Монархия как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание

цель работы - рассмотрение вопросов выделение понятий признаков разработка схемы классификации - определяющих и характеризующих монархическую форму правления

Содержание

Введение ¬_______¬¬¬-_____________________________________________стр.3
1. Понятие монархии _________________________________________стр.3
• Понятие формы правления монархии_____________________стр.3
• Основные признаки монархической формы управления_____стр.4
• Абсолютная монархия____________________________________стр.7
• Ограниченная монархия_________________________________стр.8
• Дуалистическая монархия________________________________стр.9
• Парламентарная монархия_______________________________стр,10
• Понятие и сущность монархии____________________________стр.12
2. Исторические разновидности монархии ______________________стр.13
• Патриархальна манархия________________________________стр.13
• Сакральная монархия___________________________________стр.14
• Деспотическая монархия________________________________стр.14
• Сословно-представительская монархия___________________стр.14
• Современная абсолютная монархия______________________стр.16
3. Современная конституционная монархия ____________________стр.18
4. Особенности монархии в некоторых странах
(Япония, Великобритания, Испания) __________________________стр.22
Заключение _________________________________________________стр.27
Литература__________________________________________________стр.28

Работа состоит из  1 файл

Монархия как форма правления.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

     Наиболее "бесправен", на мой взгляд Император  Японии. Он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, не занимается государственной политикой и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета. Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы, представляемые ему премьер-министром.

     Действующий император и его супруга ведут демократический образ жизни: помогают обслуживающему персоналу раскладывать стулья при поездках на пикник и за город, как обычные граждане соблюдают правила дорожного движения, не пользуясь какими-то преимуществами.

     В Великобритании, в отличии от Японии и Испании монарх является составной частью Парламента. Но на деле также как и монарх Японии в законодательстве не участвует и исполнительной властью не обладает (страной руководит “правительство его (ее) Величества” – кабинет министров во главе с Премьер–министром).

  Испанский король охарактеризован в ч. 1 ст. 56 Испанской конституции 1978 года: “…Король – осуществляет представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами”.  Подобная характеристика не встречается ни в Конституции Великобритании ни в Конституции Японии.

В Великобритании, за редким исключением, все входящие в компетенцию королевы действия осуществляются правительством, кабинетом, премьер–министром и министрами,  Японская монархия отдает большинство властных полномочий парламенту. 

     Главы государств в основном обладают идентичными  полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Условно их можно разделить на полномочия:  

     1. В области государственного  управления – право главы государства участвовать в формировании правительства, право назначения гражданских и военных чиновников, право осуществлять верховное главнокомандование вооруженными силами, правом объявления чрезвычайного положения на территории страны.

     Великобритания - премьер - министр, формально назначается  монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин.

     Испания – Король обладает полномочиями предлагать Конгрессу депутатов кандидатуру  председателя Правительства, назначать  его на должность и смещать  в соответствии с конституционными положениями. По предложению председателя правительства Король назначает и смещает с должности членов испанского Правительства. Король может председательствовать на заседаниях Правительства, когда сочтет  это необходимым.

     Япония  – правительство может формироваться  обеими палатами Парламента, но официально назначается указом Императора. Избранный премьер-министр рассматривает кандидатуры на министерские посты, которые представляются ему  различными фракциями Парламента. Все члены кабинета утверждаются  указом Императора.

Таким образом в Испании и Великобритании монарх назначает, а в Японии подтверждает назначение на должность членов Правительства.

В отличие  от Японии, Король Великобритании и  Испании является (юридически) Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами.

     2. В законодательной  области – право созывать парламент на очередные сессии, при определенных условиях прерывать сессию парламента, право роспуска нижней палаты и назначения очередных или внеочередных выборов, право законодательной инициативы (в виде посланий  президента и тронной речи монарха), право вето (запрет, налагаемый главой государства на закон, которое может быть преодолено парламентом).

     Великобритания  – Король открывает ежегодную  сессию парламента, выступая с ежегодной программой действий на предстоящий год. По указанию правительства может распустить палату общин (нижнюю палату парламента) с назначением даты новых выборов.

     Испания – Король назначает выборы  в  Генеральные кортесы, созывает их на сессии, а также по предложению  Правительства может досрочно их распускать.

Япония  – Император созывает парламент  на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент.

Роль  монарха в отношениях с Парламентом  во всех трех странах равнозначна.

      Королева  Великобритании подписывает законы и теоретически обладает  правом абсолютного вето, которое состоит в том, что отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Однако оно не применяется в настоящее время и рассматривается как резервное средство на случай серьезных политических кризисов.

Конституция Японии и Испании  права законодательной  инициативы и права вето в отношении  законов парламента монарху не предоставляет.

