НПА Правительства и их реализация на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание

Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений. Тема этой работы очень актуальна на данный момент.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика и классификация 4
нормативно – правовых актов
1.1Законы и подзаконные НПА 6
1.2Основы нормативно – правовой системы России 8
Действие нормативно – правовых актов 12
2.1Прекращение действия НПА 13
2.2Действие НПА в пространстве 13
2.3Действие НПА по кругу лиц 14

Действие НПА во – времени 16
3.1Официальное опубликование 19
3.2Государственная регистрация нормативных 21
правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
Заключение 23
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

НПАА.docx

— 45.53 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

Факультет среднего профессионального  образования и довузовской подготовки

Кафедра общеобразовательных  и специальных дисциплин СПО

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НПА Правительства  и их реализация на практике

Специальность: государственное и муниципальное управление

Выполнила: студент группы ГК-233Некрасова              Александра

 Дмитриевна

 

Научный руководитель: преподаватель кафедры общеобразовательных и специальных дисциплин СПО Коломиец  Наталья Васильевна

г. Нижний Новгород

2011г.

 

 

Оглавление 

                                                                                               Стр                                   

Введение                                                                                                             3

  1. Общая характеристика и классификация                                             4

нормативно – правовых актов

1.1Законы и подзаконные  НПА                                                                       6

1.2Основы  нормативно – правовой системы  России                                    8

  1. Действие нормативно – правовых актов                                             12

2.1Прекращение действия  НПА                                                                     13

2.2Действие НПА в пространстве                                                                  13

2.3Действие  НПА по кругу лиц                                                                     14

 

  1. Действие НПА во – времени                                                                16

3.1Официальное опубликование                                                                    19

3.2Государственная  регистрация нормативных                                           21

правовых  актов федеральных  органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

Заключение                                                                                                       23

Список используемых источников                                                                 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Каждый день Федеральное Собрание, Президент, Правительство Российской Федерации, десятки федеральных министерств и ведомств, сотни органов власти субъектов федерации выпускают множество документов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.

Использование этого огромного  массива правовой информации в     практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений. Тема этой работы очень актуальна на данный момент.

Ввиду этого, целью данной работы является детально уяснить механизм и реализацию на практике вступления в силу различных нормативно - правовых актов, а также определить их действие в пространстве и по кругу лиц.

Оценивая состояние и степень разработанности темы проекта, следует отметить,  что довольно широко представлена литература, в которой изучен большой круг тем, связанных с нормативно - правовыми актами Правительства.

Библиография: в данной работе явились труды  таких российских ученых как Н.И.Матузов, В.В.Лазарева, Кудрявцев Ю.В., Г.Жилин, Окуньков Л.А.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 
Общая характеристика и классификация нормативно – правовых актов

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ — правовые акты, принимаемые Правительством в пределах его конституционных полномочий, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Порядок опубликования и вступления постановлений Правительства определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ». Согласно этому Закону, датой официального опубликования постановления Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ. Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства, затрагивающие права и свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

  1. НПА исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.
  2. Основное содержание НПА составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно – властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.
  3. НПА имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т.п.), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.
  4. НПА принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.
  5. Реализация НПА обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

 

Таким образом, НПА можно  определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Все НПА существуют и функционируют  как единая система, которая характеризуется  согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией  по отраслям и институтам.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества  все нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • Нормативные акты государственных органов;
  • НПА общественных объединений;
  • Совместные акты государственных и негосударственных организаций;
  • НПА, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы  действий НПА делятся на:

  • Федеральные;
  • Акты субъектов Федерации;
  • Акты органов местного самоуправления;
  • Локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).

В зависимости от срока  действия различают:

  • Акты неопределённо длительного действия;
  • Временные акты.

В зависимости от юридической  силы НПА делят на:

  • Законы;
  • Подзаконные акты.

1.1Законы и подзаконные НПА

Законы РФ - нормативные  правовые акты, принимаемые путем  референдума или законодательным  органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Законы занимают главное  место в системе НПА. Их ведущее  положение определяется следующими основными признаками.

  1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
  2. Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех иных НПА не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.
  3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.
  4. Законы содержат нормы исходного характера. Все иные НПА призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
  5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

В свою очередь законы, в  зависимости от их значимости в системе  действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Как уже было сказано выше, высшую юридическую силу имеет Конституция  РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются  в виде:

- законов РФ о поправках  к Конституции РФ;

- федеральных конституционных  законов;

- федеральных законов  (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные  законы не могут противоречить Конституции  РФ. Федеральные законы не могут  противоречить не только Конституции  РФ, но и федеральным конституционным  законам.

 

Подзаконные акты - это нормативные  правовые акты, издаваемые на основе и  во исполнение законов. Они могут  конкретизировать нормы законов, толковать  их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать  и не противоречить законам. Подзаконные  акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также  подразделяются на несколько видов  в зависимости от положения и  компетенции органа, издавшего подзаконный  акт, и также имеют иерархическую  структуру. Ведущая роль в системе  подзаконных актов РФ принадлежит  актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются  в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции  РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений  и распоряжений, которые не могут  противоречить Конституции РФ, законам  РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства  РФ имеют большую силу по отношению  к актам федеральных органов  исполнительной власти и актам местных  органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как  правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов  исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции  РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства  РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру  и распространяются на все лица и  иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

1.2Основы нормативно – правовой системы России

Основы нормативно – правовой системы государства закреплены в Конституции Российской Федерации. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Статья 15 Конституции России гласит:

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Информация о работе НПА Правительства и их реализация на практике