Монархия как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание

цель работы - рассмотрение вопросов выделение понятий признаков разработка схемы классификации - определяющих и характеризующих монархическую форму правления

Содержание

Введение ¬_______¬¬¬-_____________________________________________стр.3
1. Понятие монархии _________________________________________стр.3
• Понятие формы правления монархии_____________________стр.3
• Основные признаки монархической формы управления_____стр.4
• Абсолютная монархия____________________________________стр.7
• Ограниченная монархия_________________________________стр.8
• Дуалистическая монархия________________________________стр.9
• Парламентарная монархия_______________________________стр,10
• Понятие и сущность монархии____________________________стр.12
2. Исторические разновидности монархии ______________________стр.13
• Патриархальна манархия________________________________стр.13
• Сакральная монархия___________________________________стр.14
• Деспотическая монархия________________________________стр.14
• Сословно-представительская монархия___________________стр.14
• Современная абсолютная монархия______________________стр.16
3. Современная конституционная монархия ____________________стр.18
4. Особенности монархии в некоторых странах
(Япония, Великобритания, Испания) __________________________стр.22
Заключение _________________________________________________стр.27
Литература__________________________________________________стр.28

Работа состоит из  1 файл

Монархия как форма правления.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

В свою очередь монархия делится на :

1. абсолютную

2. ограниченную 

3. дуалистическую

 4. парламентскую 

1 Солоневич И.  Народная монархия.  М., 1991,стр.77

2 В. И. Ленин Полное собрание соч., 5 изд., т. 20, с. 359 

     Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный), абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

     С формально-юридической точки зрения Абсолютизм характеризуется тем, что  глава государства — монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от него аппаратом); он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

      Для абсолютистской монархии - характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, ведет внешнюю и внутреннюю политику, собирает и расходует налоги, причем делает это самостоятельно без всякого участия народа в законодательной деятельности, без контроля народа за управлением государством. Абсолютистские формы монархии, как правило, сопровождаются произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх.

      Так, в рабовладельческом обществе монархия зачастую выступает как неограниченная деспотия, но расцвет абсолютистской монархии как формы правления  приходится в основном на средневековье. С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь, таким образом, к интересам нового господствующего класса - буржуазии.

      По  формуле Петровского воинского  устава - “ самовластный монарх , который никому на свете о своих делах ответу дать не должен“.1 Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха . Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения  буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений , юридически неограниченная власть монарха , наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и развитого бюрократического аппарата .

         Власть  в центре и на местах принадлежит  не крупным феодалам, а   чиновникам , которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает  

   1 См.: Титов Ю.П. “Хрестоматия по истории государства и права России”, М: Проспект, 2000, с.169

юридическое  закрепление , хотя  по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.

     В современных условиях абсолютная монархия – чрезвычайная редкость. Примером таких государств является Саудовская Аравия, Оман. Такие государства даже могут иметь октроированные «конституции», однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха.

      Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть.  Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола. 

      Ограниченная  монархия может быть конституционной или дуалистической. В поздний период средневековой Европы наличие монархии уже сопровождалось появлением парламентов - представительных учреждений «третьего сословия». Возникала своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что, хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительством, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог наложить вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.

      В современной буржуазной Монархии власть монарха ограничена на основании конституции, т. е. законодательные функции переданы парламенту, исполнительные — правительству.  

     В конституционной Монархии монарх юридически считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, формально он назначает правительство, смещает министров, имеет право распоряжения военными и полицейскими силами, издания указов, запрещения принятых парламентом законов или отсрочки вступления их в силу, право законодательной инициативы, роспуска парламента и т. п. Однако фактически эти полномочия обычно полностью находятся в руках правительства, а монарх «царствует, но не управляет»..

      Конституционной монархии свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха как в области законодательной, так и исполнительной деятельности. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

     Как форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления буржуазного общества . Формально она не  утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).

     Например, Бельгия — конституционная монархия. Действующая конституция принята  в 1831 (одна из старейших в Европе). Глава государства — король, который  формально наделён широкими полномочиями, которые фактически осуществляются правительством: назначает и увольняет министров, высших государственных служащих, высших офицеров армии и флота, судей всех инстанций, заключает международные договоры, издаёт указы по важнейшим вопросам, имеет право помилования, является верховным главнокомандующим. Законодательную власть осуществляет парламент, состоящий из двух палат — палаты представителей и сената, обладающих равными правами. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое формально ответственно перед парламентом. 

     Дуалистическая  монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества. В дуалистической монархии парламент обладает законодательной властью. Кроме того, он принимает законы по вопросам бюджета, налогов и сборов, финансового, кредитного, таможенного регулирования.

     Исполнительная  же власть сосредоточена в руках  монарха. Монарх и парламент являются двумя самостоятельными различными ветвями власти. Отсюда и название – дуалистическая монархия.

     В дуалистической монархии действует  двухпалатный парламент. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии. Верхняя палата состоит из феодалов, назначаемых в неё монархом. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. Монарх обладает правом вето на применяемые парламентом законы.

     Поскольку дуалистическая монархия возникает  на стыке двух исторических эпох и  представляет собой выражение и  воплощение политического компромисса  между феодалами и буржуазией, то в качестве примера целесообразно привести Германскую империю последней четверти 19 века, которая и явилась таковой.

     Дуалистическая  монархия в Германской империи была юридически оформлена Конституцией 1871 года. Само же государство представляло собой федерацию, состоявшую из 22 государств и трех вольных городов.

     Высшими органами Германской империи являлись: Император, Союзный Совет и Рейхстаг.

     В дуалистической монархии центральной  фигурой во властных структурах государства  остается монарх. 

     Парламентарная монархия, в отличие от дуалистической, является чисто буржуазной формой правления. Её существование обусловлено не буржуазными производственными отношениями, а определенными историческими условиями (сила традиции, приверженность общества к старым обычаям).

Эта форма  правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного  стоя к индустриальному сопровождался  преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным  их преобразованием и приспособлением  к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и другие государства).

      Здесь существует развитое разделение властей  при признании принципа верховенство парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней  мере либеральный политический режим.

      Верховенство  парламента выражается в том, что  правительство, которое обычно назначается  монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначить  главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

      Монарх  при данной форме правления царствует, но не правит. Правом вето в отношении  законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, так как сам монарх неответственен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть неправ»). Ст. 4 Конституции Японии предусматривает, что Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены конституцией.

      Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно  быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительств предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы,  с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

      Изложенная  система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Этот государственный режим действует при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует в Дании, Нидерландах, а в 1993 году сложилась в Японии ст. 41 Конституции  предусматривает, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. . Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между  партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Иногда стоит какой-либо партии отозвать своих полномочных представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

      Напротив, в станах, где существует двухпалатная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партий, обладающей а парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

      Следовательно, при одной и той же форме  правления – парламентарной монархии – возможны два государственных  режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в  стране партийной системы.

Информация о работе Монархия как форма правления