Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа
Процесс формирования в России правового государства, провозглашающего человека, его права и свободы высшей ценностью в обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и строжайшего обеспечения его исполнения.
Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов……………....5
1.1. Понятие и основные черты правоохранительных органов………………………..5
1.2. Функции правоохранительных органов………………………………….
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система…………..10
2.1. Характеристика правоохранительных органов…………………………
2.2. Система исполнения правоохранительных органов……………………
3. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации………………………………………………………………….17
3.1. Правовая основа деятельности правоохранительных органов………
3.2. Основные принципы деятельности правоохранительных органов…..
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий…………………………………………………………………………26
Список используемых источников………………………………………………29
Приложение………………………………………………………………………30
-
принятия новых федеральных
-
совершенствования системы
-
установление принципиальных, исходных
положений устройства, организации
и деятельности
- определение новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;
-
возложение обязанности
-
развитие финансовой и
Таковы
основные направления организации и деятельности
правоохранительных органов.
Правоохранительные органы: общая характеристика и система
2.1.
Характеристика
Для выполнения направлений правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В настоящее время по разному решается вопрос о том, какие конкретно государственные органы и общественные формирования образуют систему правоохранительных органов. Чаще всего предлагается включать в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные формирования, которые в том или ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные суды, прокуратура, органы предварительного следствия, МВД и его органы (включая милицию), служба госнаркоконтроля Российской Федерации, Министерство юстиции, таможенные органы, органы по правовому обеспечению и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь.[2]
Конституционный
суд РФ как судебный орган конституционного
контроля обеспечивает систему правоохранительных
органов нормативной основой деятельности
соответствующей Конституции РФ. Это достигается
путем рассмотрения дел о соответствии
Конституции РФ федеральных законов, нормативных
актов Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства РФ, конституций республик,
уставов, законов и иных нормативных актов
субъектов, а также законов, примененных
или подлежащих применению в конкретном
деле.
Система исполнения правоохранительных органов
К системе исполнения правоохранительных органов относятся:
Суды
общей юрисдикции - это созданные
в соответствии с национально-государственным
устройством и административно-
Военные
суды - органы судебной власти, которые
осуществляют правосудие в Вооруженных
Силах РФ, других войсках, а также в органах
и формированиях, в которых действующим
законодательством предусмотрена военная
служба. Основным отличием военных судов
является то, что они, во-первых, созданы
безотносительно к национально-государственному
устройству и административно-
Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ) осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, а также иных дел, отнесенных к их компетенции.
Прокуратура - это государственный орган, основным назначением которого является надзор за правильным и точным исполнением законов на всей территории РФ, в том числе и органами, ведущими борьбу с преступностью. Прокуратура в системе правоохранительных органов является своеобразным связывающим звеном между органами предварительного следствия и органами судебной власти (судами общей юрисдикции и военными судами). Прокуроры утверждают обвинительные заключения по делам, производство по которым вели органы предварительного расследования и поддерживают по ним обвинение в судебном разбирательстве. Кроме того, прокуратура как правоохранительный орган осуществляет надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами и т.д.[7]
Органы предварительного следствия (следователи прокуратуры, органов внутренних дел и федеральной службы безопасности) осуществляют расследование уголовных дел, отнесенных к их компетенции. В своей деятельности органы предварительного следствия взаимодействуют с органами милиции. Расследуя уголовные дела, органы предварительного следствия обеспечивают надлежащие условия для деятельности судов общей юрисдикции и военных судов по отправлению правосудия. Компетенция следователей указанных ведомств определяется уголовно-процессуальным законом по предметному принципу (т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел и федеральных служб безопасности.
Следователи-
Милиции как система государственных органов исполнительной власти осуществляет деятельность, направленную на обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и т.д.
Федеральная
служба по контролю за наркотиками
РФ осуществляет контроль за оборотом
наркотических средств и
Органы юстиции Российской Федерации Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. На министерство юстиции возложены следующие задачи:
1) реализация государственной политики в сфере юстиции;
2)
обеспечение прав и законных
интересов личности и
3)
обеспечение правовой защиты
интеллектуальной
4)
обеспечение установленного
5) обеспечение исполнение актов судебных и других органов;
6)
обеспечение исполнения
Выполнение этих задач требует проведения значительного объема работы, исправления и методы которой конкретизируются в Положении о Министерстве юстиции РФ. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.
Таможенные органы. В системе правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. Правоохранительные цели таможенных органов направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды, на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др. Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории и таможенной границы России. В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конституцией РФ, Таможенным кодексом и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
Органы
по правовому обеспечению и
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в установленном законом порядке, в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, в соответствии с их компетенцией.
Определяющим правовую природу признаком нотариата следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. Эта функция определяет порядок и структуру нотариата, его компетенцию и наконец методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы.
Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалификационных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.[8]
В соответствии со ст.48 Конституции РФ каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства. На предприятиях, учреждениях, организациях функционируют юридические отделы, юрисконсульты, советники по правовым вопросам. В формулировку задач адвокатуры и во многих других отношениях действующее Положение об адвокатуре явно устарело.
Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью.
В основе организации деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы:
1)
гуманизма, защита прав и
2) законность;
3) добровольность вступления в адвокатуру и членство в ней;
4) самоуправление;
5)
независимость адвокатуры и
Информация о работе Место и роль правоохранительных органов в современном государстве