Монархия как форма правления: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в раскрытие изучаемой темы, именно «Монархия как форма правления: история и современность».
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
1. Описать понятие, историческое развитие и виды правления;
2. Определить понятие, история и характерные черты монархии;
3. Определить сущность монархии;
4. Выявить достоинства и недостатки монархии;
5. Отразить монархические государства современности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие, историческое развитие и виды правления 4-5
Глава 2. Общая характеристика монархии 6-10
2.1 Понятие, история и характерные черты монархии 11-12
2.2 Сущность монархии 13-16
2.3 Преимущества и недостатки монархии 17-21
Глава 3. Виды монархического правления 22-23
3.1 Монархические государства современности 22-24
Заключение 25-26
Библиография 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.Монархия как форма правления.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение                                                                                                                       3                                                                                                     
Глава 1.Понятие, историческое развитие и виды правления                               4-5 
Глава 2. Общая характеристика монархии                                                          6-10 
2.1 Понятие, история и характерные черты монархии                                     11-12 
2.2 Сущность монархии                                                                                       13-16 
2.3 Преимущества и недостатки монархии                                                        17-21 
Глава 3. Виды монархического правления                                                        22-23

3.1 Монархические государства современности                                              22-24 
Заключение                                                                                                           25-26 
Библиография                                                                                                             27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выбранная мною тема «Монархия как форма  правления: история и современность» очень актуальна на сегодняшний день.

В первую очередь тем, что монархия как  форма правления существует уже  много веков, и многие страны, имеющие  монархов, не намерены менять форму  правления, дорожа своими традициями и  исторически сложившимися институтами.

Во-вторых, данная тема была раскрыта многими  философами и политологами различных  времен. Первым из них был Аристотель, который выделял монархию как  одну из трех наилучших форм правления.

Кроме того, монархия имеет интересную схему  развития, которую можно представить следующим образом. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.

Объектом  данной курсовой работы являются формы  государственного управления.

В качестве примера данной курсовой работы выступает  монархия как форма государственного управления.

Цель  курсовой работы заключается в раскрытие  изучаемой темы, именно «Монархия как форма правления: история и современность».

В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:

1. Описать понятие, историческое развитие и виды правления;

2. Определить понятие, история и характерные черты монархии;

3. Определить сущность монархии;

4. Выявить достоинства и недостатки монархии;

5. Отразить монархические государства современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, историческое развитие и виды правления

Под формой государства  мы понимаем совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного права различают две основные формы государства – форму правления и форму государственного устройства, которые также весьма разнообразны. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства – в порядке наследования или путем выборов.1

По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы появления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей.

История знает два  вида органов, обладающих верховной  властью – единоличные и коллегиальные. Единоличная власть принадлежит монарху (царю, императору, королю, шаху), поэтому и форма правления в таком государстве называется монархией. Коллегиальный орган – это парламент, конгресс, Государственная Дума, - избираемый народом и осуществляющий государственную власть от его имени. Государство, во главе которого стоит такой коллегиальный орган, называется республикой.2 Разновидности монархии и республики определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Глава 2. Общая характеристика монархии

2.1 Понятие, история и характерные черты монархии

Монархия – это форма пожизненного и единоличного правления, при которой верховная государственная власть передается по наследству.3

Монархическая форма  правления – «власть одного, единовластие» - весьма древняя форма правления. 4Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.

Свои истоки монархическая  форма правления имела в той  достаточно простой, социально не слишком  расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV – III тыс. до н.э. в итоге «неолитической революции».

В этих обществах ранних земледельческих культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру землевладельцев-общинников. Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций, опыта, благоденствия. Он – непременный участник религиозных ритуалов и обрядов, обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертаниями, решения подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы монархии во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, по сути, это специфическая форма теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).

Исследование теократии  как религиозно-политической системы, проведенное Е.Н.Салыгиным, показало, что первичные раннеклассовые государства в силу сращивания светских и религиозных начал в монархической форме правления, в силу религиозно-политической регламентации были, по сути, теократическими.5 Монархия эффективно выполняла немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления: учет труда и распределение его результатов, создание страховых запасов (фондов), организацию совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защиту от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправления, взимание налогов, дани и т.п.

Монарх назначал чиновников по управлению регионами или функциональными  службами, те, в свою очередь, назначали  более мелких руководителей работ. Такая вертикальная иерархия власти позволяла строить весьма эффективную  систему управления, при которой земледельцы-общинники, ремесленники, купцы и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры на том или ином уровне управления или последовательно передавать их на более высокие уровни, если были не удовлетворены первоначальными решениями.

Сам же монарх в нормальном режиме правления решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти. Среди его  советников на ранних этапах этой формы  правления было много предсказателей, пророков, культовых служителей. Знает монархическая форма правления и многочисленный аппарат чиновников, обеспечивающий монарха необходимой информацией, предложениями, советами, а также и принудительной силой для исполнения решений монарха.

Впоследствии монархические  формы правления были реализованы в разных обществах и в разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи и т.д.

Монарх персонифицирует  государство, выступает во внешней  и внутренней политике как глава  государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Не случайно один из королей Франции заявлял: «Государство – это я».6 Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.

Как правило, монархи  всегда имели свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность: земли, рабов, крепостных, которые давали имущественное обеспечение монархическому дворцу, семейству монарха, а по отношению к государству монарх выступал как его глава, представитель, руководитель и т.п.

Монарх осуществляет единоличное правление. Конечно, это  не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства, как упоминалось, ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна. Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если сочтет его достойным своего внимания. Он – высшая власть в государстве.

Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх был высшей и последней инстанцией.

Таким образом, власть монарха  не знает ограничений и может  распространяться на различные сферы  государственной деятельности: законодательную, исполнительную, судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти.

Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх формально  юридически независим, практически  всегда он испытывает влияние различных  международных, политических и национальных сил, во многих государствах возможность такого влияния закреплена юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать, прежде всего, с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.

Монархическая власть отличается порядком своей легитимации: эта  власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается  различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследования власти по старшинству наследников и т.д.). Общее же в том, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке.

Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.

Монарх считается свободным  от ответственности. Но «безответственный» монарх – это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и  пустивший все на самотек. Таких  в истории встречается немного. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, за ошибки и злоупотребление в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. История знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда народ привлекал монарха к ответственности.

Разумеется, приведенные  выше юридические признаки монархической  формы правления – это как  бы идеал, типичная форма монархии. В конкретной исторической действительности были различные исключения и отступления от перечисленных выше юридических признаков. Различные сочетания этих признаков дают и различные виды монархий: например, монархию неограниченную (абсолютистскую) и ограниченную, в том числе конституционную.

Информация о работе Монархия как форма правления: история и современность