      3. Во внешнеполитической  области – право назначать послов и иных дипломатических агентов, принимать дипломатических представителей иностранных государств, право подписания международных договоров и соглашений, право объявления войны и заключения мира, хотя для этого требуется санкция парламента.

     Великобритания - Монарх – глава британского Содружества, поэтому промульгирует конституции стран, входящих в британское Содружество. Согласно королевской прерогативе, заключает договоры с иностранными державами, управляет зависимыми колониями, решает вопросы расширения физических границ суверенитета Короны.

     Испания - В области внешних отношений  Король объявляет о принятии Испанией на себя международных обязательств, посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами. С предварительного согласия кортесов Король может объявлять войну и заключать мир. Король назначает послов и других дипломатических представителей Испании. Иностранные представители в Испании также аккредитованы при нем. В отличие от Японии, где руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета министров, и, следовательно, Император не является главой государства, представляющим Японию в отношениях с иностранными государствами, в Испании, согласно ст.56 Конституции, Король "… осуществляет высшее  представительство испанского государства в международных отношениях…".

      Япония - Император совершает действия внешнеполитического  характера. На него возложено подтверждение  полномочий и верительных грамот послов и посланников, подтверждение  ратификационных грамот и других дипломатических документов, но с  совета и одобрения Кабинета (ст.7). 

      4. Иные полномочия  и прерогативы – право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора, право награждения орденами, медалями и иными знаками отличия, право присвоения почетных званий и титулов.

Как Великобритании, так в Испании и Японии монарх обладает правом на награждение орденами. В Великобритании и Испании – правом на присвоение почетных званий.

Монарх  Испании и Великобритании – осуществляет право помилования, Император Японии – подтверждает всеобщие и частичные амнистии, смягчения и отсрочки наказаний,  восстановления в правах. 

     Таким образом, хотелось бы отметить, что  монархия производит сегодня впечатление  института исключительно церемониального, практически без обязанностей и без прав. Хотя крайне редкое использование королевской прерогативы вовсе не означает ее властного бессилия. Да и что мы понимаем под термином "власть"?  В трех представленных монархических странах, монархи имеют возможность влиять на политику. В конституциях этих монархических государств имеется статья, в соответствии с которой монарх утверждает премьер-министра или подписывает законы. А ведь может и не утвердить, наложить вето (Великобритания) Тот факт, что современные монархи этим своим правом не пользуются, еще не говорит о том, что его у них нет. Просто они уже привыкли жить в согласии с парламентом и народом и стремятся избегать конституционных кризисов.

          Из трех рассмотренных стран,  наиболее отдаленной (на мой взгляд) от монархии, в том ее значении, которое исторически заложено в само понятие "Монархия", является Япония, а страной, где монарх обладает реальной властью - Испания.

     
 

       

Заключение. 

     В последние годы процесс “республиканизации”  заметно замедлился. Государства, имеющие  монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами.

     Наоборот, во многих регионах мира, где давно  уже утвердились республики усиливается  ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность  политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой-то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной, на восстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и дикторами-авантюристами (классический пример – провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. “Теория государства и права”. Учебник для ВУЗов. М. 1999.

2. В. О. Ключевский. “Курс русской истории”. М. 1921.

3. “История государства и права России”. Под. ред. пр. Ю. П. Титова. М. 1998.

4. Б.А.Страшун “Конституционное право зарубежных стран”

5. “Конституции зарубежных государств” Издательство БЕК. М.1996

6. Л.А.Окуньков ”Конституции государств Европейского Союза”

7. “Иностранное конституционное право”. Под. ред. В. В. Маклакова. М. 1996.

8. Современные зарубежные конституции. М. МЮИ.1992

9. “Конституции зарубежных государств” Под.ред. М.В. Боглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина.

10. Конституционное  право: Учебник/Отв.ред. А.Е.Козлов  – М.: Издательство БЕК, 1997.

11. Теория  государства и права: Курс лекций/Под  ред. М.Н.Марченко. –М.: Зерцало, 1997.

12. Юридический  энциклопедический словарь. Гл.ред. А.Я.Сухарев, Ред.кол.:  . М.М.Богуславский и др. – 2-е изд., доп. – М.: Советская энциклопедия, 1987 год.

13. Мамут Л.С.  Сверим  ориентиры:  наука  о  государстве  и  праве  нуждается  в  радикальном  обновлении.  Пульс  реформ.,  М.,  1989.

14. Петражицкий Л.И.  Теория  государства  и  права  в связи  с  теорией  нравственности.  Т.1,  С.Пб. ,1907.

15. Солоневич И.  Народная монархия.  М., 1991.

16.Хропанюк  В.Н.  Теория  государства  и  права.  М.,  1993.

17. Шумпетер  Й.  Капитализм,  социализм  и  демократия.  М.,  1995.

18. Энциклопедический  политологический  словарь.  М.,  1993. 

Информация о работе Монархия как форма правления