Монархия как форма правления: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в раскрытие изучаемой темы, именно «Монархия как форма правления: история и современность».
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
1. Описать понятие, историческое развитие и виды правления;
2. Определить понятие, история и характерные черты монархии;
3. Определить сущность монархии;
4. Выявить достоинства и недостатки монархии;
5. Отразить монархические государства современности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие, историческое развитие и виды правления 4-5
Глава 2. Общая характеристика монархии 6-10
2.1 Понятие, история и характерные черты монархии 11-12
2.2 Сущность монархии 13-16
2.3 Преимущества и недостатки монархии 17-21
Глава 3. Виды монархического правления 22-23
3.1 Монархические государства современности 22-24
Заключение 25-26
Библиография 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.Монархия как форма правления.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

1)политическое бесправие  народа, не участвующего в формировании  институтов верховной власти  и проведении государственной  политики;

2)полную бесконтрольность государственной власти;

3)юридическую безответственность  монарха за принимаемые решения;

4)монополию монарха  на власть, способную привести  к установлению режима личной  диктатуры, злоупотреблениям властью;

5)отстаивание интересов  класса феодалов.

Конституционная монархия: признаки и разновидности.

Буржуазно-демократические  революции в X VII – XVIII вв. пытались преодолеть явные недостатки абсолютных монархий, стремились создать умеренные формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха и способные достигнуть компромисса между исторически уходящим классом феодалов и растущей буржуазией. 9Такой формой стала конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом. Ограничение власти монарха фиксировалось в конституции, которую принимал парламент и не вправе был изменить монарх. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая монархия.

Исторически дуалистическая монархия являлась переходной формой правления от абсолютной к парламентской монархии, призванной обеспечить компромисс интересов феодалов и буржуазии. По этой причине она характеризуется дуалазмом государственной власти, состоящим в том, что монарх преимущественно отражает интересы феодальной знати, а парламент – интересы «третьего сословия».

Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:

1.юридически, по конституции,  верховная власть разделена между  парламентом, который наделен  законодательной властью и избирается  народом, и монархом, которому  принадлежит исполнительная власть;

2.поскольку разделение власти не является завершенным, король обладает правом вето на решения парламента и издания декретов – законов, равных по юридической силе законам парламента;

3.управление государством  монарх осуществляет путем назначения премьер-министра и правительства, которые ответственны только перед ним;

4.монарх имеет право  на роспуск парламента;

5.король назначает  руководителей местного управления  и самоуправления, которые ответственны  перед ним.

К началу XX в. дуалистическая монархия себя изжила. В юридически чистом виде эта форма правления длительное время существовала в кайзеровской Германии в 1871 – 1917 гг.

В современных условиях дуалистическая монархия трансформировалась, освободилась от некоторых архаичных  черт и приобрела новые. В известном смысле с некоторыми превращенными чертами она функционирует в Иордании и Марокко.

Парламентская монархия.

Переход от дуалистической монархии к парламентской оказывается  возможным благодаря наличию  ряда факторов: зрелости гражданского общества, кристаллизации социально-экономических интересов населения, их устойчивости, существованию многочисленного «среднего класса», функционированию конкурентной партийной системы, способной отражать интересы социальных групп и общностей, сформированности демократических традиций и политической культуры гражданственности.

В этих условиях согласование многообразных социальных интересов  и потребностей осуществляется не сосредоточением  властных полномочий в руках монарха, а благодаря их разумному распределению между различными органами государственной власти, их своевременному реагированию на требования общества, стремлению к компромиссу основных политических сил. Этот диалог власти и политических партий, движений, отражающих интересы и чаяния населения, может опираться на национальную традицию, символ единства общества, общность исторической судьбы, олицетворяющихся в личности монарха. Многие промышленно развитые государства как в Европе (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Испания, Голландия и т.д.), так и в Азии (Япония) являются по форме правления парламентскими монархиями.10

Парламентская монархия обладает рядом юридических признаков:

1.характер власти монарха  наследственный и пожизненный;

2.монарх царствует,  но не правит. Будучи главой  государства, он выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладая властными полномочиями, монарх их самостоятельно не использует, они оказываются «спящими»;

3.режим взаимодействия  законодательной власти (она сосредоточена  у парламента) и исполнительной (она находится у правительства) основан на принципе сотрудничества, а не жестокого разделения;

4.правительство формируется  парламентом и ответственно перед  ним, т.е. ему принадлежит право  юридической инвеституры. Формально  это делает монарх, однако фактически лишь победившей на выборах партии формирует правительство из числа депутатов своей фракции;

5.монарх юридически безответственен, что выражается в принципе контрасигнатуры, когда акты монарха скрепляются подписью премьер-министра, несущего ответственность за него.11

Общие черты парламентской  монархии могут приобретать конкретно-исторические формы, обладать национальной спецификой. Это может касаться объема властных полномочий монарха, особенностей его  взаимодействия с парламентом и правительством.

