Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:59, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в раскрытие изучаемой темы, именно «Монархия как форма правления: история и современность».
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
1. Описать понятие, историческое развитие и виды правления;
2. Определить понятие, история и характерные черты монархии;
3. Определить сущность монархии;
4. Выявить достоинства и недостатки монархии;
5. Отразить монархические государства современности.
Введение 3
Глава 1.Понятие, историческое развитие и виды правления 4-5
Глава 2. Общая характеристика монархии 6-10
2.1 Понятие, история и характерные черты монархии 11-12
2.2 Сущность монархии 13-16
2.3 Преимущества и недостатки монархии 17-21
Глава 3. Виды монархического правления 22-23
3.1 Монархические государства современности 22-24
Заключение 25-26
Библиография 27
Монархию как форму правления весьма красноречиво характеризуют не только юридические, но и социально-психологические признаки. Можно указать на следующие. Власть монарха воспринимается как нечто божественное, а монарх – как человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от Бога. Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что «каждый за себя, один царь – за всех»7, признании неравенства людей, их ранжированное по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему. Вместе с тем монархия держится и на принуждении, жесткой дисциплине и субординации. Наконец, монархическое сознание в целом консервативно. Ему свойственны терпение, желание сохранять существующие традиции, установившиеся нормы поведения.
Таким образом, монархия как форма правления – это сложный конгломерат власти, юридических основ её организации и осуществления, социально-психологического состояния общества.
Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. В некоторых государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически также обладали властью и статусом монарха. Кроме того, наследственный характер власти при монархии обеспечивает легитимность каждого нового монарха, представляет весьма стабильный и удобный способ перехода власти, «работает» на спокойствие, сплоченность соответствующего общества в критических ситуациях. Монархия – традиционная у многих народов система организации и осуществления власти, к которой привыкли, которую уважают, которая, наконец, полезна до такой степени, что может реставрироваться неоднократно после революционных перемен, её устраняющих.
2.2 Сущность монархии
Монархия
наряду с республикой является одной из
двух форм правления. Власть монарха, как
правило, является пожизненной и передается
в порядке престолонаследия. Во всех монархических
странах монарх является по закону неприкосновенной
особой и никакой ответственности не подлежит.
В разных странах монарх носит различные
названия: король – в Великобритании,
Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан
– в Малайзии, Брунее, Омане, эмир – в Кувейте,
ОАЭ, великий герцог – в Люксембурге, князь
– в Лихтенштейне.
Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении мужского потомства.
В некоторых арабских странах существует так называемая «клановая» форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
Другой важной формой правления является регентство – временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае временного отсутствия монарха, его продолжительной болезни, малолетства.
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, так было на Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Особая разновидность монархии выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем Канада или Австралия. Политическая элита этих стран в большинстве своем понимает, насколько важно для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была закреплена в одних руках и политические круги не вели за нее противостояние, а работали во имя интересов всей нации.
Более того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения построены именно в монархических государствах. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант «социализма с человеческим лицом». Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, где нефти зачастую намного меньше, чем на некоторых месторождениях РФ. Несмотря на это, за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жесткой, порой абсолютистской, политической системы, при отсутствии парламентаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданных ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились во вполне состоятельных граждан. Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно привести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и те, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в какой угодно стране мира. Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем учебном заведении мира (Кембридж, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счет государства предоставляется жилье. Монархии Персидского залива являют собой подлинно социальные государства, в которых созданы все условия для поступательного роста благосостояния населения.
Обратившись из цветущего Кувейта,
Бахрейна и Катара на их соседей
по Персидскому заливу и Аравийскому
полуострову, отказавшихся в силу целого
ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран),
мы увидим разительное отличие во внутреннем
климате этих государств.
Как показывает исторический опыт, в
многонациональных государствах целостность
страны, прежде всего, связана с монархией.
Это мы видим в прошлом, на примере Российской
империи, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака.
Приходящий на смену монархическому режим,
как это было, к примеру, в Югославии и
Ираке, уже не обладает тем авторитетом
и вынужден прибегать к жестокостям, которые
были не свойственны монархической системе
управления. При малейшем ослаблении этого
режима, государство, как правило, обречено
на распад. Так было с Россией (СССР), это
мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразднение
монархии в ряде современных стран неминуемо
привело бы к прекращению их существования
как многонациональных, единых государств.
Это в первую очередь относится к Соединенному
Королевству Великобритания и Северной
Ирландии, Малайзии, Саудовской Аравии.
Так 2007-й год ясно показал, что в условиях
парламентского кризиса, возникшего из-за
национальных противоречий фламандских
и валлонских политиков, только авторитет
Короля Бельгийцев Альберта II удержал
Бельгию от распада на два или даже больше
самостоятельных государственных образований.
В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка,
что единство ее народа скрепляют всего
три вещи - пиво, шоколад и король. Тогда
как отмена монархического строя в 2008
г. в Непале ввергло это государство в
цепь политических кризисов и перманентного
гражданского противостояния.
Глава 3. Виды монархического правления.
Абсолютная монархия: признаки и конкретно-исторические формы.
Абсолютная монархия возникла в рабовладельческом обществе, а достигла своего расцвета в средневековье, в XVI – XVIII вв.8 На Востоке абсолютная монархия приобрела форму восточных деспотий и теократических монархий, где глава государства – одновременно верховный держатель и светской и духовной власти. В странах Западной Европы монархия имела четыре конкретно-исторические формы существования: раннефеодальную, сеньориальную, сословно-представительную и абсолютную.
Обобщая опыт функционирования различных форм абсолютной монархии, можно выделить её юридические признаки:
1.монополия на власть со стороны монарха;
2.концентрация в его руках всех ветвей государственной власти (режим слияния властей);
3.отсутствие каких-либо представительных учреждений, ограничивающих его власть;
4.внутреннюю и внешнюю
политику монарх осуществляет
с помощью назначаемых им
5.народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен;
6.отсутствие контроля за верховной властью со стороны общества.
Современные абсолютные монархии сохранились на Востоке: в юридически чистом виде – например, в султанате Оман, в превращенном виде – в большинстве стран Персидского залива (Бахрейне, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и т.д.). Они отличаются от средневековых (за исключением Омана) наличием отдельных элементов конституционной формы правления, которые, однако, не изменили абсолютистского характера власти монарха, а лишь приспособили её к требованиям времени. Так, некоторые из них приняли конституции, создали представительные учреждения – парламенты. Но чаще всего дарованные главой государства народу конституции теперь уже юридически закрепляли монополию монарха на верховную власть, а парламенты, согласно конституции, наделялись лишь консультативными функциями.
Современные абсолютные монархии обладают рядом достоинств, которые проявляются:
1)в способности верховной власти концентрировать ресурсы на решении актуальных задач;
2)в единстве государственной власти, выражающемся в соединении властных полномочий в одном центре, что обеспечивает высокую степень взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти, предотвращает конфликты между ними;
3)в способности проводить
эффективную внутреннюю и
4)в организации государственного механизма, который исключает дублирование управленческих функций и, как следствие, существование относительно дешевого чиновничьего аппарата.
Однако все эти достоинства обнаруживаются в том случае, если монархом становится сильная и умная личность, а правящая семья ориентирована на отстаивание национальных интересов.
Наряду с достоинствами абсолютная монархия имеет существенные недостатки:
Информация о работе Монархия как форма правления: история и современность