Место и роль партий в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание

Партии являются существенным элементом политической системы общества .Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни .Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
Место и роль партий в политической системе общества…………….5
1.1.Структура и функции политических партий в обществе……………..5
1.2.Пути формирования партийной системы…………………………….12
Глава 2.Участие политических партий в формировании и
реализации государственной власти в России………………………..17
2.1.Принципы и формы взаимодействия органов государственной власти и политических партий…………………………………………………….17
2.2.Особенности политических партий в России………………………...21
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

мой курсовик1.docx

— 73.11 Кб (Скачать документ)

Отечественные «центристы», есть порождение высших эшелонов исполнительной власти, что исключает их политическую самодеятельность и одновременно вынуждает к установлению контактов с населением путем имитации оппозиционности. Все официальные «центристские партии» нацелены на то, чтобы обеспечить самосохранение бюрократии и корпоративную консолидацию этого слоя, приватизировавшего государственную власть. Это уже не традиционные партии власти, приводные ремни правящего слоя - это сама власть, точнее, ее административный сегмент, адаптированный к работе в условиях гражданского представительства. Поэтому правильнее называть их не партиями, а корпоративно- административными «квазипартийными» образованиями, которые являются неотъемлемой частью властвующего режима, его органическим институциональным элементом, выстраивающим собственные механизмы регулирования поведения граждан и институтов власти.

Термин «партии» может  применяться к таким образованиям сугубо формально, для обозначения  пространства их легальной деятельности. По сути же это особые объединения государственной бюрократии, представляющей структуры исполнительной власти, которые пытаются добиться корпоративного преимущества в отношениях с крупным бизнесом и другими элитарными группировками. Сцепка существующих сегодня «центристских» партий есть не что иное, как форма выражения интересов бюрократии.По своей природе, задачам и характеру «партии власти» выражают интересы не государства, а той группировки, которая в данный момент находится у власти. Именно с этим и связана их недолговечность. Ее причины не в том, что соответствующие партии создавало нелюбимое народом «начальство», а в том, что «начальство» периодически менялось.

Победа на выборах и  участие в формировании правительства  обеспечивают партии рычаги для реализации интересов гражданского общества. Партия власти - это партия, создаваемая исполнительной властью, стремящейся сохранить свое положение. Функции представительства интересов подобные партии если выполняют, то вынуждено, с целью легитимации власти. В современной России сложилась суррогатная партийная система, которая не отражает интересы гражданского общества и является инструментом политического манипулирования власти. Поведение же лидеров многих российских партий говорит о том, что главное для них - собственные интересы и амбиции, а государственная власть - не более чем источник личного обогащения и получения привилегий. Это означает, что они не способны выполнять возложенную на них общественную функцию. Политиканство, цинизм в выборе средств не только ведут к отчуждению народа от «демократических ценностей, притуплению политического и нравственного сознания, но и представляют серьезную угрозу для самих партий». Нарушение политическими руководителями этических норм не проходит незамеченным и отрицательно сказывается на их рейтингах. Ведь в конечном итоге вес и роль партии в политической системе страны определяется количеством людей, голосующих за нее на выборах.

 

 

 

Глава 2.

2.1. Принципы и формы взаимодействия органов государственной власти и политических партий.

 
Содержание взаимодействия политических партий и государства (в лице представляющих его органов государственной власти) всегда предполагает воздействие партий на деятельность органов государственной власти и, в свою очередь, органов государственной власти – на деятельность партий. При этом, такое влияние возможно и допустимо исключительно в формах и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Недопустимость влияния органов государственной власти на деятельность политических партий, равно как и влияние партий на деятельность органов государственной власти, следует расценивать как запрет на взаимное применение ими неправовых форм и методов взаимодействия.  
К основополагающим принципам правового взаимодействия государства и политических партий следует отнести:

1) невмешательство органов  государственной власти и их  должностных лиц в законную деятельность политических партий, равно как и невмешательство политических партий в законную деятельность органов государственной власти и их должностных лиц;

2)принятие решений органами государственной власти по вопросам, затрагивающим интересы политических партий, допустимо только с их участием или по согласованию с партиями;

3)недопустимость использования в интересах политических партий преимуществ служебного положения лицами, замещающими государственные должности или должности государственной службы.

Анализ принципов взаимодействия государства и политических партий показывает, с одной стороны, законодатель устанавливает безоговорочное невмешательство государства в деятельность политических партий, а с другой стороны, Федеральный закон «О политических партиях» имеет определенные предпосылки к расширению сферы влияния государства на деятельность партий. Сегодня одним из основных направлений деятельности органов государственной власти в Российской Федерации является взаимодействие с политическими партиями, на это указывает ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность государственных органов (ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации), Указы Президента РФ об утверждении положений о федеральных органов государственной власти, ряд нормативных актов субъектов РФ).

Выделяют следующие формы взаимодействия государственных органов и политических партий:

1) совместное нормотворчество  партий и органов государственной  власти (создание совместных рабочих групп, комиссий);

2)взаимоответственное сотрудничество, основанное на соглашении;

3) правотворческая инициатива  политических партий, представленных  в органах публичной власти (ряд  законов субъектов РФ наделяет  указанным правом политические партии);

4) совместная деятельность  в рамках создаваемых консультативно-совещательных  органов (пример, созданный в 1996 году Политический консультативный  совет при Президенте РФ).

Политические партии возникли и развивались одновременно с  системой выборов и идеей представительства. Более того, идея представительства  имела ключевое значение для формирования современной теории демократии и  соответственно ее важнейших принципов  — политического плюрализма, многопартийности, избирательной системы. Партия рассматривается в данном случае как группа людей, объединившихся для участия в политической жизни и преследующих цель завоевания политической власти.

После отмены шестой статьи Конституции СССР о руководящей  и направляющей роли Коммунистической партии в стране появилась возможность  легитимной оппозиции правящему режиму. Уже в 1989 г. на альтернативной основе прошли выборы народных депутатов СССР, а в 1990 г. выборы народных депутатов РСФСР. Этот период характеризовался открытым идеологическим противостоянием, которое определяло будущее политическое развитие страны. Обществу казалось, что для России действительно открылась возможность выбора стратегии развития. Поэтому активно обсуждались идеологические варианты различного характера – консервативные, демократические, националистические, интернациональные и т.д.

После распада СССР процесс  партогенеза в России еще больше усилился. Подавляющее большинство партий, блоков и союзов создавались под сиюминутные цели и конкретные ситуации.

В период президентства Б. Ельцина в 90-е гг. в стране складывается нестабильная общественно-политическая обстановка, усиливается неуверенность избирателей в завтрашнем дне, процветает коррупция в эшелонах власти, растет преступность и т.д. В результате резко падает доверие избирателей ко всем ветвям власти, политическим партиям и общественно-политическим движениям.

Одним из направлений политических реформ, начатых после прихода  к власти В. Путина, стало упорядочение системы политических партий и унифицирование норм политического процесса в стране.

В 2001-2002 гг. было проведено  масштабное и комплексное обновление правовой базы выборов. Кроме нового Федерального закона «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят в новой редакции Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Был также разработан и принят Федеральный закон «О политических партиях». Были уточнены и усилены меры ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. В частности, впервые в российском законодательстве была установлена уголовная ответственность за вмешательство должностных лиц в деятельность избирательных комиссий, за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения или блока.

Многие ученые, политики, специалисты настороженно отреагировали  на ряд положений данных документов. Ограничение числа партий не вызвало особых возражений т.к. в реальности многие из «ушедших в небытие» партий существовали только на бумаге и не оказывали никакого воздействия на политическую жизнь страны. В новых документах был закреплен принцип избрания не менее 50% депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации по пропорциональной системе и введен запрет на создание региональных политических партий - в выборах теперь могут принимать участие только отделения федеральных партий.

 Закон «О политических партиях» 2001 г. также не допускает создания партий по принципам профессиональной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, даже вопреки Конституции, запрещающей любые формы ограничения прав граждан по этим признакам. Он вкупе с поправками к другим законам по сути блокирует участие регионов в политическом процессе. На Западе в конфликте «труд - капитал» интересы трудящихся защищали массовые рабочие партии, выросшие из мощного профсоюзного движения. Но в России профсоюзы играют сегодня еще менее значимую роль, чем партии. Конечно, вполне понятно стремление Кремля, поставить еще один заслон децентрализации власти, но неполноценность партий оборачивается слабой легитимностью государства, низким уровнем доверия к его институтам.

 В западных странах партии при всех их хорошо известных недостатках обладают властью и являются основным механизмом смены правительства и проводимой им политики через выборы. Партии формируют законодательную власть, являющуюся полноценной ветвью в системе разделения властей они контролируют через парламент деятельность исполнительной власти. Это тот механизм, который приводит в действие процедуру представительной демократии. Мало общего с ними у тех структур в России, которые закон конституирует как политические партии.

Конституция РФ ставит Государственную  Думу в полную зависимость от президента, который может постоянно держать ее под угрозой роспуска и досрочных выборов. В то же время Дума не имеет возможности формировать правительство и контролировать его деятельность, она практически не может объявить импичмент президенту как и изменить Конституцию. Даже законодательная деятельность Думы значительно ограничена двойным вето — президента и Совета Федерации, который формируется по непартийному принципу, что усиливает зависимость нижней палаты парламента от президента. В этой модели власти остается мало места для партий как самостоятельных деятелей.

Борьба партий на выборах  и сами выборы лишены основного смысла — возможности смены правительства, когда оно утратило поддержку избирателей, и его курса, а следовательно избиратели лишены выбора, способного как-то повлиять на изменение их социально-экономической ситуации, защитить свои интересы.

 

2.2.Особенности политических партий в Российской Федерации.

В современной России зарегистрировано около десятка политических партий, но еще рано говорить о сложившейся  многопартийной системе. Серьезным  препятствием на пути многопартийности является отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. А нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Нельзя представить себе чередование у власти партий, выступающих с диаметрально противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия социалистической ориентации , признающая господство общественной собственности на средство производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, завтра ей на смену приходит партия противоположной ориентации, признающая только частную собственность, тоже со всеми вытекающими последствиями.

 Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных кампаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

Каждая партия создавалась  для защиты интересов определенных групп населения (как правило, экономических или национальных).

Партии, как правило, не однородны  и имеют внутри себя фракции -группы выдвигающие программы несколько  отличные от общей, основной программы  партии. Существование в партии различных  фракций делает ее политику более  гибкой, поскольку помогает ей сохранить  свое влияние среди различных  групп избирателей.

Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями  и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных  фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить  интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных  категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.

В настоящее время согласно Федеральному Закону «О политических партиях», политической партией в России признается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Информация о работе Место и роль партий в политической системе общества