленными принципа-ми, основанная
на разделении властей и располагающая
необходи-мыми материальными придатками
система государ-ственных ор-ганов,
посредством которых
Таким образом, феномен «механизм государства» включает четыре со-ставляющих:
1) структурную - совокупность определенных органов;
2) функциональную - совокупность определенных
функций, для реали-за-ции
3) инструментальную - совокупность определенных полномочий, спосо-бов, методов, приемов и средств реализации указанных функций;
4) правовую - совокупность определенных
правовых норм, опреде-ляю-щих структурную
организацию государственных
Все эти составляющие находятся во взаимной связи и взаимной зави-си-мости. Они-то в целом и составляют механизм государства.
Механизм государства - это система государственных органов с их пол-номочиями, формами и методами воздействия на общественные процес-сы, а также способами реализации задач и функций государства Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 56..
Механизм государства
Вместе с тем на механизм государства
оказывают влияние состояние
эко-номического базиса, соотношение
политических сил, цели, задачи и функции
государства, в соответствии с которыми
создается государственный
1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем или почти только тем, что управляет.
2. Образующие его
3. Каждый орган обладает
4. Обязательно наличие
Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государ-ства и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре госу-дарственного аппарата.
Государственный аппарат - это часть механизма государства, представ-ляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
В структуру механизма
Государственные учреждения - это
такие государственные
Государственные предприятия учреждаются
для осуществления хозяйст-
Государственный аппарат специально
предназначается для
В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («бло-ками») органов:
а) органы законодательной власти - то есть «первичные», органы госу-дарственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;
б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) - исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оператив-ную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);
в) правоохранительные органы обеспечивают
и поддерживают стабиль-ность, неприкосновенность
складывающихся под воздействием государства
и права общественных отношений,
включая организационный и
Общей чертой механизма эксплуататорского государства является высо-кая степень бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного и военного аппарата, что объясняется его важным значением в реализации методов прямого принуждения (насилия) над основной массой населения.
В.И. Ленин, сравнивая государственные аппараты государств эксплуата-торских типов, отмечал, что механизм рабовладельческих государств был тех-нически слабым, он не идет ни в какое сравнение с механизмом современного государства Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997. С. 66.
Государственный аппарат играет огромную, в ряде случа-ев определяю-щую роль в реализации политических решений. В известном смысле он - ис-тинное лицо государства, необ-ходимая предпосылка эффективности работы всего государ-ственного механизма. Не случайно проблемы совершенство-вания работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории.
Макс Вебер, чьи работы в области
государственного упра-вления счита-ются
классическими, сформулировал следую-щие
принципы рациональной бю-рократии, обеспечивающие
эффективность работы механизма
государства: во-первых, наличие твердо
установленной и неукоснительно
соблюда-емой сис-темы вертикальных связей
(служебной иерархии); во-вторых, существование
отрегулированной, основывающей-ся на
специализации системы
. Теория разделения властей и иные
принципы организации и деятельности
механизма российского государства
Принципы, о которых здесь идет речь, - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе форми-рования, организации и функционирования механизма (аппара-та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья го-сударственного механизма, отдельные органы или группы ор-ганов.
В качестве примера частного принципа
можно сослаться на предусмот-ренный
Конституцией РФ и федеральными процессу-альными
законами прин-цип осуществления
судопроизводства на основе состязательности
и равнопра-вия сторон, на закреплен-ный
в Федеральном законе «О прокуратуре
Россий-ской Федера-ции» (новая редакция;
ст. 4, п. 2) принцип организации и
деятель-ности прокуратуры РФ, согласно
которому органы прокуратуры осуществляют
полномочия в строгом соответствии
с действую-щими на территории России
за-конами, независимо от федераль-ных
органов государственной
Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.