Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа
Партии являются существенным элементом политической системы общества .Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни .Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
Место и роль партий в политической системе общества…………….5
1.1.Структура и функции политических партий в обществе……………..5
1.2.Пути формирования партийной системы…………………………….12
Глава 2.Участие политических партий в формировании и
реализации государственной власти в России………………………..17
2.1.Принципы и формы взаимодействия органов государственной власти и политических партий…………………………………………………….17
2.2.Особенности политических партий в России………………………...21
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………….29
3) Политическая социализация, то есть включение личности в мир политики, влияние на формирование ее ценностных ориентации, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности. Цель социализации - обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества. Таким образом, политическая социализация представляет собой деятельность, направленную на формирование и развитие определенной политической культуры, передачу политических ценностей и традиций новым поколениям людей, придерживающимся позиций определенных партий и являющимся ее приверженцами;
Следующая группа функций показывает роль партии в политической системе.
В первую очередь они связаны: с борьбой партии за политическую власть в
обществе и ее осуществление на основе своих программных установок; организацией различных форм участия в политической деятельности; организацией оппозиции государственным органам, давлением на них, если их политика не отражает
интересов тех слоев, которые представляет партия; налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене.
4)Идеологическая функция, она связана, прежде всего, с выработкой политической программы на основе определенного мировоззрения, выражающей в теоретической форме интересы значительных социальных и классовых сил общества.Кроме того, она означает проведение пропагандистской и агитационной работы, направленной на распространение своих идеалов и ценностей, а также привлечение к партийной деятельности новых сторонников. Серьезное внимание в деятельности партий уделяется функции политического рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства. Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.
5)Политическая функция состоит, во-первых, в реализации политической стратегии, направленной на овладение властью с целью реализации интересов конкретных общественно-политических сил, проведения тех или иных социальных преобразований. Стратегическая линия партии обычно связана с определением основного направления политического действия, выбором союзников, поэтапным решением крупных политических проблем. Во-вторых, эта функция раскрывается через деятельность по выработке и реализации тактических действий партии,
которые заключаются в конкретных способах и методах решения текущих вопросов политики. Управленческие функции осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя
ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Поэтому партия должна контролировать деятельность своих лидеров независимо от надзора политических институтов.
Помимо перечисленных внешних функций, существуют и внутренние. К ним можно отнести:
1) Организацию структуры
партии и налаживание
2) Функцию политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых членов.
3) Решение финансовых
проблем (контроль за
4) Подготовку из числа
членов партии политических
Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально - классовой сущности партии, а также от
профессиональных качеств ее лидеров. В зависимости от принципов, на которых строится деятельность той или иной партии, от ее роли в политической системе общества находится и сама организационная структура партии.
Партии имеют сложную внутреннюю структуру.
В структуре политической партии можно выделить три уровня:
1)Первый уровень, самый неопределенный и размытый
, - это тот блок избирателей, которые идентифицируют
себя с данной партией и систематически
голосуют за нее на выборах. Они составляют
массовую базу, которая обеспечивает кандидатов
партии поддержкой у избирательных урн.
Принадлежность к такой группе весьма
трудно определить, поскольку она основывается
больше на декларируемой приверженности,
нежели на официальной вовлеченности
в партийную организацию.
2)Второй уровень
- это официальная партийная организация.
Естественно, что структура партии берет
начало там, где находятся избиратели.
Поэтому, как правило, она начинается на
уровне самой низшей первичной ячейки
- окружной организации. Главная ее задача
состоит в мобилизации на местном уровне
избирателей в поддержку кандидатов своей
партии. Ко второму уровню относится и
партийный аппарат, представляющий собой
особую группу людей, профессионально
занимающихся организационными вопросами
политической деятельности партии (организуют
предвыборные кампании, устанавливают
сроки, место и порядок проведения партийных
съездов, обеспечивают соблюдение правил
избрания делегатов на съезды и т.д.).
3)Третий уровень - где речь идет о партии в системе правления, состоящей из должностных лиц в государственном аппарате, которые получили свои посты в силу принадлежности к ней. Это президенты, губернаторы, члены парламента и т.д. Руководящее меньшинство принимает основные партийные решения, обладает обширной информацией, как правило, недоступной рядовым членам, нередко манипулирует сознанием и поведением партийных масс. Руководящая группа
неоднородна. В ней могут быть представлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над всей организацией.
Различные течения в партиях возглавляются лидерами, пользующимися авторитетом у функционеров и рядовых членов. Они стремятся к единоличному руководству, чтобы направить партию по определенному ими программному пути. Конфликты между соперничающими лидерами иногда приводят к расколу партии или же соглашению между ними и восстановлению единства организации.
Чем больше авторитет и влияние лидеров партии, тем большее расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев.
Естественно, такая иерархичная структура во многом носит условный характер, поскольку в разных странах она имеет свою национальную специфику. Постоянным же остается главная задача всех политических партий - это защита и представительство интересов определенных социальных групп. И здесь важно отметить, что партии не только выражают интересы, но и активно участвуют в их формировании.
1.2.Пути формирования партийной системы.
