Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 01:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определить место Президента Российской Федерации в системе высших органов государственной власти, раскрыть его полномочия.
Задачи курсовой работы:
дать характеристику Президенту РФ, определить его положение как главы государства;
рассмотреть и проанализировать полномочия Президента РФ;
перечислить возможные способы прекращения полномочий Президента РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти…………………………………………………….4
Полномочия Президента Российской Федерации:
а) связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность………………………………….7
б) связанные с деятельностью Федерального Собрания…………………...9
в) в области внутренней политики………………………………………….11
г) в области обороны и внешней политики…………………………………15
д) другие полномочия Президента Российской Федерации……………….18
Прекращение полномочий Президента Российской Федерации…….22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………….26
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

д) другие полномочия Президента Российской Федерации.

Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Хотя республики, входящие в состав Российской Федерации, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство.

Указом Президента от 2 марта 1994 года (в ред. от 28.06.2005) утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации.

Государственными  наградами РФ являются: звание Героя  РФ, ордена, медали, знаки отличия  РФ; почетные звания РФ.

Президент издает указы об учреждении государственных  наградах; о награждении ими; вручает  награды; образует Службу государственных наград Президента; образует Комиссию по государственным наградам. Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.

Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления (ст. 89, п. «в» Конституции РФ).

Конституционный суд РФ в определении от 11 января 2002 года указал: Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворение любой просьбы о помиловании, т.е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреплено в Конституции РФ. Помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе.

Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании  созданы при главах администрации  во всех субъектах РФ. Однако их работа носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом РФ.

Конституция отнесла  к полномочиям Президента право  назначения всероссийского референдума (ст. 84, п. «в»). По Конституции 1978 года это полномочие было закреплено за законодательными органами. Верховный Совет объявлял всероссийский референдум, назначенный по решению Съезда народных депутатов, или по требованию не менее чем одного миллиона граждан, либо не менее 1/3 от общего числа народных депутатов.

Президент назначает  референдум в соответствии с федеральным  конституционным законом, устанавливающим  круг субъектов, по инициативе которых  Президент может назначить референдум, и порядок назначения. Президент  не отнесен законом к числу  субъектов, могущих инициировать назначение референдума13.

Как и в любом  государстве, Президент РФ работает, опираясь на большое число помощников, советников и др. Они объединены в единой структуре – Администрации Президента РФ, которая формируется единолично Президентом, что закреплено на конституционном уровне (ст. 83, п. «и»), и часто подвергается реорганизациям. Нынешняя Администрация – государственный орган, действующий на основе Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 года (в ред. от 01.08.2005).

В функции Администрации входит много вопросов: подготовка законопроектов для внесения их в Государственную Думу, подготовка проектов и выпуск указов, распоряжений и обращений Президента, обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов и указов Президента, обеспечение взаимодействия с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, а также с государственными органами и должностными лицами зарубежных государств и международными организациями, подготовка обращений в Конституционный Суд РФ, обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, их территориальных органов и органов власти субъектов РФ, обеспечение реализации государственной политики в области кадров и государственной службы, др. Выполняя эти функции, Администрация взаимодействует с палатами Федерального Собрания, Правительством и другими органами государственной власти Федерации и её субъектов, подготавливает предложения по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в отношении средств массовой информации и др.

В состав Администрации  входят: Руководитель Администрации, два  его заместителя – помощника  Президента, помощники Президента, пресс-секретарь, руководитель протокола, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, старшие референты, референты и иные должностные лица Администрации; управления Президента РФ; иные самостоятельные подразделения.

По вопросам своей компетенции Президент  России издает указы и распоряжения.

Указ – это  правовой акт, относящийся к неопределенному  кругу физических и юридических  лиц, органов государства, организаций и действующий в долговременном плане. Указы Президента по своей юридической силе бывают нормативными (т.е. имеющие общеобязательный характер и содержащие предписания общего характера) и ненормативными, индивидуальными (т.е. распространяющие свое действие на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанных на одноразовое применение). К нормативным указам Президента России относится, например, указ о введении чрезвычайного положения, а к ненормативным – о назначении руководителя того или иного министерства или ведомства. Распоряжение – это акт индивидуального организационного характера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства.

Указы и распоряжения Президента России обязательны на всей территории Российской Федерации. Данное требование Конституции РФ (ст. 90) означает, что акты Президента России имеют прямое действие в отношении органов государственной власти, их должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и граждан. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному  официальному опубликованию, кроме  актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Такой строгий порядок, установленный Указом Президента РФ от 13 августа 1998 года, имеет значение для единообразного применения актов главы государства на всей территории страны.

Полномочия  Президента РФ проиллюстрированы в  таблице 1. В этой таблице полномочия Президента РФ разделены по следующим сферам: в области исполнительной власти, по отношению к законодательной власти, в области судебной власти, в области обороны и безопасности, в области внешней политики, в отношении граждан (см. Приложение 1).

 

  1. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

Полномочия  Президента могут быть прекращены по разным основаниям. Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько  оснований прекращения полномочий Президента РФ. Их можно разделить на две группы:

  • обычный порядок прекращения полномочий;
  • досрочный порядок прекращения полномочий.

