Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа
Общество сложный механизм, это целая система самых разнообразных отношений, которые нуждаются в упорядочении, регулировании. Для этого в обществе складывается система социального или нормативного регулирования. Социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Поскольку общественная жизнь сложна и многообразна, социальные нормы (правила поведения общего характера, устанавливаемые и санкционируемые государством) заметно различаются не только по регулированным сферам общественных отношений, но и по способам установления и обеспечения.
Право – особый вид социальных норм, так как имеет все признаки этих норм, но характеризуется и особыми чертами, которые не присущи другим средствам социального регулирования
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность права и понятие системы нормативного регулирования…………………………………………………………………..…5
1.1 Понятие права, признаки и функции права……………………….….5
1.2 Признаки и понятие нормы права………………………………….….9
Глава 2 Право в системе нормативного регулирования………………………14
2.1 Понятие системы нормативного регулирования……………………14
2.2 Виды социальных норм………………………………………………19
2.3 Право и политические нормы……………………………………..…21
2.4 Право и мораль……………………………………………………..…23
2.5 Право и корпоративные нормы………………………………………25
2.6 Право и технические нормы………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………..…29
Список используемых источников и литературы………………………30
Содержание
Введение……………………………………………
Глава
1 Сущность права и понятие системы нормативного
регулирования……………………………………………
1.1
Понятие права, признаки и
1.2
Признаки и понятие нормы
Глава 2 Право в системе нормативного регулирования………………………14
2.1 Понятие системы нормативного регулирования……………………14
2.2
Виды социальных норм…………………………
2.3
Право и политические нормы…………
2.4
Право и мораль…………………………………………
2.5
Право и корпоративные нормы………
2.6
Право и технические нормы……………
Заключение………………………………………
Список
используемых источников и литературы………………………30
Введение
На сегодняшний день тема моей курсовой работы весьма актуальна, так как общество сложный механизм, это целая система самых разнообразных отношений, которые нуждаются в упорядочении, регулировании. Для этого в обществе складывается система социального или нормативного регулирования. Социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Поскольку общественная жизнь сложна и многообразна, социальные нормы (правила поведения общего характера, устанавливаемые и санкционируемые государством) заметно различаются не только по регулированным сферам общественных отношений, но и по способам установления и обеспечения.
Право – особый вид социальных норм, так как имеет все признаки этих норм, но характеризуется и особыми чертами, которые не присущи другим средствам социального регулирования
Право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется, прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.
Эволюция
нормативно-правовой базы общества связана
с появлением и развитием новых
видов общественных отношений. Право,
по сути, отражает уровень социально-
Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.
Целью написания данной курсовой работы является исследование роли и места права в системе нормативного регулирования.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие права, признаки и функции права;
- охарактеризовать признаки и понятие нормы права;
- показать место права в системе нормативного регулирования;
- проанализировать понятие системы нормативного регулирования;
- рассмотреть виды социальных норм.
Глава
1 Сущность права и понятие
системы нормативного
регулирования
1.1 Понятие права, признаки и функции права
Общее определение права не является однозначным. Это следует из признания международных стандартов основных прав и свобод человека и гражданина, их закрепления в гл. II Конституции РФ, приоритета международных соглашений над внутренним законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Разумеется, право проявляется не только в международных стандартах и внутреннем законодательстве. Оно «живет» и выполняет регулирующую функцию в правосознании, реальных правоотношениях, юридической практике, правовой доктрине.
В предлагаемом подходе акцентируется внимание на нормативном проявлении феномена права нормативной природе естественного (надпозитивного) права. Оно, как и всякое право, нуждается в юридическом опосредствовании (международные стандарты), переводе на язык внутреннего законодательства и государственной гарантированности. Даже если мы говорим о глубоких корнях и социальной обусловленности надпозитивного права (в частности, на уровне абсолютных общечеловеческих ценностей), тем не менее мы должны признать, что оно имеет внешние формы выражения как международные стандарты и с точки зрения нормативности внутреннего законодательства.1
Нормативная характеристика выступает на первый план в позитивном праве, о чем свидетельствует ряд его признаков.
Во-первых, оно проявляется как система нормативных установлений. Нормативная характеристика права не сводится к наличию в законодательстве нормативных предписаний конкретного свойства (обязываний, дозволений, запретов). В нормативных правовых актах, особенно кодифицированных, обнаруживается согласование и взаимодействие обобщенных установлений законодательства (программных положений, предписаний-принципов, нормативных обобщений) и предписаний, содержащих модели, эталоны поведения.
