Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:59, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в раскрытие изучаемой темы, именно «Монархия как форма правления: история и современность».
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
1. Описать понятие, историческое развитие и виды правления;
2. Определить понятие, история и характерные черты монархии;
3. Определить сущность монархии;
4. Выявить достоинства и недостатки монархии;
5. Отразить монархические государства современности.
Введение 3
Глава 1.Понятие, историческое развитие и виды правления 4-5
Глава 2. Общая характеристика монархии 6-10
2.1 Понятие, история и характерные черты монархии 11-12
2.2 Сущность монархии 13-16
2.3 Преимущества и недостатки монархии 17-21
Глава 3. Виды монархического правления 22-23
3.1 Монархические государства современности 22-24
Заключение 25-26
Библиография 27
1)политическое бесправие
народа, не участвующего в
2)полную бесконтрольность государственной власти;
3)юридическую
4)монополию монарха
на власть, способную привести
к установлению режима личной
диктатуры, злоупотреблениям
5)отстаивание интересов класса феодалов.
Конституционная монархия: признаки и разновидности.
Буржуазно-демократические революции в X VII – XVIII вв. пытались преодолеть явные недостатки абсолютных монархий, стремились создать умеренные формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха и способные достигнуть компромисса между исторически уходящим классом феодалов и растущей буржуазией. 9Такой формой стала конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом. Ограничение власти монарха фиксировалось в конституции, которую принимал парламент и не вправе был изменить монарх. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая монархия.
Исторически дуалистическая монархия являлась переходной формой правления от абсолютной к парламентской монархии, призванной обеспечить компромисс интересов феодалов и буржуазии. По этой причине она характеризуется дуалазмом государственной власти, состоящим в том, что монарх преимущественно отражает интересы феодальной знати, а парламент – интересы «третьего сословия».
Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:
1.юридически, по конституции,
верховная власть разделена
2.поскольку разделение власти не является завершенным, король обладает правом вето на решения парламента и издания декретов – законов, равных по юридической силе законам парламента;
3.управление государством
монарх осуществляет путем
4.монарх имеет право на роспуск парламента;
5.король назначает
руководителей местного
К началу XX в. дуалистическая монархия себя изжила. В юридически чистом виде эта форма правления длительное время существовала в кайзеровской Германии в 1871 – 1917 гг.
В современных условиях дуалистическая монархия трансформировалась, освободилась от некоторых архаичных черт и приобрела новые. В известном смысле с некоторыми превращенными чертами она функционирует в Иордании и Марокко.
Парламентская монархия.
Переход от дуалистической монархии к парламентской оказывается возможным благодаря наличию ряда факторов: зрелости гражданского общества, кристаллизации социально-экономических интересов населения, их устойчивости, существованию многочисленного «среднего класса», функционированию конкурентной партийной системы, способной отражать интересы социальных групп и общностей, сформированности демократических традиций и политической культуры гражданственности.
В этих условиях согласование многообразных социальных интересов и потребностей осуществляется не сосредоточением властных полномочий в руках монарха, а благодаря их разумному распределению между различными органами государственной власти, их своевременному реагированию на требования общества, стремлению к компромиссу основных политических сил. Этот диалог власти и политических партий, движений, отражающих интересы и чаяния населения, может опираться на национальную традицию, символ единства общества, общность исторической судьбы, олицетворяющихся в личности монарха. Многие промышленно развитые государства как в Европе (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Испания, Голландия и т.д.), так и в Азии (Япония) являются по форме правления парламентскими монархиями.10
Парламентская монархия обладает рядом юридических признаков:
1.характер власти монарха наследственный и пожизненный;
2.монарх царствует, но не правит. Будучи главой государства, он выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладая властными полномочиями, монарх их самостоятельно не использует, они оказываются «спящими»;
3.режим взаимодействия законодательной власти (она сосредоточена у парламента) и исполнительной (она находится у правительства) основан на принципе сотрудничества, а не жестокого разделения;
4.правительство формируется
парламентом и ответственно
5.монарх юридически безответственен, что выражается в принципе контрасигнатуры, когда акты монарха скрепляются подписью премьер-министра, несущего ответственность за него.11
Общие черты парламентской
монархии могут приобретать конкретно-
Заключение.
В последние годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Азербайджан, Грузия, Молдова, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами. Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.
В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.
Некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство и многие другие отрасли. Процветал бандитизм, все чаще встречаются случаи коррумпированной власти и правоохранительных органов. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может.
Информация о работе Монархия как форма правления: история и современность