Обычный порядок. Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Досрочное прекращение полномочий может иметь место в трех случаях:

  • в случае отставки – добровольного ухода с должности Президента. Именно так поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года;
  • в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Правда, ни Конституция, ни текущее федеральное законодательство не определяет процедуру прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия. Нет ответа, кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности, каковы её критерии, как обеспечить осуществление такого рода решения, кто его обнародует и т.д.
  • отрешение Президента от должности. Согласно ст. 93 Конституции РФ, Президент может быть отрешен от должности на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (т.е. такого, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет). В международной практике процедура отрешения Президента от должности получила название импичмента.

Процедура отрешения Президента начинается с инициатив не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. 2/3 голосов от общего числа голосов депутатов палаты.

На следующем  этапе обвинение подтверждается заключением Верховного Суда о наличии  в действиях Президента состава  преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении порядка выдвижения обвинения.

Вопрос считается  решенным положительно, если за отрешение  проголосует не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными.

Процедура отрешения  Президента от должности представлена в виде рисунка (см. Приложение 2).

 

Заключение.

В сложившейся в России системе разделения властей важные функции выполняет президентская власть. В настоящее время институт Президента Российской Федерации объединяет в себя полномочия не только главы государства, арбитра споров между властями различных видов и уровней, но и частично главы исполнительной власти. Президент РФ обладает полномочиями, которыми не обладают большинство высших должностных лиц наиболее развитых демократических стран (например, в отличие от США Президент РФ имеет право распустить нижнюю палату парламента).

Президент РФ, хотя и не провозглашается главой исполнительной власти, тем не менее, формирует состав и контролирует деятельность Правительства РФ, всей системы исполнительной власти. Президенту прямо подчинены и подотчетны ряд федеральных органов исполнительной власти, среди которых три важнейших федеральных министерства РФ: Министерство обороны, Министерство внутренних дел и Министерство иностранных дел. Президент определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты, за ним закреплены многие чрезвычайные полномочия в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Круг его полномочий настолько обширен, что он фактически стоит над тремя основными ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной.

Следует заметить, что государственная власть в  России сегодня осуществляется не на основе сдержек и противовесов, а  все более заметно смещается в сторону исполнительной власти. Особая роль в этом смещении принадлежит действующему главе государства. Это приводит к чрезмерной концентрации власти в руках одного должностного лица или одной политической силы. Не случайно во время вступления в должность на второй президентский срок В. Путин отметил, что «успех и процветание России не могут и не должны зависеть от одного человека или одной политической партии, одной политической силы»14.

Слабость и  весьма низкая эффективность российской модели разделения властей, а также почти полное отсутствие в России научно обоснованных, учитывающих отечественную специфику и мировой опыт программ системного реформирования государственной власти делают необходимой разработку такой её модели, которая отвечает требованиям демократии, гуманизма и действенности. Одним из шагов в восстановлении баланса государственной власти была бы передача части властных полномочий, принадлежащих Президенту РФ, Правительству и Государственной Думе РФ,

Только имея надежное и верное сбалансированное разделение властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, глава государства как высший арбитр будет иметь ограниченное влияние на каждую из них.

 

Список использованной литературы.

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: ТК Велби, Проспект, 2003, 32 с.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2005).
  3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» (в ред. от 07.03.2005).
  4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» (в ред. от 31.10.2005).
  5. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года «О военном положении».
  6. Федеральный закон от 15 июля 1995 года «О международных договорах Российской Федерации».
  7. Федеральный закон от 31 мая 1996 года «Об обороне» (в ред. от 26.12.2005, с изменениями от 03.07.2006).
  8. Федеральный закон от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 03.06.2006).
  9. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 года «Об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2005).
  10. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. Принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 года., с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г.. 31 мая, 16 июня, 15 декабря 1990 г., 24 мая и 1 ноября 1991 г. и законами российской Федерации 21 апреля, 9 декабря, 10 декабря 1992 г. М.: Известия, 1993. 127 с.
  11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ».
  12. Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002, 959 с.
  13. Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Рук. ред. кол. Л.А. Окуньков. М.: Юритъ, 2002, 1007 с.
  14. Конституционное право: Словарь/ Отв. ред. В.В. Маклаков. – М.: Юрист, 2001.
  15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2003, 816 с.
  16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. 587 с.
  17. Суворов В.Н. Президент и Правительство Российской Федерации: конституционные проблемы взаимоотношений// Труды Московской государственной юридической академии. – М., 1999.
  18. Ашаев Д. Исполнительные полномочия Президента России и их место в системе разделения властей// Федерализм. 2003. № 1. с. 153-172.
  19. Гончаров И.В. Полномочия Президента Российской Федерации при осуществлении вмешательства в дела субъектов Федерации// Конституционное и муниципальное право. 2004. № 1. с. 20-24.
  20. Комутков С. От единовластия к разделению властей// Власть. 2005. № 1. с. 17-23.
  21. Статычнюк И.П. Президент Российской Федерации. Основы государства и права. 2005. № 5. с. 51-57.

Информация о работе Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти