Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и про-гресса. Государство с известной долей эффективности обес-печивало упоря-доченность и организованность общественных отношений. В немалой степе-ни это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисис-темных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Работа состоит из  1 файл

механизм гос-ва.docx

— 35.08 Кб (Скачать документ)

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй - принципы, сформулиро-ванные в Федеральном законе «Об основах  государственной службы Российской Федерации» и иных феде-ральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О про-ку-ратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы ор-ганизации  и деятельности механизма государства:

Ш разделение властей;

Ш народовластие;

Ш гуманизм;

Ш федерализм;

Ш разделение властей;

Ш за-конность.

Принцип разделения властей, согласно которому государствен-ная власть осуществляется на основе разделения на законода-тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само-стоятельность органов, относящихся к различ-ным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить меха-низм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полно-мочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как от-меча-лось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип народовластия проявляется в демократической орга-низации го-сударства, республиканской форме правления, при которых носитель суверени-тета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонацио-нальный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не-посредственно (например, выборы президента и представитель-ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест-вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий-ского государства зиждется на том понимании, что оно - социальное государ-ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль-ных потребностей личнос-ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации  в статье 2 впервые в ос-новах  кон-ституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, со-блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя-занность государства». Это конституционное  требование обра-щено ко всем без исключения органам государства, к каждому  государст-венному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения  не могут произойти в одно-часье, но важно, что Конституция гарантирует  новый маги-стральный путь развития России.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу-дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе-дерация состоит из равноправ-ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде-рального значения, авто-номные области, автономные округа. Во взаимоотно-шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера-ции равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции  России, разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государствен-ной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными  и иными договорами о разграниче-нии  предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения  Российской Федерации и ее полно-мочий  по предметам совместного ведения  РФ и ее субъ-ектов, федеральные ор-ганы исполнительной власти и органы ис-полнительной власти субъектов Феде-рации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера-ции.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон-ституции РФ органы государ-ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и  деятельности механизма Российского  государства данный принцип содержит такие требо-вания, как: верховенство за-кона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и  сво-бод человека и гражда-нина; осуществление  всех государственных властных функций  исключительно на основе законов и соответствующих им подза-кон-ных нормативных актов; особая ответственность органов го-сударства и госу-дарственных служащих за обеспечение законнос-ти, прав и свобод граждан, га-рантий от необоснованного привле-чения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений за-кона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер-шенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие конституционные  принципы органи-зации и дея-тельности  механизма государства получают свое под-крепление, развитие и конкретизацию  во второй группе принци-пов, закрепляемых в федеральных за-конах. Комплексное  выраже-ние эта группа получила в  Федеральном законе «Об основах  госу-дарственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа раз-деления зако-нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

Ш верховенство Конституции Российской Федерации и феде-ральных за-конов  над иными нормативно-правовыми  актами, должностными инструкциями при  исполнении государственны-ми служащими  должностных обязанностей и обеспечении  их прав;

Ш приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо-средствен-ное  действие; обязанность государственных  служащих признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека и гражданина;

Ш равный доступ граждан к государственной  службе в соответ-ствии со способностями  и профессиональной подготовкой;

Ш обязательность для государственных  служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руково-дителями в пределах их полномочий и на основе законодательст-ва Российской Федерации;

Ш профессионализм и компетентность госслужащих;

Ш гласность в осуществлении  государственной службы;

Ш ответственность служащих за принимаемые  решения, неис-полне-ние либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанно-стей;

Ш внепартийность государственной  службы; отделение рели-гиозных объединений  от государства;

Ш и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало  бы также отнести сочета-ние коллеги-альности и единоначалия, экономичность государст-венной службы. Выполне-ние последнего принципа особенно актуально в современных  условиях существования чрезмерно  разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятель-ности государ-ственного  механизма как системы государствен-ных  органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодей-ствии, придают механизму  государства необходи-мые для  его успешного функционирования целенаправленность, единство и це-лостность.


Информация о работе Механизм государства