 

 

 

 

      3.1 Монархические государства современности.

В странах  СНГ

Наиболее  сильны монархические тенденции  в Грузии. 8 февраля 2009 года в Тбилиси, в соборе св. Троицы состоялось венчание представителей двух ветвей царского рода Багратиони - Давида Багратиони-Мухранского и Анны Багратиони-Грузинской (Картли-Кахетинской). Нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили нередко заявлял о своей принадлежности к роду Багратиони.

На Украине  также есть монархические тенденции. Сторонниками монархии являются партии «Украинский союз монархистов», «Союз Великоукраинцев» и некоторые другие.

В Беларуси политические организации, имеющие цель свергнуть  или изменить существующий конституционный  строй (в том числе монархические), официально запрещены. Нелегально действует Литвинская Национально-Монархическая Партия - Партия Литвинцев, однако она слишком малочисленна и не имеет опоры в народе. Кроме того, руководящие органы партии располагаются в Литве, что затрудняет сотрудничество между членами.

В Западной Европе

Почти во всех европейских республиках, когда-либо бывших монархиями, существуют и имеют  некоторое влияние монархические  партии. В то же время в европейских  монархиях есть сильные республиканские  тенденции. В Великобритании ряд  социалистических организаций предлагают упразднить должности короля/королевы и Принца Уэльского и ввести должность президента, переименовать Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии в Британскую Федерацию.

С 1997 года находящаяся  у власти Лейбористская партия начала реформы, снижающие роль традиций и постепенно развивающие демократию. За это консерваторы обвиняют их в отступлении от идей монархии. В Испании также существуют партии, которые предлагают вынести на референдум вопрос о восстановлении республики.

В странах, которые  с момента образования до настоящего времени были республиками (Швейцария, Словакия, Сан-Марино), вопрос о введении монархической формы правления  не ставится.

Европейские монархии:

Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.

В Азии

Монархисты  сильны в исламских странах.

В Китае, Вьетнаме, Лаосе и КНДР монархические взгляды  диссидентов связаны с антикоммунизмом. В Камбодже после свержения маоистов через 14 лет была восстановлена монархия.

В Непале в 2007 – 2008 гг. монархия была свергнута, в Бутане республиканцы также готовят революцию. В Таиланде в ответ на попытку ограничить монархию начались антиреспубликанские выступления по всей стране. Впоследствии началась гражданская война.

Ныне существующие монархии Азии:

Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, ОАЭ,

Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония.

Россия.

Сегодня среди  сторонников монархического строя  нет единого мнения относительно того, кто имеет права на российский престол. Русское монархическое движение принято разделять на т.н. легитимистов и соборников. Основное различие между ними заключается в отношении к проблеме престолонаследия. Легитимисты признают права на престол за потомками Великого Князя Кирилла Владимировича - двоюродного брата Николая II. В настоящее время это Великая Княгиня Мария Владимировна, её сын Георгий Михайлович и её мать Великая Княгиня Леонида Георгиевна. Права этой ветви дома Романовых на российский престол легитимисты обосновывают законами Российской Империи о престолонаследии и Соборной клятвой 1613 года. В противовес им, соборники указывают, что за прошедшее с 1917 г. время обстоятельства поменялись настолько кардинально, что сейчас уже нельзя руководствоваться данными законами. Основываясь на том, что в 1905 году Николай II лишил Кирилла Владимировича всех прав члена императорской фамилии (включая права на наследование Престола), а так же на неоднозначном поведении Кирилла Владимировича во время Февральской Революции, соборники не признают за его потомками прав на престол и полагают необходимым созыв Всероссийского Земского Собора, который определит новую династию. Ряд правых организаций вполне серьёзно говорят о возможности вступления на престол их лидеров пожизненно, с правом наследования.

Монархические дома Европы и Русская Православная Церковь, безусловно, признают Главой Дома Романовых и законной наследницей престола великую княгиню Марию Владимировну. Так, Великая Княгиня Мария Владимировна за заслуги перед Церковью и Россией получила от Патриарха Алексия II первой Орден Святой Ольги. Основными поддерживающими великую княгиню организациями являются Российский Имперский Союз-Орден, Российское Дворянское Собрание и Движение «За Веру и Отечество».

Также в мире существуют и монархические государства Америки и Океании.

Америка.

Антигуа и  Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка.

Океания.

Австралия, Новая Зеландия, Острова Кука, Папуа – Новая Гвинея, Соломоновы Острова, Тувалу.12

 

Заключение.

В последние годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и  институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Азербайджан, Грузия, Молдова, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами. Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где  глава государства не пожизненный  и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.

Некоторые политики считают, что в настоящее время в  нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство и многие другие отрасли. Процветал бандитизм, все чаще встречаются случаи коррумпированной власти и правоохранительных органов. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может.

Информация о работе Монархия как форма правления: история и современность