Эффективная, сбалансированная партийная система, наряду с механизмом сдержек и противовесов, с развитой оппозицией - гарант и одновременно стимулятор стабильного развития общества. Партии, составляющие подобную систему должны быть устойчивыми общественными объединениями, базирующимися на четкой системе ценностей, иметь понятные для граждан программы действий. Не следует забывать, что подлинно демократическая политическая система с крепким многопартийным ядром является и средством, и результатом демократических процессов, формирования структур гражданского общества, правового и социального государства, мощного среднего класса.
Долгое время господствовавшая в нашей стране однопартийная система ограничивала и подавляла инициативу граждан и поэтому была обречена с точки зрения исторической перспективы. За короткий период перейти от нее к полноценной многопартийной системе чрезвычайно сложно. Современную российскую партийную систему ученые характеризуют как «прото» - или, точнее, «квазимногопартийную». По сути, она является лишь эмбрионом, который, однако, имеет шансы на саморазвитие и превращение в подлинно демократическую партийную систему.
В нашей стране, по мнению политологов, уже сложились условия для становления реальной многопартийности: значительно повысился уровень развития социума, преодолена искусственная «однородность» социалистического общества, различные социальные группы и слои начали, открыто выражать и отстаивать свои интересы. Но прежде чем многообразные интересы сгруппируются на идеологической основе, а люди объединятся в политические партии, должно пройти немало времени.
Вопрос о роли партий в политической системе невозможно отделить от вопроса об их легитимности. До сих пор легитимность политических партий на Западе базировалась на их массовости: партии отражали общественную волю, обеспечивали связь между гражданами и государством. Между тем во всех постсоветских государствах связь партий с гражданами очень слаба. После прихода к власти новые партии выступали главным образом как индивидуальные или групповые лоббисты, продвигавшие свои интересы. Партии в сегодняшней России мало зависят от общества и служат инструментами борьбы между различными частями элиты (главным образом экономической), они манипулируют массовым сознанием во время выборов, чтобы получить легитимацию через демократические процедуры. В итоге уровень доверия к этим институтам крайне низок.
Как правило, партии организуются вокруг лидеров и больше всего напоминают персональные клиентелы - роль лидеров в них является определяющей. Такая структура может быть полезна во время выборов, но после прихода к власти от ее влияния пытаются избавиться, активно используя «новые политические технологии» (политический маркетинг). В отношениях между партиями и гражданами электоральная тактика доминирует над программами, превращая представительное правление в правление репрезентаций.
Политики и политологи по инерции твердят, что в перспективе электорат станет активнее и «гражданственнее», а партии укоренятся в обществе, обретут идейное своеобразие, стабильную организационную структуру и будут агрегировать и представлять в парламенте интересы широких социальных слоев. На практике же все участники «последней волны демократизации» движутся в ином направлении и от более или менее усердного подражания партийных систем. Многопартийность представляет собой ключевую составляющую демократии, но российское общество делает в этом направлении лишь первые шаги. В России сегодня (как и десять лет назад) действует лишь набор партий, что принципиально отличает ее от стран с многопартийной системой.
Во-первых, не будучи элементами системы, партии, не осознают, что они могут сделать для общества, ставят завышенные задачи, прибегают к безответственной риторике, популизму.
Во-вторых, борьба за власть обостряется и все больше отходит от цивилизованных форм; конкуренция программ (характерная для большинства демократических государств) подменяется конкуренцией пиар-групп, специализирующихся на проведении выборов.
В- третьих, ареной такой борьбы становится законодательный орган, и межфракционные противоречия достигают такого накала, что мешают нормальному законотворческому процессу.
Как показывает мировой опыт,
наличие в государстве
Системный характер многопартийности
предполагает контакты между партиями,
между партиями и избирателями, между
партиями и государством. Если эти
связи нарушены, нет и самой
системы. Многопартийность-
Партийную систему в современной России следует рассматривать во взаимосвязи с утвердившимся в стране политическим режимом, который можно назвать, олигархическим (выражающим интересы олигархических групп, которые и определяют приоритеты развития страны). Этот «сговор» между носителями власти и олигархами относительно целей политического управления не имеет ничего общего с согласованием многообразных интересов, существующих в обществе. Напротив, возникает особая разновидность «политического корпоративизма», основанного на «политическом торге», что идет вразрез с интересами российского государства .
Цивилизованная борьба партий за демократизацию политического режима и утверждение состязательной партийной системы в России отсутствует. Сложившийся политический режим стремится взять под свой контроль избирательный процесс и партийную систему, что не способствует развитию механизмов политического участия населения и влияния гражданского общества на принятие властных решений в стране. Партия власти защищает политический режим и отстаивает свою монополию на власть. Таким образом, в России возник авторитарный тип партийной системы с так называемым инклюзивной правящей партией, которая способна реагировать на потребности населения и агрегировать интересы различных групп общества, сохраняя при этом свое политическое господство. Функционирование такой партийной системы не ведет к демократизации общества. Но накапливающийся в обществе конфликтный потенциал в конечном итоге выйдет наружу, и народ утвердит себя в качестве суверенного источника власти. Именно тогда, на основе развития гражданского общества и будет сформирована состязательная партийная система.
Информация о работе Место и роль партий в политической системе общества