Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 01:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить место Президента Российской Федерации в системе высших органов государственной власти, раскрыть его полномочия.
Задачи курсовой работы:
дать характеристику Президенту РФ, определить его положение как главы государства;
рассмотреть и проанализировать полномочия Президента РФ;
перечислить возможные способы прекращения полномочий Президента РФ.
Введение………………………………………………………………………….3
Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти…………………………………………………….4
Полномочия Президента Российской Федерации:
а) связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность………………………………….7
б) связанные с деятельностью Федерального Собрания…………………...9
в) в области внутренней политики………………………………………….11
г) в области обороны и внешней политики…………………………………15
д) другие полномочия Президента Российской Федерации……………….18
Прекращение полномочий Президента Российской Федерации…….22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………….26
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
а)
связанные с формированием
б) связанные с деятельностью Федерального Собрания…………………...9
в) в области внутренней политики………………………………………….11
г) в области обороны и внешней политики…………………………………15
д) другие полномочия Президента Российской Федерации……………….18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….26
Приложение
Введение.
Президент Российской Федерации занимает особое положение в системе высших органов государственной власти. В связи с таким статусом он наделен огромным числом полномочий.
Цель курсовой работы – определить место Президента Российской Федерации в системе высших органов государственной власти, раскрыть его полномочия.
Задачи курсовой работы:
Объектом исследования являются отношения Президента РФ с государственными органами власти, населением страны, другими государствами, а предметом – полномочия Президента РФ.
При написании курсовой работы применялись следующие методы исследования: аналитический, исторический, сравнительный и графический.
Материалом для написания курсовой работы послужили Конституция РФ и Конституция РСФСР 1978 года, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативно-правовые акты, раскрывающие полномочия Президента РФ, учебные пособия по дисциплине «конституционное право» таких известных юристов, как Баглай М.В., Козлова В.И., Кутафин О.Е. и др., статьи из журналов «Власть», «Федерализм», «Конституционное и муниципальное право», «основы государства и права».
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван обеспечивать конституционным путём разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и т.д.) глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и т.д.). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять её (США) или стоять вне основных властей.
Президентская власть в республиках президентского типа – это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит власть с другими лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать правительство, которое в силу этого приобретает стабильный характер.
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на её основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
В советский период фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган – Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным, по Конституции значительными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата. Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.
Президент (от лат. praesidens – сидящий впереди, во главе; председательствующий) – название главы государства с республиканской формой правления1
Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 года. 12 июня 1991 года на этот пост всенародным голосованием был избран Б.Н. Ельцин. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечении срока, на который он был избран (до 12 июня 1996 года). Однако с декабря 1993 года положение, функции и полномочия Президента Б.Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.
По Конституции РФ 1993 года Президент является главой государства.2 В Конституции РСФСР 1978 года его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти»3. Термин «глава государства» наиболее точно свидетельсвует о появлении четвёртой, основной ветви власти. Такого мнения придерживаются Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.И. Радченко, В.Е. Чиркин, Н.А. Сахаров, которые полагают, что Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, а обладает особым статусом в системе трёх властей. Он имеет некоторые собственные полномочия и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, но в основном – с исполнительной властью. Однако существует и другая точка зрения – о включённости президентской власти в общую структуру исполнительной власти4. К этой точке зрения склоняются А.А. Безуглов, С.А. Салдатов, а также А.Г. Барабашев.
Как глава государства он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Это означает, что Президент России обладает правом вести официальные встречи и переговоры не только с представителями иностранных государств и международных организаций, но и руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей федерации в целом.
В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Президент РФ избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего, равного, прямого, избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Конституция РФ по примеру некоторых западных стран ограничивает возможность пребывания в должности Президента одним и тем же лицом двумя сроками подряд (ст. 81 Конституции РФ). Более детально порядок избрания Президента РФ определен Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ. Полномочия Президента РФ начинаются с момента принесения им присяги народу.
Также существует возможность отрешения Президента от должности (ст. 93 Конституции РФ), на основе решения Конституционного Суда возможность признать не соответствующими Конституции нормативных актов Президента и др.
а) связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность;
Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны.
Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства, отнесённых к его компетенции.
Важное значение имеют полномочия Президента, связанные с участием в формировании всех федеральных органов государственной власти, посредством деятельности которых реализуются функции государства.
В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Отношения Президента РФ и Правительства РФ основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ (ст. 83 п. «а» Конституции РФ) с одним только условием, что он получит согласие на это Государственной Думы. После трехкратного отклонения представительных кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно.
По предложению Председателя
Правительства Президент
Взаимодействие Президента
и Правительства
К отмеченным полномочиям Президента примыкает его право решающего влияния на назначение Председателя Центрального банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед Думой об его освобождении от должности (ст. 83, п. «г» Конституции РФ). Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем снова предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента.
В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда (ст. 83, п. «е» Конституции РФ). Президент также назначает судей других федеральных судов (ст.128, ч. 2 Конституции РФ). Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру.
С этими полномочиями тесно связано право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишён права назначить исполняющего обязанности Генерального Прокурора РФ5. Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президентом на должность Генерального Прокурора РФ, как и судей Конституционного суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов.
б) связанные с деятельностью Федерального Собрания;
Конституция провозглашает чёткое различие полномочий Президента РФ и Федерального Собрания РФ исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы (ст. 84, п. «а» Конституции РФ), в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока (ст. 99, ч. 2 Конституции РФ).
Президент имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу (ст. 84, п. «г» Конституции РФ), он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 года подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.
Информация о работе Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти