Место и роль права в системе нормативного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание

Общество сложный механизм, это целая система самых разнообразных отношений, которые нуждаются в упорядочении, регулировании. Для этого в обществе складывается система социального или нормативного регулирования. Социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Поскольку общественная жизнь сложна и многообразна, социальные нормы (правила поведения общего характера, устанавливаемые и санкционируемые государством) заметно различаются не только по регулированным сферам общественных отношений, но и по способам установления и обеспечения.
Право – особый вид социальных норм, так как имеет все признаки этих норм, но характеризуется и особыми чертами, которые не присущи другим средствам социального регулирования

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность права и понятие системы нормативного регулирования…………………………………………………………………..…5
1.1 Понятие права, признаки и функции права……………………….….5
1.2 Признаки и понятие нормы права………………………………….….9
Глава 2 Право в системе нормативного регулирования………………………14
2.1 Понятие системы нормативного регулирования……………………14
2.2 Виды социальных норм………………………………………………19
2.3 Право и политические нормы……………………………………..…21
2.4 Право и мораль……………………………………………………..…23
2.5 Право и корпоративные нормы………………………………………25
2.6 Право и технические нормы………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………..…29
Список используемых источников и литературы………………………30

Работа состоит из  1 файл

Место и роль права в системе нормативного регулирования.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

     Этим  и объясняется потребность, которая  остро ощущается в ходе общественно-исторического  развития, - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным.

     Однако  это не должно заслонять громадных  социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая инфраструктура регулирования6.

     Если  говорить о системе нормативного регулирования как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам.

     Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.

     Социальные  нормы в абстрактном значении можно определить по- разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую  формулировку: социальные нормы - это  правила социально значимого поведения членов общества7. В свою очередь профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы - это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей8.

     Несмотря  на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т.д. 

       2.2 Виды социальных норм 

     Нормативное регулирование определяет в отношениях «человек к явлениям природы» и «человек к человеку» естественный и социальный порядок в условиях взаимодействия множественных факторов. Среди них различают следующие.

     1. Действие закономерностей, «управляющих» различными формами движения материи, определяющих экономические процессы, процессы социального порядка, демографические, национальные, миграционные и др., имеет объективный, не зависящий от воли и сознания людей характер. Государство, общество, люди могут познавать эти закономерности и учитывать знания в практической деятельности, открывая простор их действию либо возводя препятствия.

     2. В цепи отношений «человек  – явление природы» действуют  технические (естественные) нормы,  естественное состояние объекта, нарушение которого встречает естественное его противодействие, подкрепленное неблагоприятным воздействием законов природы.

     3. В отношениях между людьми  складываются нормы, регулирующие  социальные связи, обеспечивающие целостность форм жизнедеятельности людей, определяющие социальный порядок в обществе. Их называют социальными нормами.

     1. Социальные нормы возникают и  формируются в процессе жизнедеятельности людей, определяются потребностями целесообразного поведения в условиях складывания типических, многократно повторяющихся его актов и возникновения эталонов, образцов, стереотипов поведения.

     2. Это общие правила. Они распространяются  на всех и каждого (не персонифицированы), действуют многократно и не  исчерпываются исполнением, регулируют  социальные связи непрерывно.

     3. Регулируют общественные отношения,  определяют формы социального взаимодействия людей.

     4. Являются продуктом исторического  развития, обусловлены типами культуры, системами ценностей, характером  социальной организации общества в целом.

     5. Располагают средствами, понуждающими к их соблюдению и исполнению – от увещевания и убеждения до применения мер государственного принуждения.

     Социальные  нормы – общие правила поведения людей, выражающие волю участников социальных связей, регулирующих общественные отношения в интересах упорядочивания форм их взаимодействия и поддержания целостности и самодостаточности общества.

     В зависимости от предмета регулирования  и механизма действия социальные нормы классифицируются на мораль, право, корпоративные, религиозные, этические, эстетические, обычаи, традиции, деловые обыкновения и др.

     Право в системе социальных норм занимает особое место. Оно выделяется среди других источником (субъектом) формирования, способом внешнего выражения, характером формулирования правил поведения, механизмом их действия, особенностями обеспечения.

      

     2.3 Право и политические нормы 

     Право и современная политика как виды социального регулирования наиболее близко соприкасаются и взаимодействуют  между собой. В их соотношении  просматривается тесное единство (закон есть мера политическая, либо право служит нормативным регулятором политической жизни), нормативный характер, программное значение правовых установлений и политических установок, искусство достижения согласия, компромисса, участие в делах государства и т.п. Такое единство вытекает из следующего определения современной политики, которая может оцениваться как сфера фактических взаимоотношений и взаимодействий личностей, социальных общностей, политических и государственных институтов, определяющая структуры, нормы, отношения, политическую среду, формирующие тактику и стратегию практических действий средствами соглашений, компромиссов в направлении достижения равновесия и благополучия общества.

