Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 07:17, статья
В статье мы попытаемся:
* сравнить доли участия Церкви и государства в семейной политике Российской империи начала XX в.;
* выявить принципы семейной политики того времени, какие меры принимались государством и Церковью для решения поставленных задач;
* определить, достигала ли семейная политика в царской России своих целей.
Нравственно-религиозные основы семейной политики Российской империи начала XX века
Введение
Декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 г. и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. ознаменовали собой начало новой эпохи в отечественной семейной политике. Основное изменение состояло в отстранении Церкви от решения вопросов заключения и расторжения браков и ведения книг состояния и передача этих функций государству.
Как известно, основа
семейной политики любого государства
— это закон, правовые нормы. Однако,
«отношения семейные, т. е. супружеские
и родственные, по натуре своей физико-нравственного
свойства, и возникают, равно как
и существуют, помимо всякого права»
[1], поэтому регулирование брачно-
В дореволюционной России эти области были поделены между Церковью и государством.
Семейное право дореволюционной России прошло долгий путь развития и выросло из русского обычного права, византийских светских законов, церковного права и европейского законодательства.
В статье мы попытаемся:
* сравнить
доли участия Церкви и
* выявить
принципы семейной политики
* определить,
достигала ли семейная
История вопроса
В XIX — начале XX в. вопросами семейной политики интересовались ученые-правоведы, историки, философы, писатели, церковные, общественные и государственные деятели: А. И. Загоровский, М. Ф. Владимирский-Буданов, С. В. Пахман, К. А. Неволин, Д. И. Мейер, К. П. Победоносцев, В. И. Сергеевич, В. И. Синайский, Г. Ф. Шершеневич, А. Д. Способин, С. П. Григоровский, А. Л. Боровиковский, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, И. В. Гессен, Н. С. Суворов, А. А. Дернов, Е. Е. Голубинский, Н. Л. Дювернуа, Л. И. Петражицкий и многие другие.
Большой исторический материал был накоплен Н. М. Карамзиным, М. М. Щербатовым, В. О. Ключевским, С. М. Соловьевым, И. Е. Забелиным, М. М. Богословским.
В советское время
интерес к брачно-семейному
В этот период к исследованию семьи до революции 1917 г. ученые подходили в основном с этнографических либо с чисто исторических позиций, занимаясь типологией древнерусской семьи и проблемами определения статуса супругов. Имеются в виду работы Б. А. Рыбакова, Б. Д. Грекова, И. Я. Фроянова, С. В. Юшкова, В. Л. Янина.
Современные исследователи,
как правило, рассматривают большие
исторические периоды в развитии
института брака в России. В
последние годы появился ряд работ
и учебных пособий, посвященных
правовому регулированию
Демографы также
уделяют мало внимания [2] семейной и
демографической политике дореволюционной
России начала XX в., их интересуют исключительно
вопросы брачности, рождаемости, смертности,
реже — миграции населения. Семейной
политикой данного периода
Государство и Церковь
Чтобы составить
представление о семейной политике
Российской империи начала XX в. следует
сперва рассмотреть, каким установлениям
подчинялась жизнь
Под семейной политикой обычно подразумевается комплекс мер, направленных на поддержку и защиту семьи, создание условий для реализации её функций. Однако важно отметить, что при обращении к семейной политике дореволюционной России мы не можем использовать это понятие современной науки, не расширив его: семейная политика в то время также была нацелена на сохранение традиционных семейных ценностей, исторически сложившихся условий жизни семьи, её автономности (независимости семьи от государства).
В статье мы будем в первую очередь опираться на издание «Свода законов Российской империи» (далее «Свод») [3], куда в X том — «Свод законов гражданских» — вошло семейное право, а в добавленный позже XVI том [4] — гражданское судопроизводство.
Первое издание «Свода» в пятнадцати томах вышло в 1832 г. под редакцией М. М. Сперанского, туда были сведены все нормы, извлеченные из ранее действовавших актов. Хотя «Свод» был создан для удобства, он получил высочайшую конфирмацию и тем самым приобрел статус закона [5].
