Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы, формированием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей.
Одной из важных задач юридической науки является исследование механизма действия права. Это имеет не только познавательное, но и практическое значение для дальнейшего совершенствования правового регулирования, повышения эффективности законодательства, упрочения законности.
Введение 3
Глава 1 Историко-теоретические аспекты исследования механизма реализации права 6
1.1 Понятие механизма реализации права 6
1.2 Место механизма реализации права в системе правового регулирования 11
Глава 2 Теоретические основы механизма реализации права 16
2.1Правореализующая деятельность участников правоотношений 16
2.2Правоприменительная деятельность 22
Заключение 27
Список используемой литературы 30
Отсюда, «воздействие» представляет собой более широкую категорию, чем «регулирование». Соответственно, «правовое воздействие» также является более широким понятием, характеризующим все направления и формы влияния права на общественные отношения. Любое правовое регулирование является правовым воздействием, но не любое правовое воздействие есть правовое регулирование. Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений, хотя это является главным.
Правовое
регулирование — это
-
во-первых, по своей природе является
такой разновидностью
-
во-вторых, осуществляется при помощи
целостной системы средств,
Иными словами, правовое регулирование в отличие от общего духовного идеологического воздействия права всегда осуществляется посредством особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы. В этом, собственно, и состоит социальный смысл существования права как нормативного институционного образования15.
Исходя из изложенного выше, дадим определения основным понятиям данного исследования:
Правовое воздействие – это процесс влияния права на общественные отношения, влекущий определенные последствия (изменения), преимущественно положительного характера, заключающий в себе все возможные инструменты – юридические нормы, правосознание, правореализация, правоприменение, правовая культура, законность, охрана правопорядка и др.). Правовое воздействие – это любое влияние права на поведение людей, на социальные отношения, производимое всеми доступными средствами.
Правовое
регулирование – это
Процесс
правового воздействия
При характеристике любой отрасли права принято выделять отдельные, специфически методы правового регулирования. Отраслевой метод правового регулирования общественных отношений раскрывается в четырех основных признаках:
-
характере правового положения
участников регулируемых
-
особенностях возникновения
-
специфике разрешения
-
особенностях мер
Подытожив вышесказанное, можно констатировать, что все определения так или иначе называют под методом правового регулирования совокупность приемов и способов воздействия правовых норм на общественные отношения.
Способы
правового регулирования, как видно,
соответствуют делению норм права
на дозволяющие, запрещающие и обязывающие.
Некоторые исследователи
Предписание – это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запрет – фактически также предписание, но иного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться) те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершению по своему усмотрению16.
Первые два способа – юридическое запрещение и позитивное предписание (обязывание) относят к императивному методу. Дозволение – к диспозитивному.
Кроме всего обозначенного, в правовом регулировании различают еще и тип правового регулирования – т.е. общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет.
Общедозволительный тип выражается в формуле: разрешено все, что не запрещено (законодательством). Регулирование по этому типу предусматривает установление только тех запретов, без которых общество не может нормально существовать. Все, что не подпадает под законодательный запрет, считается юридически разрешенным (дозволенным). Такой тип регулирования доминирует в гражданском обществе, в сфере частноправовых отношений.
Общезапретительный тип формулируется иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного (законодательно). Разрешается совершить только такие действия, которые прямо предписаны законодательством. Данный тип правового регулирования используется в публичном праве; на его основе должны функционировать органы государства, дабы не выходить за пределы своей компетенции17.
Правоприменительная деятельность «вклинивается» в механизм реализации права, если возникают препятствия к реализации субъективных прав, добровольно не исполняются юридические обязанности либо исполняются с дефектами, неправильным использованием правовых средств. Устраняя эти препятствия, правоприменение доводит до конца процесс реализации права на завершающей стадии правового регулирования. Оно обязательно и необходимо во всех случаях применения мер государственного принуждения и правового поощрения.
Характер государства как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права — это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.
Поскольку применение права имеет чрезвычайно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное и гражданское судопроизводство), в других — устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д.).
Характером применения права предопределяется, что правоприменительный орган — это, как правило, полномочный орган государства (высший или местный орган власти и управления, суд, органы прокуратуры, администрация предприятия и т.д.). В то же время с целью активизации участия масс в управлении общественными делами в юридической сфере некоторые государственно-властные функции по применению права могут передаваться организациям трудящихся.
Применение права подразделяется на такие формы, как оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность18.
Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политики господствующих в обществе социальных сил. Современное цивилизованное государство ставит перед собой главным образом творческие, созидательные задачи по обеспечению развития экономики и других сфер жизни общества, поэтому эта форма применения права является для него основной, профилирующей. Посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания; обеспечиваются права личности и т.д19.
Стадии правоприменительного процесса:
1. Установление фактических обстоятельств, на которые рассчитана правовая норма.
2.
Выбор (отыскание) правовой
3. Проверка подлинности текста статьи нормативного правового акта и ее анализ с точки зрения законности.
4. Проверка действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
5.
Разрешение возможных коллизий
между нормами права и
6. Издание акта применения нормы права (вынесение решения) и доведение его до исполнителей.
Цель этого процесса заключается в установлении объективной истины по делу, а в конечном счете в обеспечении правопорядка.
К основным принципам правоприменения относятся: законность, истинность, уважение и соблюдение прав и свобод человека, справедливость и целесообразность.
Фактические обстоятельства - это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств.
Доказательства - это данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательством являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательств охватывает и сами факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.
Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми20.
Презумпции в области доказательств и доказывания - это предположения о фактах. Определяющее значение при доказывании по уголовным делам и делам об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т.е. предположение о невиновности лица, даже тогда, когда против него говорит множество фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда.
От презумпции невиновности зависит распределение бремени доказывания, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность.
Правоприменительный акт - это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенного круга лиц.
Правоприменительный акт обладает следующими признаками:
-
не является нормативным актом,
- содержит властное предписание (веление);
- имеет разовое значение.
Применение
права как особая форма реализации
отличается от соблюдения, исполнения
и использования рядом