Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:08, реферат
Право, по сравнению с нравственностью, отличается точностью и ограниченностью своих предписаний. Подобно нравственности, оно ограничивает произвол отдельных лиц, налагая на них известные обязательства во избежание общих споров и столкновений. Но в то время как право ограничивает свои требования строго обозначенными пределами, устанавливая в каждом случае совершенно ясные и определенные предписания, нравственность, как мы понимаем ее в настоящее время, не ставит каких-либо границ для своих предписаний. Требуя от нас служения людям, исполнения закона любви, нравственность не определяет подробно ни формы, ни пределов этого служения, предоставляя нам самим найти в каждом отдельном случае соответствующий способ выполнения нравственных заветов.
Но этот
принцип ограничения
Воздействие нравственности на право сказывается и в самом применении права на практике. Как бы ни была совершенна известная правовая система, она все же требует известного смягчения в своем приложении к жизни. По самому характеру своему, требуя исполнения однообразного и неукоснительного, право в своих общих требованиях не может принимать во внимание индивидуальных особенностей отдельных случаев, а между тем индивидуальная сторона отношения часто препятствует применению закона во всей его силе и строгости. Вот почему не только в требованиях отдельных лиц, но и в судебных решениях отвлеченная правда закона должна смягчаться действием милости по отношению к конкретным случаям. Правда и милость должны царствовать совместно.
Но если нравственность оказывает столь разнообразное и могущественное воздействие на юридический оборот, то и право, в свою очередь, имеет чрезвычайно важное значение для развития нравственности; и это вновь свидетельствует о живой и не прекращающейся связи двух рассматриваемых областей. В общем развитии человеческой культуры праву принадлежит та великая заслуга, что оно вносит в общественные отношения твердость и устойчивость, неизвестные ранее. Одних внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы сдержать проявления их враждебных страстей и устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти. Только организация твердого правового порядка вносит в общество прочное и устойчивое замирение различных общественных элементов. Но когда достигается эта цель более прочного внешнего замирения, создается и лучшая почва для развития нравственных отношений. Под охранительной сенью закона, обеспечивающего общественный порядок, утверждаются и упрочиваются и связи нравственные. Не право их создает, конечно, но оно обеспечивает для них возможность счастливого и успешного развития, подобно тому, как всякая внешняя охрана, которая не производит роста, а только способствует ему. С другой стороны, запрещая и карая злые проявления человеческой воли, право имеет известное воспитательное значение: оно уничтожает, таким образом, необузданный произвол человеческих страстей и в самом внутреннем мире человека оставляет следы своего воздействия. Вот почему так важно, чтобы весь правовой склад общественных отношений проникался нравственным духом и чтобы правовая жизнь народа протекала в здоровой атмосфере твердого порядка и законной справедливости.
Таким образом, если право и нравственность, отделившись друг от друга, избирают для себя самостоятельные пути развития, то они все же не утрачивают своего взаимодействия: там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения. С течением времени взаимодействие права и нравственности скорее крепнет, чем ослабляется, и, быть может, отдаленное будущее готовит нам новое единение обеих областей, при котором юридические нормы вернее будут отражать требования нравственного сознания, а внутреннее чувство чаще и полнее будет одухотворять собой внешнее исполнение закона.
В российском законодательстве, моральные и нравственные нормы, помимо непосредственного отражения их в специальных правовых актах, отражены уже в самом общем содержании правовых норм российского законодательства, которое может восприниматься, как преломление моральных и нравственных воззрений законодателей (которые, в свою очередь, должны выполнять волю избирателей, отражая их морально-нравственные нормы).
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.
Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998.
Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2003.
Лазарев А.В. Теория государства и права. М., 2005.
Крыгина И.А.
Правовая культура, правовое воспитание
и управление правовоспитательным
процессом в современном
Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М.,2003
Теория государства и права: Учебно-методическое пособие / Марченко М.Н.. - М.; Зерцало-М, 2005.
Теория государства и права: Хрестоматия. В 2-х т. /Авт.-сост. В. В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юристъ, 2004.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2005.
1 Пиголкин А.С.Общая теория права. М. 2004.
2 Комментарий к Конституции Российской Федерации // Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.
3 Комментарий к Конституции Российской Федерации // Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.
4 А.М. Нечаева Семейное право. Курс лекций. М.,1998. С. 26.
5 А.М. Нечаева Семейное право. Курс лекций. М.,1998. С. 26.
6 А.М. Нечаева Семейное право. Курс лекций. М.,1998. С. 26..
7 Российское трудовое право // Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997. С. 330.