     Политика  в связи с этим нуждается и  приобретает не только нормативное опосредствование, но и выражается в доктринах, теориях, идеях, практических действиях, акциях, технологиях, искусстве маневрировать в многообразии интересов социальных слоев и групп населения. Нормативный блок политики складывается из партийно-политических норм, определяющих программы национального развития в масштабе страны, тактику и стратегию достижения поставленных целей и решения главных задач.

     Партийно-политические нормы в условиях политического плюрализма и многопартийной системы ориентируют своих членов, региональные структуры, фракции парламента на привлекательные модели формирования ценностей культуры, экономического развития, решения экономических проблем и др. По мере привлекательности этих моделей политические партии через выборы получают большинство в законодательных органах власти и стремятся воплотить программы (партийно-политические нормы) в реальное законодательство.9

     В связи с этим политические нормы  трансформируются в нормы права и другие социальные нормы. Они становятся политико-юридическими, морально-политическими, корпоративно-политическими и др. нормами. Далеко не всегда при этом нормы права, например, рассматриваются как политико-юридические. Критериями такой оценки является политическое «наполнение» той или другой нормы. Политико-юридические нормы в соответствии с «наполнением» политикой сосредоточены в определенных разделах Конституции РФ, в общих частях кодифицированных актов и др. Конечно, программные положения законодательства, предписания – принципы, нормативные обобщения, статусные предписания имеют политическое значение. По отношению к другим предписаниям, прежде всего технологического свойства, такая оценка не может быть приемлема.

     Важным  в соотношении политики и права  является оптимальность, недопустимость возобладания одного над другим. Избыточная политизация в сфере экономической жизни («политика не может не иметь первенства над экономикой») разрушает рыночные отношения, противоречит действию объективных экономических законов. Возобладание политики над правом приводит, соответственно, к возобладанию в актах органов государства корпоративных интересов либо к прямым противоречиям, незаконным политическим акциям: грязным политтехнологиям, чиновничьему произволу и т.п. В определенном смысле оправданным становится выражение: политика – это грязное дело.

     Инструментом  снятия противоречий здесь является режим законности – требование, адресованное, прежде всего, к самому государству, его органам, органам  местного самоуправления, должностным  лицам, которые должны точно и единообразно соблюдать, исполнять и применять нормы права.10

      

2.4 Право и мораль 

     Мораль (нравственность) – совокупность взглядов, суждений и соответствующих норм поведения людей, выражающих оценку деяний по критериям добра и зла, справедливости и несправедливости, чести, совести, долга – тому, что обществом поощряется, а что отвергается.11

     В соотношении права и морали следует  находить общие черты, различия, взаимодействие, противоречия.

     А. Право и мораль – явления нормативные, содержат общие правила поведения, возникают в соответствии с волей и сознанием людей, регулируют общественные отношения, соответствуют типу культуры и социальной организации общества.12

     Б. Мораль и право различаются по следующим позициям.

     1. Мораль исходит от общества. Право  формируется государством, субъектами правотворческой деятельности.

     2. Мораль складывается в сознании  людей, она не институционализирована.

     Право оформляется в официальных письменных источниках: нормативных актах, юридических прецедентах и т. п.

     3. Мораль – это принципы, представления, оценки поведения людей.

     Право обладает свойством формальной определенности, определяет вид и меру возможного, вид и меру обязанного поведения, вид и меру неблагоприятных последствий в случаях правонарушений.

     4. К моральным критериям оценок относятся добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость.

     Правовые  – правомерность и противоправность, наказуемость, подсудность и др.

     5. Нормы морали начинают действовать  по мере их осознания, освоения  и принятия людьми с учетом сохраняющихся различий в моральных оценках.

     Нормы права вступают в действие, приобретают  юридическую силу в строго определенное законодательством время и независимо от субъективного отношения к  ним субъектов права.

     6. Стержневая ценность морали состоит в самоограничении индивида (В. Гумбольдт, И. Кант). Основной постулат морали, ее золотое правило – «Поступай с другими так, как ты желаешь, чтобы другие поступали с тобой».13

     В праве стержневая ценность состоит  в законодательном самоограничении  государства.

     7. Сферы регулирования морали и  права пересекаются, но не совпадают.

     8. Мораль обеспечивается, прежде всего,  внутренней самооценкой (совестью), а также неблагоприятной реакцией  окружения (обществом).

     Право обеспечивается потенциальной принудительной силой государства.

     В. Мораль и право взаимодействуют.

     1. Имеют совместный предмет регулирования  в части, не касающейся несовпадения.

     2. Моральные оценки проникают в  право, правовое регулирование,  юридическую практику через правосознание.

Информация о работе Место и роль права в системе нормативного регулирования