Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа
Общество сложный механизм, это целая система самых разнообразных отношений, которые нуждаются в упорядочении, регулировании. Для этого в обществе складывается система социального или нормативного регулирования. Социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Поскольку общественная жизнь сложна и многообразна, социальные нормы (правила поведения общего характера, устанавливаемые и санкционируемые государством) заметно различаются не только по регулированным сферам общественных отношений, но и по способам установления и обеспечения.
Право – особый вид социальных норм, так как имеет все признаки этих норм, но характеризуется и особыми чертами, которые не присущи другим средствам социального регулирования
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность права и понятие системы нормативного регулирования…………………………………………………………………..…5
1.1 Понятие права, признаки и функции права……………………….….5
1.2 Признаки и понятие нормы права………………………………….….9
Глава 2 Право в системе нормативного регулирования………………………14
2.1 Понятие системы нормативного регулирования……………………14
2.2 Виды социальных норм………………………………………………19
2.3 Право и политические нормы……………………………………..…21
2.4 Право и мораль……………………………………………………..…23
2.5 Право и корпоративные нормы………………………………………25
2.6 Право и технические нормы………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………..…29
Список используемых источников и литературы………………………30
Норма права характеризуется как исходящее от государства общее правило поведения, выражающее согласованную волю социальных слоёв и групп населения, регулирующее определённый вид общественных отношений, гарантированное на случай возможного нарушения принудительной силой государства.
Норма права – начальная «клеточка» системы права, является поэтому носителем всех признаков и свойств, присущих и свойственных праву в целом.4 В норме права закрепляются такие социальные связи, которые имеют наиболее важное значение и ценность для личности, общества и государства, которые являются типическими, постоянно повторяющимися, адресуются неопределённому кругу субъектов этих связей (неперсонифицированы).
Норма
права устанавливается или
Норма права – общее правило, эталон, масштаб поведения, адресованный индивидуальным и коллективным субъектам права.
В ней указывается на социальную желательность и оправданность, «нормальность их поведения». Чем она точнее и полнее соответствует условиям жизни людей, тем оказывается жизнеспособнее и результативнее в своём действии. Норма права всегда является правилом поведения общего абстрактного характера. В соответствующих нормативных предписаниях поэтому обнаруживается большая или меньшая степень отдалённости (абстрактности) по отношению к регулируемому жизненному случаю.
Норма права гарантируется в своём осуществлении правосознанием, убеждением, воспитанием, в случае нарушения – применением мер государственного принуждения.
Норма права, кроме этого, характеризуется формально-юридическими показателями:
–
имеет предоставительно-
– соединяет в себе количественные и качественные характеристики регулируемой социальной связи: вид и меру возможного поведения, вид и меру должного поведения, вид и меру невыгодных последствий в случае правонарушения;
– содержит распоряжения государства различного свойства – общие ориентации, обязывания, дозволения, запреты, ограничения, рекомендации, стимулы, поощрения;
– характеризуется строением, содержит следующие элементы: гипотезу, диспозицию, санкцию.
Нормы права классифицируются по различным основаниям:
– по отраслевой принадлежности нормы права делятся на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права и др.;
–
по соотносимости с методами правового
регулирования различают
– по функциональному назначению нормы права разделяются на нормы материального и нормы процессуального права. Данное основание классификации обусловливается особенностью норм процессуального права которые: адресованы субъектам носителям властных полномочий; определяют порядок реализации норм материального права и имеют «обслуживающий» характер; обеспечиваются специфическими процессуальными санкциями (отмена решения по делу, признание юридически ничтожным принятого правового акта и др.) (см. рисунок 1);
Рисунок
1Виды юридических
норм5
–
нормативные предписания в
1. Нормативные справки (преамбулы).
2.
Отправные нормативные
3.
Предписания-масштабы
4.
Специализированные
Предложенная
классификация нормативных
Глава
2 Право в системе нормативного
регулирования
2.1
Понятие системы нормативного
регулирования
В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.
В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.
Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.
Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной личности; соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к общественному сознанию.
В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.
В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.
Инфраструктура - это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы... В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета", особого построения нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования.
Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Первая - это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное положение организационно нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в наличии существующая реальность, данность нормативно-организующих форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распостроняются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.
Индивидуальное
- это простейшее социальное регулирование.
Оно имеет известные
Весьма
существенно, что нормативное регулирование
затрагивает область
Разумеется,
нормативное регулирование
Информация о работе Место и роль права в системе нормативного регулирования