Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа
Общество сложный механизм, это целая система самых разнообразных отношений, которые нуждаются в упорядочении, регулировании. Для этого в обществе складывается система социального или нормативного регулирования. Социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Поскольку общественная жизнь сложна и многообразна, социальные нормы (правила поведения общего характера, устанавливаемые и санкционируемые государством) заметно различаются не только по регулированным сферам общественных отношений, но и по способам установления и обеспечения.
Право – особый вид социальных норм, так как имеет все признаки этих норм, но характеризуется и особыми чертами, которые не присущи другим средствам социального регулирования
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность права и понятие системы нормативного регулирования…………………………………………………………………..…5
1.1 Понятие права, признаки и функции права……………………….….5
1.2 Признаки и понятие нормы права………………………………….….9
Глава 2 Право в системе нормативного регулирования………………………14
2.1 Понятие системы нормативного регулирования……………………14
2.2 Виды социальных норм………………………………………………19
2.3 Право и политические нормы……………………………………..…21
2.4 Право и мораль……………………………………………………..…23
2.5 Право и корпоративные нормы………………………………………25
2.6 Право и технические нормы………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………..…29
Список используемых источников и литературы………………………30
Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным.
Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая инфраструктура регулирования6.
Если говорить о системе нормативного регулирования как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам.
Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.
Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по- разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую формулировку: социальные нормы - это правила социально значимого поведения членов общества7. В свою очередь профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы - это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей8.
Несмотря
на очевидные различия в определениях,
даваемых различными учеными, они все
исходят из того, что социальные нормы
являются регуляторами существующих в
обществе общественных отношений между
людьми, организациями, коллективами,
социальными группами и т.д.
2.2 Виды социальных
норм
Нормативное регулирование определяет в отношениях «человек к явлениям природы» и «человек к человеку» естественный и социальный порядок в условиях взаимодействия множественных факторов. Среди них различают следующие.
1.
Действие закономерностей, «
2. В цепи отношений «человек – явление природы» действуют технические (естественные) нормы, естественное состояние объекта, нарушение которого встречает естественное его противодействие, подкрепленное неблагоприятным воздействием законов природы.
3.
В отношениях между людьми
складываются нормы,
1. Социальные нормы возникают и формируются в процессе жизнедеятельности людей, определяются потребностями целесообразного поведения в условиях складывания типических, многократно повторяющихся его актов и возникновения эталонов, образцов, стереотипов поведения.
2.
Это общие правила. Они
3.
Регулируют общественные
4.
Являются продуктом
5. Располагают средствами, понуждающими к их соблюдению и исполнению – от увещевания и убеждения до применения мер государственного принуждения.
Социальные нормы – общие правила поведения людей, выражающие волю участников социальных связей, регулирующих общественные отношения в интересах упорядочивания форм их взаимодействия и поддержания целостности и самодостаточности общества.
В зависимости от предмета регулирования и механизма действия социальные нормы классифицируются на мораль, право, корпоративные, религиозные, этические, эстетические, обычаи, традиции, деловые обыкновения и др.
Право в системе социальных норм занимает особое место. Оно выделяется среди других источником (субъектом) формирования, способом внешнего выражения, характером формулирования правил поведения, механизмом их действия, особенностями обеспечения.
2.3
Право и политические
нормы
Право
и современная политика как виды
социального регулирования
Политика в связи с этим нуждается и приобретает не только нормативное опосредствование, но и выражается в доктринах, теориях, идеях, практических действиях, акциях, технологиях, искусстве маневрировать в многообразии интересов социальных слоев и групп населения. Нормативный блок политики складывается из партийно-политических норм, определяющих программы национального развития в масштабе страны, тактику и стратегию достижения поставленных целей и решения главных задач.
Партийно-политические нормы в условиях политического плюрализма и многопартийной системы ориентируют своих членов, региональные структуры, фракции парламента на привлекательные модели формирования ценностей культуры, экономического развития, решения экономических проблем и др. По мере привлекательности этих моделей политические партии через выборы получают большинство в законодательных органах власти и стремятся воплотить программы (партийно-политические нормы) в реальное законодательство.9
В связи с этим политические нормы трансформируются в нормы права и другие социальные нормы. Они становятся политико-юридическими, морально-политическими, корпоративно-политическими и др. нормами. Далеко не всегда при этом нормы права, например, рассматриваются как политико-юридические. Критериями такой оценки является политическое «наполнение» той или другой нормы. Политико-юридические нормы в соответствии с «наполнением» политикой сосредоточены в определенных разделах Конституции РФ, в общих частях кодифицированных актов и др. Конечно, программные положения законодательства, предписания – принципы, нормативные обобщения, статусные предписания имеют политическое значение. По отношению к другим предписаниям, прежде всего технологического свойства, такая оценка не может быть приемлема.
Важным в соотношении политики и права является оптимальность, недопустимость возобладания одного над другим. Избыточная политизация в сфере экономической жизни («политика не может не иметь первенства над экономикой») разрушает рыночные отношения, противоречит действию объективных экономических законов. Возобладание политики над правом приводит, соответственно, к возобладанию в актах органов государства корпоративных интересов либо к прямым противоречиям, незаконным политическим акциям: грязным политтехнологиям, чиновничьему произволу и т.п. В определенном смысле оправданным становится выражение: политика – это грязное дело.
Инструментом снятия противоречий здесь является режим законности – требование, адресованное, прежде всего, к самому государству, его органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, которые должны точно и единообразно соблюдать, исполнять и применять нормы права.10
2.4
Право и мораль
Мораль (нравственность) – совокупность взглядов, суждений и соответствующих норм поведения людей, выражающих оценку деяний по критериям добра и зла, справедливости и несправедливости, чести, совести, долга – тому, что обществом поощряется, а что отвергается.11
В соотношении права и морали следует находить общие черты, различия, взаимодействие, противоречия.
А. Право и мораль – явления нормативные, содержат общие правила поведения, возникают в соответствии с волей и сознанием людей, регулируют общественные отношения, соответствуют типу культуры и социальной организации общества.12
Б. Мораль и право различаются по следующим позициям.
1. Мораль исходит от общества. Право формируется государством, субъектами правотворческой деятельности.
2.
Мораль складывается в
Право
оформляется в официальных
3. Мораль – это принципы, представления, оценки поведения людей.
Право обладает свойством формальной определенности, определяет вид и меру возможного, вид и меру обязанного поведения, вид и меру неблагоприятных последствий в случаях правонарушений.
4. К моральным критериям оценок относятся добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость.
Правовые
– правомерность и
5.
Нормы морали начинают
Нормы
права вступают в действие, приобретают
юридическую силу в строго определенное
законодательством время и
6.
Стержневая ценность морали
В
праве стержневая ценность состоит
в законодательном
7. Сферы регулирования морали и права пересекаются, но не совпадают.
8.
Мораль обеспечивается, прежде всего,
внутренней самооценкой (
Право обеспечивается потенциальной принудительной силой государства.
В. Мораль и право взаимодействуют.
1.
Имеют совместный предмет
2.
Моральные оценки проникают в
право, правовое регулирование,
Информация о работе Место и роль права в системе нормативного регулирования