НПА Правительства и их реализация на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание

Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений. Тема этой работы очень актуальна на данный момент.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика и классификация 4
нормативно – правовых актов
1.1Законы и подзаконные НПА 6
1.2Основы нормативно – правовой системы России 8
Действие нормативно – правовых актов 12
2.1Прекращение действия НПА 13
2.2Действие НПА в пространстве 13
2.3Действие НПА по кругу лиц 14

Действие НПА во – времени 16
3.1Официальное опубликование 19
3.2Государственная регистрация нормативных 21
правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
Заключение 23
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

НПАА.docx

— 45.53 Кб (Скачать документ)

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 1

Эта статья определяет место Конституции в системе нормативных правовых актов страны.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы  правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В настоящее время федеральная  нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части:

  • Конституцию,
  • федеральные конституционные законы,
  • федеральные законы, иные акты палат Федерального Собрания,
  • указы Президента,
  • постановления Правительства,
  • акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.

В иерархии правовых актов  Конституция занимает высшее место, что указывает на ее особую юридическую силу. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными актами, которые должны исходить из

Конституции и не противоречить  ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической  силы. Причем соответствовать Конституции  должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю без исключения территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституция имеет прямое действие. Нормы Конституции не могут  быть изменены какими-либо законами. В  то же время сам текст Конституции  содержит указания на необходимость  принятия ряда федеральных конституционных  законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Основным Законом в общей форме.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие  общественные отношения: закрепляют основы конституционного строя, основные права  и свободы граждан, государственное  устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного  и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления  жизнедеятельности общества и государства. Их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени  и пространстве. Соответственно и  обязанность соблюдать федеральные  законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов  Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Правоприменительная  практика всех государственных органов  должна соответствовать Конституции, а должностные лица независимо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объединений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их потенциального восприятия как меры справедливости, прилагаемой ко всем гражданам в равной мере.

Помимо вышесказанного, Конституция  устанавливает обязательную официальную  публикацию НПА., поскольку состояние  гласности в сфере законодательства непосредственно затрагивает права  и законные интересы граждан и  других субъектов права. Знание законов  не может быть чьей-то привилегией.

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые  нормативные акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  граждан (а это и постановления  Правительства, и огромный массив ведомственных  актов) не могут применяться, если они не опубликованы официально. Данное конституционное положение, по сути, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или специальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нормативные акты вступают в силу, т. е. могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.

Таким образом, НПА можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права, который существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

ГЛАВА 2

Действие нормативно – правовых актов

2.1Прекращение действия НПА

Прекращение действия нормативных  актов осуществляется, как правило, следующими способами:

  1. истечением срока действия, на который был принят НПА;
  2. прямой отменой НПА уполномоченным органом;
  3. фактической заменой НПА иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Как показывает правоприменительная  практика, последний из перечисленных  способов прекращения действия НПА, получил наибольшее распространение. Ввиду того, что зачастую перечни  актов утративших юридическую силу не составляются, либо составляются с  опозданием, возникают правовые коллизии и пробелы в законодательстве.

Вновь принятый НПА, как правило, распространяет своё действие на те общественные отношения, которые возникли после  его принятия. По общему правилу – закон обратной силы не имеет. В то же время, из этого правила есть исключения:

  • когда в самом НПА указывается, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до момента принятия НПА;
  • когда НПА смягчает или отменяет ответственность за правонарушение.

2.2Действие НПА в пространстве

Действия нормативных  актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального  принципов. Под территориальным принципом понимают действие НПА в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа. Государственной территорией является часть земной поверхности в пределах государственных границ, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ограниченной территорией, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В России, которая является федеративным государством (п.1. ст.1 Конституции  РФ), как и в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.п.2. ст.4 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».Акты федеральных органов власти действую в пределах территориальных границ государства. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ.

Статья 76 Конституции РФ:

4. Вне пределов  ведения Российской Федерации,  совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации республики, края, области,  города федерального значения, автономная  область и автономные округа  осуществляют собственное правовое  регулирование, включая принятие  законов и иных нормативных  правовых актов.

5. Законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов Российской Федерации  не могут противоречить федеральным  законам, принятым в соответствии  с частями первой и второй  настоящей статьи. В случае противоречия  между федеральным законом и  иным актом, изданным в Российской  Федерации, действует федеральный  закон.

НПА органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов  данного субъекта правотворчества  за пределы территории его юрисдикции. К примеру, при рассмотрении судом  споров, связанных с внешнеторговыми  сделками, в некоторых случаях, возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение конфликта, должны применять правовые акты тех  государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

2.3Действие НПА по кругу лиц

Действие НПА по кругу  лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как  на граждан данного государства, так и на иностранных граждан  и лиц без гражданства). Однако, и из этого правила есть исключения:

  • во-первых, действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей;
  • во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые НПА могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или УК РФ). Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.);
  • в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства;
  • им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определённые обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооружённых силах и т.п.);
  • представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершённые на территории РФ, решается дипломатическим путём.

Особую категорию адресатов  нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также  беженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

В отличие от них, вынужденные  переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных  актов, для всех них в России в  соответствии с Конституцией признаётся и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Таким образом, действия нормативных актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального принципов. А также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.

ГЛАВА3

Действие НПА  во – времени

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также  любые нормативные акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего  сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются  и не влекут правовых последствий  как не вступившие в силу.

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных  правовых актов послужил основой  для принятия актов, определивших порядок  опубликования и вступления в  силу НПА.

Этот вопрос регулируют следующие  акты:

1) Федеральный конституционный  закон от 21.07.94 № 1-ФКЗ "О Конституционном  Суде Российской Федерации" (ст. 78, 79)2;

2) Федеральный закон от 14.06.94 № 5-ФЗ "О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального  Собрания"3;

3) Федеральный закон от 02.12.90 № 394-1 "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" (ст. 6)4;

4) Федеральный закон от 15.07.95 № 101-ФЗ "О международных  договорах Российской Федерации" (ст. 24, 30)5;

5) Федеральный закон от 26.11.98 № 182-ФЗ "О внесении изменения  и дополнения в статью 43 Федерального  закона "О рынке ценных бумаг"6;

Информация о работе НПА Правительства и их реализация на практике