Во-вторых, право исходит от государства. Оно или устанавливается, или санкционируется государством. Даже если и возникает вопрос о фактических правовых притязаниях, неотделимых от природы человека (блок естественного права), то реальную и гарантированную реализацию они могут получить в связи с нормативным опосредствованием соответствующих притязаний в международных документах, являющихся фактом признания и юридического закрепления в законодательстве государства.
В-третьих, право выражает согласованную волю социальных слоев и групп населения, воплощает общечеловеческие ценности свободы, равенства, справедливости. Здесь нужно видеть проявление самой сущности права, которое всегда имеет волевой характер, обладает ценностными показателями.
В-четвертых, право устанавливает меру свободы в поведении граждан и других субъектов социальных связей.
В-пятых, право регулирует поведение людей через установление вида и меры возможного и обязанного поведения, угрозу применения принуждения в случаях нарушения запретов.
В-шестых, право обеспечивается государством, гарантируется набором средств, в том числе потенциальной возможностью применения средств государственного принуждения.
В связи с признанием общесоциального компонента и ценностей в современном праве России уместно сформулировать следующее его определение.
Право – это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения, на достижение равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.2
Важно обратиться к характеристике свойств права как специфического средства урегулирования общественных отношений.
Системность. Право – системное образование, имеющее строение, связь и взаимодействие составляющих компонентов как «по вертикали», так и «по горизонтали», совокупное назначение (функционирование), саморегулирование и целостность.3
Общеобязательная нормативность характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого (неперсонифицированность), регулировать социальные связи непрерывно и не исчерпывается однократной реализацией, возможностью конкретизации в высокой степени абстрактных нормативных предписаний.
Формальная определенность − придание государством, создаваемым им правилам поведения официальной формы выражения и тем самым общеобязательного значения. Названное свойство – это субъективное право как вид и мера возможного поведения, юридическая обязанность как вид и мера обязанного поведения, юридическая ответственность как вид и мера принудительного претерпевания лишения благ, непосредственно принадлежащих виновному в совершении правонарушения лицу.
Государственная обеспеченность (гарантированность). Возведение права в закон, придание правилам поведения официального внешнего выражения означает, что государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом применяет к правонарушителю меры государственного принуждения.
Возможности права как регулятора социальных связей обнаруживаются через его функции. Категория «функции права» раскрывает его сущность, характеризует роль и назначение права в жизни общества.
В
современном обществе назначение права
состоит в обеспечении
Вместе с тем право имеет свое собственное назначение и осуществляет свои специфические функции. Во-первых, это регулятивная функция, направленная на закрепление социальных связей, относящихся к предмету правового регулирования, а также к обеспечению их развития. В частности, это конституционное закрепление статуса ветвей власти, государственного устройства, форм демократии, порядка формирования и функционирования институтов публичной власти. Это введение в правовые рамки всей совокупности общественных отношений, определение направлений поведения людей, реализации прав и обязанностей. Здесь обнаруживается регулятивно-статическая сторона названной функции. Право, кроме того, призвано выполнять роль развития общественных отношений, развертывания творческого потенциала общества, активизации энергии людей через формирование общедозволительного режима правового регулирования, стимулирования, поощрения и т.п. Здесь проявляется другая, регулятивно-динамическая сторона этой функции права.
Во-вторых, это охранительная функция, без которой право оказалось бы бессильным и неспособным к выполнению своей роли и назначения. Эта функция права призвана вытеснять нежелательные для общества явления и отношения, охранять права и законные интересы лиц, безопасность граждан, общества и т.п. через установление юридических запретов и деятельность правоохранительных органов.
В-третьих,
это информационно-
1.2
Признаки и понятие
нормы права
Как отмечалось, теория государства и права изучает общие проблемы, охватывающие государственно-правовую жизнь общества, развития и функционирования государства и права, правовой системы, формы, механизмы государственной деятельности, правового регулирования и т.п. Вместе с тем предмет науки и учебной дисциплины охватывает первичный уровень изучаемой материи, имеющий тем не менее общее значение как для государственной деятельности (государственный служащий, должностное лицо), так и для системы правового регулирования, его механизма (норма права, нормативное предписание). Познание и воплощение в понятийный строй категории «норма права» имеет важное методологическое значение как внутри самой науке и теории государства, так и в межотраслевом общении многочисленных научных дисциплин.
Информация о работе Место и роль права в системе нормативного регулирования