Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:37, курсовая работа
На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Одним из первых был Аристотель, который вслед за Платоном столкнулся с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию. Определяя понятие - форма правления необходимо ответить на вопрос о том кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры
Введение
3
Глава 1.
История развития и сущности монархии
5
Глава 2.
Сравнительный анализ разновидностей монархии
8
Глава 3.
Историческая классификация разновидностей монархий
11
3.1.
Патриархальная монархия (традиционная)
11
3.2.
Сакральная монархия
11
3.3.
Деспотическая монархия
12
3.4.
Сословно-представительная монархия
12
3.5.
Абсолютные монархии
14
3.6.
Конституционные монархии
15
3.7.
Дуалистическая монархия
16
3.8.
Парламентарная монархия
17
3.9.
Тирания
17
Глава 4.
Достоинства и недостатки монархии
19
4.1.
Достоинства монархии
19
4.2
Недостатки монархии
21
Заключение
22
Список использованной литературы
26
26
СОДЕРЖАНИЕ:
|
|
| стр. |
|
| Введение | 3 |
Глава 1. | История развития и сущности монархии | 5 | |
Глава 2. | Сравнительный анализ разновидностей монархии | 8 | |
Глава 3. | Историческая классификация разновидностей монархий
| 11 | |
| 3.1. | Патриархальная монархия (традиционная) | 11 |
| 3.2. | Сакральная монархия | 11 |
| 3.3. | Деспотическая монархия | 12 |
| 3.4. | Сословно-представительная монархия | 12 |
| 3.5. | Абсолютные монархии | 14 |
| 3.6. | Конституционные монархии | 15 |
| 3.7. | Дуалистическая монархия | 16 |
| 3.8. | Парламентарная монархия | 17 |
| 3.9. | Тирания | 17 |
Глава 4. | Достоинства и недостатки монархии | 19 | |
| 4.1. | Достоинства монархии | 19 |
| 4.2 | Недостатки монархии | 21 |
|
| Заключение | 22 |
|
| Список использованной литературы | 26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Тема моей работы звучит так: “ Монархия, как форма правления ” и несомненно эта тема является многовековой. Актуальность её состоит в том, что наше государство еще недавно находилось на завершающем этапе становления своей независимости, поэтому вопрос о форме правления и организации верховной власти актуален и по настоящее время.
На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Одним из первых был Аристотель, который вслед за Платоном столкнулся с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию. Определяя понятие - форма правления необходимо ответить на вопрос о том кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры. Он выделил несколько форм правления: республику монархию и деспотию положив в основу классификации способы образования органов государств. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления, например: “Монархия отличается от аристократии, и от демократии тем, что при них необходимо установление места и времени для того, чтобы создалась возможность обсуждать и принимать решения, то есть реально осуществлять власть, при монархии же такое обсуждение и принятие решений возможно в любое время и в любом месте”. [1]
Монархия – одна из самых древних форм правления. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией продолжается.
Исходя из вышесказанного, целью проделанной мной работы является рассмотрение вопросов истории развития, сущности монархии и разработка схемы классификации, определяющих и характеризующих монархическую форму правления.
С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней.
Для этого нужно решить ряд задач:
Первое - это рассмотреть монархическую форму правления, истоки ее появления, дать определение и выделить общие черты в сравнительном анализе.
Второе - разработать и привести историческую классификацию разновидностей монархий. Это необходимо так как классификация это мощный инструмент методологии теории государства и права, и потому монархия, как форма правления, весьма неоднородна и показала в историческом развитии свою гибкость и разнообразие.
1. История развития и сущность монархии
Рассматривая основной вопрос работы, отмечу, что теория государства выделяет два основных устройства государственной власти, которые характеризуют содержание формы правления: монархию и республику.
Монархическая форма правления – «власть одного единовластие»[2] - весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть, в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.
Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге «неолитической революции».
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти (в особенности высших и центральных ее органов), структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства трактуемая в широком смысле.
В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия) или всем населением (демократия).
Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.
Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок, всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.
Так в монархии существует несколько систем престолонаследия. Престолонаследие это переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому, в установленном законом порядке.
В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия:
1. Салическая система;
2. Кастильская система;
3. Австрийская система.
Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция).
Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания).
Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
Термин «монархия» греческого происхождения он означает «единовластие», «единодержавие»[3], хотя известны и исключения. Так в Спарте существовало два царя, а Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот лица именовавшиеся монархами не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем, несмотря на большое внимание древних цивилизаций к формам правления, последние оставались еще во многом неразработанными. В самом деле, Аристотель ничего не пишет о республике, реальные монархии на первых парах были значительно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.
2. Сравнительный анализ разновидностей монархии
Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда проявилось отличие монархии от республиканской формы правления и выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).
Каковы общие черты монархической формы правления независимо от ее разновидностей? Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью Божией», как обыкновенно указывается в его титуле или в случае избрания - «милостью Божией и волей народа»)[4]. Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия. В «Утвержденной Грамоте» на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами, монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом князя, герцога, короля, царя, императора и получает значительное содержание из государственной казны, а также имеет право на особую охрану.
При неограниченной абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной - посредством или при обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из психологических оснований - монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную» - тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные корыстные интересы и правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную. И в той и в другой монарх делит власть с парламентом.
В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов префектов и т.п.). Ему принадлежат право вето и право неограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере право представительного органа гарантируется полномочием вотировать бюджет.
В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента. Монарх имеет право отлагательного вето лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом. Повеления монарха приобретают юридическую силу лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак дворцовая служба и т.п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: «Царствует, но не управляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной. Как показывает опыт последнего времени монархическую форму правления, считавшуюся в советский период некоей политико-правовой окаменелостью, не следует спешить списывать как безнадежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жизненных потенций. Народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. После распада СССР некоторые страны СНГ подумывают о введении монархического строя. В обстановке кризиса национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх - «отец нации», «стоит над политическими страстями не принадлежит ни к какой партии», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх - «символ единства нации и стабильного правового порядка». Нередко обращаются к позитивному опыту решения многих проблем, найденному в рамках монархизма: проблем экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п.