Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 01:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определить место Президента Российской Федерации в системе высших органов государственной власти, раскрыть его полномочия.
Задачи курсовой работы:
дать характеристику Президенту РФ, определить его положение как главы государства;
рассмотреть и проанализировать полномочия Президента РФ;
перечислить возможные способы прекращения полномочий Президента РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти…………………………………………………….4
Полномочия Президента Российской Федерации:
а) связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность………………………………….7
б) связанные с деятельностью Федерального Собрания…………………...9
в) в области внутренней политики………………………………………….11
г) в области обороны и внешней политики…………………………………15
д) другие полномочия Президента Российской Федерации……………….18
Прекращение полномочий Президента Российской Федерации…….22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………….26
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

Президент обращается к  Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием (ст. 84, п. «е» Конституции РФ), но обращение с этими посланиями не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания регулируется Положением, утвержденным указом Президента РФ (в редакции от 4 марта 1998 года).

Президент назначает  референдум в порядке, установленном  федеральным конституционным законом, другие органы принимать решение  о проведении общероссийских референдумов не вправе.

Президент может распускать Государственную Думу в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право  распускать Совет Федерации. Роспуск  Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ст. 111, ч. 4 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев и при отказе Думы в доверии Правительству (ст. 117, ч. 3, 4 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы, с тем чтобы новая Дума собралась не позднее ем через четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

  1. В течение года после его избрания.
  2. С момента выдвижения её обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
  3. В период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения.
  4. В течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа ленов Правительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным представителем назначается министр иностранных дел или один из его заместителей.

в) в области внутренней политики;

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80, ч. 2, 3, 4 Конституции РФ).

Президент как глава  государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ (ст. 78, ч. 4) осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Государственный Совет РФ.

В реализации этих полномочий Президента важное значение имеет такой орган, как Государственный Совет Российской Федерации, а также институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Государственный Совет Российской Федерации был образован в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ с тем, чтобы обеспечить участие глав исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Федерации, переставших быть членами субъектов Федерации, в решении важных вопросов государственной жизни, обеспечить наиболее эффективный учёт интересов и потребностей субъектов Федерации.

Указом Президента от 1 сентября 2000 года было утверждено Положение  о Государственном Совете Российской Федерации6. По своему статусу Государственный Совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На его заседаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое государственное значение, касающиеся взаимоотношений Федерации и её субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам обсуждения вносятся предложения Президента. По предложению Президента Совет рассматривает проекты Указов, имеющих общегосударственное значение, вопросы исполнения Конституции РФ, федеральных законов, Указов. Совет оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета.

Полномочный представитель Президента РФ.

В обеспечении Президентом  осуществления его полномочий на всей территории РФ ответственная роль принадлежит полномочным представителям Президента в федеральных округах.

Указом Президента от 13 мая 2000 года был учрежден институт полномочного представителя Президента в федеральном округе7. Полномочный представитель назначается и освобождается Президентом, ему подчинен. По своему статусу представитель является должностным лицом, представляющим Президента в федеральном округе, обеспечивающим в нем его полномочия.

В задачи полномочного представителя входят организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти контроля за исполнением решений федеральных органов; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Полномочный представитель  координирует деятельность федеральных  органов в округе; организует их взаимодействие с органами субъектов  Федерации; анализирует эффективность  деятельности правоохранительных органов; осуществляет контроль за осуществлением федеральных законов; согласовывает назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента.

Характеризуя полномочия Президента по отношению к органам  исполнительной власти субъектов Федерации, следует указать, что:

  1. Президент вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
  2. Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и её субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции РФ).
  3. В случаях, предусмотренных федеральным законом8, Президент управомочен своим Указом выносить предупреждение законодательному органу субъекта Федерации об устранении установленных решением суда нарушений. Если в течение 3-х месяцев решение суда не исполняется, Президент вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного законодательного (представительного) органа субъекта.
  4. Президент вправе в предусмотренных федеральным законом случаях отрешать от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти), что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти. Отрешения предшествует предупреждение на основе решения суда о незаконности изданного данным лицом нормативного акта, неисполнение решения суда в течение 2-х месяцев. В необходимых случаях Президент может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации на период до вступления в должность вновь избранного.

Ключевыми задачами «Послания Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ»9 являются:

  1. Экономическое развитие страны:
    • промышленность - Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг;
    • сельское хозяйство – подъём с/х.
  2. Социальное развитие страны – снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости. Реализация национального проекта «Здоровье», «Образование», «Доступное жильё».
  3. Совершенствование обороны страны– борьба с терроризмом, укрепление режима о нераспространении оружия массового поражения, изменения в Вооружённых Силах, создание сильно армии.
  4. Развитие отношений с другими государствами – сотрудничество с СНГ, расширение сфер взаимодействия с США, КНДР, Индией, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки, присоединение к Всемирной торговой организации.

г) в области обороны и внешней политики;

Содержание  полномочий Президента России в области организации обороны страны определяется тем, что получая власть от народа Российской Федерации, он обязан в силу Конституции РФ и в соответствии с присягой (ст. 80, 82) принимать меры по охране суверенитета России, её независимости, безопасности и территориальной целостности государства. В связи с этим Президент РФ наделяется Конституцией РФ и военным законодательством весьма обширными и ответственными полномочиями.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ (ст. 87, ч. 1), утверждает военную доктрину РФ (ст. 83, п. «з»), назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил (ст. 83, п. «л»), присваивает высшие воинские звания (ст. 89, п. «б»), формирует и возглавляет Совет Безопасности (ст. 83, п. «ж»).

Военная доктрина является составной частью концепции  безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года утверждена Военная доктрина Российской Федерации.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооружёнными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Президент РФ утверждает концепцию и планы строительства, планы применения Вооружённых сил страны, утверждает Положение о Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооружённых сил РФ, утверждает по представлению министра обороны РФ планы дислокации войск и размещении военных объектов10.

Кроме того, Президент  России, будучи должностным лицом, непрерывно осуществляющим свои властные функции, наделен Конституцией РФ (ст. 87, 88) правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности граждан. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозе агрессии Президент России вводит на всей территории РФ или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В соответствии с Законом РФ «Об обороне» Президент России в случае внезапного вооружённого нападения на Российскую Федерацию объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом парламенту России. Президент России вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени, осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения.

Президент РФ определяет задачи Вооружённых Сил страны, контролирует применение мер по обеспечению военного положения, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения11.

Только Президент  вправе вводить на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение, о чём он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Советом Федерации. Президент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом12.

Чрезвычайное  положение – особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэтому полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваются контрольным полномочием Совета Федерации. От Президента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.

Президент РФ возглавляет  Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ.

Совет Безопасности формируется  Президентом РФ в соответствии с  Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности» (в ред. от 25 июля 2002 года). В развитие этого закона Указом Президента РФ от 7 июня 2004 года утверждено Положение  о Совете Безопасности Российской Федерации.

Как глава государства, осуществляющий высшее представительство  в международных отношениях, Президент  по Конституции РФ (ст. 86) осуществляет высшее руководство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает веритильные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.

Информация о работе Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти