Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы, формированием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей.
Одной из важных задач юридической науки является исследование механизма действия права. Это имеет не только познавательное, но и практическое значение для дальнейшего совершенствования правового регулирования, повышения эффективности законодательства, упрочения законности.
Введение 3
Глава 1 Историко-теоретические аспекты исследования механизма реализации права 6
1.1 Понятие механизма реализации права 6
1.2 Место механизма реализации права в системе правового регулирования 11
Глава 2 Теоретические основы механизма реализации права 16
2.1Правореализующая деятельность участников правоотношений 16
2.2Правоприменительная деятельность 22
Заключение 27
Список используемой литературы 30
По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций путем профессиональных знаний, навыков. Государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы)21.
Применение права - это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).
Применение права всегда сопряжено с вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
Существуют
многообразные средства обеспечения
эффективности
1.
Материально-техническое
Это фактические условия для реализации закона. Отсутствие соответствующих материальных предпосылок - свидетельство преждевременности принятия закона. (Закон о статусе военнослужащего; ...затяжки с зарплатой; кредитование и обеспечение ГСМ и запчастями фермеров...)
2. Организационное обеспечение
Изучение
проблемы показывает, что эффективное
организационное обеспечение
Реализуя закон о земле, необходимо иметь землеустроителей, почвоведов, знающих фермеров, крестьян...
3. Идеологическое обеспечение
4.
Специально-юридические
-
Нормотворческая деятельность (конкретизация
законодательных предписаний...
-
Средства индивидуальной
-
Социально-правовой контроль (меры принудительного
и поощрительного характера...)
Заключение
Реализацией
права называется его воплощение
в поведении людей и в
В зависимости от содержания правовых норм и от отношения к их осуществлению со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений оно способно создать либо демократический правопорядок, основанный на гарантированных правах и свободах граждан, либо тоталитарный строй с детальной регламентацией большой части общественных отношений, замкнутых на государство и подверженных его контролю, либо, наконец, режим беззакония, при котором большинство законов носит декларативный характер, а многие общественные отношения регулируются произвольными велениями агентов власти. Правовое воздействие на общественные отношения имеет разные формы, частично совпадающие с влиянием на те же отношения идеологии, политики, морали.
Специфические
для права способы его
Системный механизм реализации (действия) права - это взятая в единстве совокупность экономических, социально-политических, правовых и иных факторов, действующих на общесоциальном, региональном, групповом и индивидуальном уровнях на стадиях (этапах) правообразования, правотворчества, правореализации и определяющих в конечном итоге правомерность поведения субъектов общественных отношений, законность и правопорядок в обществе.
Основными формами (способами) реализации правовых норм обычно называются использование права, исполнение обязанности, соблюдение запретов, применение правовых норм. Две из названных форм или способов (использование права и исполнение обязанности) представляют собой реализацию правоотношения.
Применением права называется особая форма его реализации — рассмотрение и решение дел управомоченными на то государственными органами или должностными лицами и принятие решений, определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела. Акт применения права (индивидуальный правовой акт, решение по конкретному делу) является юридическим фактом, ведущим к возникновению, изменению, прекращению правоотношений.
Самостоятельное значение в реализации норм права имеет вопрос о пробелах в праве. Пробелы в праве - это те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, оказываются по каким-то причинам не урегулированными нормами права. Причинами пробелов в праве являются: отставание законодательства от жизни; некачественность нормативных правовых актов. Иногда законодатель сознательно допускает возможность аналогии закона.
Пробелы в праве устраняются изданием соответствующего нормативного правового акта или компенсируются использованием либо аналогии права (когда решение по конкретному делу принимается исходя из общих принципов права, смысла и целей действующего законодательства), либо аналогии закона (когда в какой-либо конкретной ситуации применяются нормы права, регулирующего сходные общественные отношения). Аналогия применяется довольно часто, но это запрещено законом в сфере уголовных и административных правоотношений, когда последние связаны с наказанием.
Структура и действие механизма реализации (действия) права представлены следующим образом. Правообразование, правотворчество и правореализация происходят под воздействием всего общества, структуру которого образует ряд комплексов (экономический, социальный, политический, духовный, правовой, управленческий и др.), являющихся системным образованием, имеющим три уровня действия:
- общесоциальный (общество в целом);
- региональный (республики, края, области, города, районы и пр.);
-
групповой (семья, трудовой
Первая стадия (правообразование) характеризуется зарождением новых общественных отношений, постепенно приобретающих массовый характер. В этой связи складываются новые правила поведения, которые государство начинает признавать в качестве правовых посредством аналогии, правового обычая, судебной и иной юридической практики и правового эксперимента.
На второй стадии (правотворчество) компетентные государственные органы (или иные организации по уполномочию государства) создают нормативные правовые акты и тем самым окончательно закрепляют правовой характер указанных правил.
На третьей стадии (правореализация) под воздействием системы указанных факторов происходит фактическая реализация правовых предписаний и требований в деятельности (поведении) субъектов права.
Связь стадий механизма реализации (действия) права представляет определенный процесс. Переход от первой стадии ко второй осуществляется перерастанием всех взаимообусловленных факторов правообразования в начальный вариант правотворчества, когда законодатель, не приступив к самому правотворческому процессу, осознает необходимость юридического урегулирования некоторых тенденций развития общественных отношений.
Качество законов и иных нормативных актов (прежде всего их соответствие реальным общественным отношениям) во многом определяют их соблюдение, исполнение, т.е. состояние законности и правопорядка.
Реализацию
правовых норм определяет, с одной
стороны, правообразование, с другой,
правотворчество (необходимость
Литература
1. Конституция РФ 1993 г. (с послед. изм.) // Справочная правовая система «Гарант», осень 2007 г.
2.Гражданский кодекс РФ: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (с послед. изм.) // Справочная правовая система «Гарант», осень 2007 г.
3.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с послед. изм.) // Справочная правовая система «Гарант», осень 2007 г.
4.Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30.12.ю2001 г. № 196-ФЗ (с послед. изм.) // Справочная правовая система «Гарант», осень 2007 г.
5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (с послед. изм.) // Справочная правовая система «Гарант», осень 2007 г.
6. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с последн. изм.). // Справочная правовая система «Гарант», осень 2007
7.Афанасьев B.C., Афанасьева Л.В. Государство и механизмы действия права // Актуальные вопросы российской государственности: Труды / Академия управления. - М.: БЕК, 2007. – 529с.
8. Алексеев С.С. Теория права. – М.: БЕК, 2007. – 662с.
9.Комаров С.А. Механизм правового воздействия // Теория государства и права: Курс лекций. – М.: БЕК, 2007. – 574с.
10. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юристъ, 2003. – 297 с.
11.Общая теория права и государства/Под редакцией В.В. Лазарева. – М.: БЕК, 2008. – 660с.
12.Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2007. – 635с.