Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа
Процесс формирования в России правового государства, провозглашающего человека, его права и свободы высшей ценностью в обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и строжайшего обеспечения его исполнения.
Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов……………....5
1.1. Понятие и основные черты правоохранительных органов………………………..5
1.2. Функции правоохранительных органов………………………………….
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система…………..10
2.1. Характеристика правоохранительных органов…………………………
2.2. Система исполнения правоохранительных органов……………………
3. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации………………………………………………………………….17
3.1. Правовая основа деятельности правоохранительных органов………
3.2. Основные принципы деятельности правоохранительных органов…..
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий…………………………………………………………………………26
Список используемых источников………………………………………………29
Приложение………………………………………………………………………30
6)
открытость и гласность,
7) тайна сведений;
8) децентрализация, исключающая вмешательство одной коллегии адвокатов в дела другой коллегии.
Негосударственные
организации обеспечения
Безусловно
законность и правопорядок обеспечивается
правоохранительной деятельностью как
вышеперечисленных, так и ряда иных государственных
органов и общественных формирований.
Такой выбор предмета рассмотрения объясняется
тем, что деятельность этих государственных
органов и добровольных объединений обеспечивает
выполнение российским государством правоохранительной
функции.
3.
Основные принципы
деятельности
3.1. Правовая основа деятельности правоохранительных органов
В правовой основе организации и деятельности правоохранительных органов главенствующее место принадлежит Конституции РФ. В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохрани- тельных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, находит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство органов уголовной юстиции.
Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них ПОЛУЧИЛИ свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:
-
обвиняемый не обязан
-
неустранимые сомнения в
- при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно- процессуальном кодексе.
Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе определены принципы организации и деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.
Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие, ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так, ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц только на основании судебного решения. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство подобных норм не содержит, суды рассматривают материалы о необходимости таких ограничений прав граждан на основании этих конституционных положений. То же самое касается применения ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против своего супруга и близких родственников. В связи с отсутствием соответствующей нормы в УПК РСФСР следователи, судьи обязаны при допросе разъяснять содержание ст. 51 Конституции РФ. Таким образом, некоторые положения Конституции РФ в настоящее время являются нормами прямого действия.
3.2. Основные принципы деятельности правоохранительных органов
В юриспруденции существуют различные подходы к определению понятия принципов. В частности, под принципами понимают основные положения, идеи как получившие свое закрепление в правовых нормах достаточно высокой степени общности, так и не получившие непосредственного закрепления в законе, но вытекающие из ряда его норм. Существует также мнение о том, что принципами являются основные, наиболее отражающие объективные закономерности общественного развития, сформулированные в научных работах, становятся принципами, даже если они не закреплены в каком-либо нормативном акте.[9]
Принцип законности нашел свое законодательное выражение в ч.2 ст.15 Конституции РФ, согласно которой “органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы”. Таким образом, принцип законности распространяется на все сферы жизни общества, в том числе и на правовую сферу.
Принцип публичности (официальности) находит свое выражение преимущественно в деятельности правоохранительных органов, выполняемой с момента обнаружения признаков преступления. Сущность этого принципа состоит в том, что правоохранительные органы в силу своего официального положения обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления и их наказанию. Отсюда следует, что правоохранительные органы, действуя в интересах государства и общества (отсюда и наименование “принцип публичности”), обязаны проявлять активность и инициативу в раскрытии преступлений, изобличение лиц, их совершивших. Для этого они обязаны принимать все законные меры и совершать все необходимые действия, независимо от усмотрения заинтересованных лиц и организаций.
Принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами. Согласно ст.19 Конституции Российской Федерации “Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”.
Так, например, в ст.5 Закона РСФСР “О милиции” сформулировано следующее правило: “Милиция защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения и религии, политических и иных убеждений”.[8]
Принцип неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки, охраны личной жизни граждан, тайны телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Истоки данного принципа находятся в Конституции Российской Федерации, где провозглашается:
- право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст.22);
-
право на неприкосновенность
частной жизни, личной и
-
право на тайну переписки,
- неприкосновенность жилища (ст.25).
В деятельности правоохранительных органов эти принципиальные положения находят свое воплощение в том, что правоохранительные органы могут производить аресты граждан, их заключение под стражу и содержание под стражей только по решению суда (ч.2 ст.22 Конституции РФ) и только при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью.
Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту. Правоохранительные органы, выполняя возложенные на них обязанности, в пределах своих полномочий и при наличии к тому законных оснований, могут задержать гражданина, подозреваемого в совершении преступления и предъявить ему обвинение в совершении преступления. Поскольку выполняемая в этой связи деятельность правоохранительных органов носит наступательный, активный характер направлена на изобличение гражданина в совершении преступления, постольку было бы несправедливым не наделить подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) правами, достаточными и необходимыми для защиты от выдвинутого против него обвинения.[10] В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой “признаются и гарантируются права и свободы гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права...” (ч.1 ст.17), и уголовно-процессуальным законодательством лица, привлекаемые в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, имеют право на защиту. В частности, на них без каких-либо изъятий распространяется закрепленное в ч.2 ст.45 Конституции Российской Федерации положение о том, что “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом”.
Подробно
принцип обеспечения
Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности это общепризнанный мировым сообществом принцип, в соответствии с которым “каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты”.
В
Конституции Российской Федерации
этот принцип сформулирован
Принцип
национального языка в
Принцип гласности в деятельности правоохранительных органов. Истоки этого принципа находятся в Конституции Российской Федерации, где закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2 ст.24).
Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов. В Конституции Российской Федерации закреплено право граждан участвовать в отправлении правосудия (п.5 ст.32). В таком понимании принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов заключается в том, что граждане участвуют в судебном разбирательстве в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, общественных обвинителей, общественных защитников и других участников судебного разбирательства (представители комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и др.).
Информация о работе Место и роль правоохранительных органов в современном государстве