Монархия, как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:37, курсовая работа

Описание

На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Одним из первых был Аристотель, который вслед за Платоном столкнулся с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию. Определяя понятие - форма правления необходимо ответить на вопрос о том кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры

Содержание

Введение
3
Глава 1.
История развития и сущности монархии
5
Глава 2.
Сравнительный анализ разновидностей монархии
8
Глава 3.
Историческая классификация разновидностей монархий

11

3.1.
Патриархальная монархия (традиционная)
11

3.2.
Сакральная монархия
11

3.3.
Деспотическая монархия
12

3.4.
Сословно-представительная монархия
12

3.5.
Абсолютные монархии
14

3.6.
Конституционные монархии
15

3.7.
Дуалистическая монархия
16

3.8.
Парламентарная монархия
17

3.9.
Тирания
17
Глава 4.
Достоинства и недостатки монархии
19

4.1.
Достоинства монархии
19

4.2
Недостатки монархии
21


Заключение
22


Список использованной литературы
26

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по ТГП.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)


26

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

стр.

 

 

Введение

3

Глава 1.

История развития и сущности монархии

5

Глава 2.

Сравнительный анализ разновидностей монархии

8

Глава 3.

Историческая классификация разновидностей монархий

 

11

 

3.1.

Патриархальная монархия (традиционная)

11

 

3.2.

Сакральная монархия

11

 

3.3.

Деспотическая монархия

12

 

3.4.

Сословно-представительная монархия

12

 

3.5.

Абсолютные монархии

14

 

3.6.

Конституционные монархии

15

 

3.7.

Дуалистическая монархия

16

 

3.8.

Парламентарная монархия

17

 

3.9.

Тирания

17

Глава 4.

Достоинства и недостатки монархии

19

 

4.1.

Достоинства монархии

19

 

4.2

Недостатки монархии

21

 

 

Заключение

22

 

 

Список использованной литературы

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема моей работы звучит так: “ Монархия, как форма правления ” и несомненно эта тема является многовековой. Актуальность её состоит  в том, что наше государство еще недавно находилось на завершающем этапе становления своей независимости, поэтому вопрос о форме правления и организации верховной власти  актуален и по настоящее время.

На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Одним из первых был Аристотель, который  вслед за Платоном  столкнулся с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире,  попытался разработать классификацию. Определяя понятие - форма правления необходимо ответить на вопрос о том  кто и как правит,  осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе,  как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры. Он выделил несколько форм правления: республику  монархию и деспотию  положив в основу классификации способы образования органов государств. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления,  например: “Монархия отличается от аристократии, и от демократии тем, что при них необходимо установление места и времени для того, чтобы создалась возможность обсуждать и принимать решения, то есть реально осуществлять власть, при монархии же такое обсуждение и принятие решений возможно в любое время и в любом месте”. [1]

Монархия – одна из самых древних форм правления. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией продолжается.

Исходя из вышесказанного, целью проделанной мной работы является  рассмотрение вопросов  истории развития, сущности монархии и разработка схемы классификации, определяющих и характеризующих монархическую форму правления.

С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. 

Для этого нужно решить ряд задач:

Первое - это рассмотреть монархическую форму правления, истоки ее появления, дать определение и выделить общие черты в сравнительном анализе.

Второе - разработать и привести историческую классификацию разновидностей монархий. Это необходимо так как классификация это мощный инструмент методологии теории государства и права, и потому монархия, как форма правления, весьма неоднородна и показала в историческом развитии свою гибкость и разнообразие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     История развития и сущность монархии

 

Рассматривая основной вопрос работы, отмечу, что теория государства выделяет два основных устройства государственной власти,  которые характеризуют содержание формы правления: монархию и республику.

Монархическая форма правления – «власть одного  единовластие»[2] - весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть, в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.

Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой социально не слишком расчлененной организации общества,  которая появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге «неолитической революции».

       Под формой правления подразумевают организацию верхов­ной государственной власти (в особенности высших и централь­ных ее органов), структуру,  компетенцию,  порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государ­ства трактуемая в широком смысле.

В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть еди­нолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия) или всем населением (демократия).

Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того,  осущест­вляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

 

Монархией можно назвать такое государство,  где верховная власть принадлежит одному лицу,  пользующемуся ею по собст­венному усмотрению  по праву,  которое не делегировано ему ни­какой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок, всем народом или частью его,  которому и принадлежит суверенитет.

 

Так в монархии существует несколько систем престолонаследия.  Престолонаследие это переход  власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому, в установленном законом порядке.

В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия:

1.           Салическая система;

2.           Кастильская система;

3.           Австрийская система.

Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция).

Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания).

Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.

Термин «монархия» греческого происхождения он означает «единовластие», «единодер­жавие»[3], хотя известны и исключения. Так  в Спарте существо­вало два царя, а Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот  лица  именовавшиеся монархами  не имели фактически их полномочий в царский пе­риод Рима. Впрочем, несмотря на большое внимание древних цивилизаций к формам правления, последние оставались еще во многом нераз­работанными. В самом деле, Аристотель ничего не пишет о рес­публике, реальные монархии на первых парах были значительно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих  судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атри­бутом монархии, более важными считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с круп­ной земельной собственностью,  испытывал влияние раздроблен­ности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнительный анализ разновидностей монархии

 

Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда проявилось отличие монархии от республиканской формы правления и выработаны важнейшие ее разновиднос­ти: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конститу­ционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).

Каковы общие черты монархической формы правления неза­висимо от ее разновидностей? Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству,  хотя воз­можны варианты, когда началу той или иной монархической ди­настии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приоб­ретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью Божией», как обыкновенно указывается в его титуле  или в случае избрания - «милостью Божией и волей на­рода»)[4]. Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия. В «Утвержденной Грамоте» на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права  только с его воле­изъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилова­ния. На международной арене, в сношениях с другими государ­ствами, монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом князя, герцога, короля, царя, императора и получает значительное содержание из государственной казны, а также имеет право на особую охрану.

При неограниченной  абсолютной монархии всеми указанны­ми выше правами монарх пользуется безусловно и неограничен­но (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной - посредством или при обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из пси­хологических оснований - монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную» - тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные  корыстные интересы и правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразде­ляют на представительную (дуалистическую) и парламентарную. И в той и в другой монарх делит власть с парламентом.

В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Ру­мыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответст­венных перед ним министров и иных должностных лиц (губерна­торов  префектов и т.п.). Ему принадлежат право вето и право не­ограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере право представительного органа гарантируется полномочи­ем вотировать бюджет.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бель­гия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства мини­стры зависят от вотума доверия парламента. Монарх имеет право отлагательного вето лишь в отдельных случаях, предусмотрен­ных законом. Повеления монарха приобре­тают юридическую силу лишь будучи контрассигнованными со­ответствующим министром. Правовое положение монарха сущест­венно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника,  не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак  дворцовая служба и т.п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: «Царствует, но не уп­равляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной. Как показывает опыт последнего времени  монархическую форму правления, считавшуюся в советский пери­од некоей политико-правовой окаменелостью, не следует спешить списывать как безнадежную архаику. Эта форма правления, на­считывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жиз­ненных потенций. Народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. После распада СССР неко­торые страны СНГ подумывают о введении монархического строя. В обстановке кризиса  национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх - «отец нации», «стоит над политическими страстями не принадле­жит ни к какой партии»,  «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх - «символ единства нации и стабильного правового порядка». Нередко обра­щаются к позитивному опыту решения многих проблем, найден­ному в рамках монархизма: проблем экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п.

Информация о работе Монархия, как форма правления