До 1832 г. специального кодекса гражданского права в России не было. Издание «Свода», регулярно дополнявшегося новыми нормами, оставалось главным источником гражданского права вплоть до конца правления Николая II [6].
Согласно закону, в Российской империи гарантировалась свобода вероисповедания (I, ст. 67, 81; X, ст. 90) [7], тем не менее основной религией было православие (I, ст. 62). Императором могло быть лицо только православного исповедания (I, ст. 63), и он являлся верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем правоверия (I, ст. 64).
«В этих статьях
наших законов оставляется за
Государем Императором
Тем самым подчеркивалось, что Церковь занимала подчиненное положение в государстве, однако её законы оставались непреложными и для самого царствующего монарха. Именно глава государства служил защитником и опорой православия, хранителем традиций, а его семья — образцом семейного союза.
Правовые понятия
о браке и семье сложились
в России главным образом на основе
византийского светского и
Правоведы были единодушны в том, что
«Свод гражданских
законов <…> отсылает к определениям
церковного права и тем как
бы признает, что брак есть учреждение,
которое столько же, если не более,
относится к каноническому
Жизнь дореволюционной семьи подчинялась в большей степени установлениям Церкви, без участия Церкви не проходило ни одно важное событие в семье. Именно Церковь регистрировала рождения и смерти, заключение (X, ст. 25–33) и расторжение (X, ст. 37–561) браков, вела статистику (X, ст. 28, 34, 35, 78).
Вопросами брака
и развода занимались духовные суды
(X, ст. 24, 33, 38, 73), кроме случаев, подлежащих
ведению гражданских или
Законы о браке повторяли евангельские заповеди. Согласно «Своду» супруги обязаны были жить вместе (X, ст. 103), ср.:
«…да прилепится [муж] к жене своей» (Мф. 19, 6) [12].
Поддержка супругами друг друга в их совместной жизни была возложена на них самих, а не на государство, Церковь или какой-либо общественный институт (X, ст. 106, 107), ср.:
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
В основе закона лежали христианские идеи, ибо супруги-христиане не только «одна плоть», они близки друг другу и по духу, «близки Кровию Христовою» (Еф. 2, 13):
«Муж обязан любить жену свою как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять её недостатки и облегчать её немощи» (X, ст. 106).
«Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении» (X, ст. 107).
Известный канонист [13] Н. А. Заозерский довел эти положения права до их логического завершения, соглашаясь с позицией видного швейцарского правоведа и государственного деятеля И.-К. Блюнчли в том, что:
«1) религия, поколику она не есть продукт государства, то и по существу своему независима от него; 2) религия исполняет человека божественным духом и соединяет бессмертную душу с Богом.
Посему она никаким образом не есть какое-либо отношение человеческого права, но по существу своему принадлежит вечному и духовному царству, о котором Христос сказал, что оно не от мира сего» [14].
Брачный союз, таким образом, выступал в глазах верующей части населения как этап к вечной жизни в ином мире, считался священным и нерушимым; ср.:
«…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 16, 6).
«Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19, 9).
Однако важно подчеркнуть, что на практике многие гражданские законы не выполнялись или «обходились». К началу XX в. общество секуляризировалось, а суды часто выносили мягкие приговоры.
Например, в законе говорилось, что «родители не имеют права на жизнь детей, и за убийство их судятся и наказываются по уголовным законам» (Х, ст.170), однако известно, что «в 1910-е гг. только в Москве совершалось около 10 тысяч абортов в год. Менее 1% женщин, сделавших аборт, предстали перед судом, причем в 75% случаев они были оправданы» [15]. Историей зафиксировано множество подобных примеров.
Тем не менее, когда
государство пыталось совершенствовать
семейное законодательство, чтобы, например,
укрепить правовой статус наименее защищенных
членов общества, оно сталкивалось
с недовольством консервативно
настроенного большинства. Подданные
Российской империи, согласно свидетельству
многих историков, были привержены сохранению
традиционного уклада жизни и
патриархальных ценностей, любые новации
рассматривали как
Уже к началу XX в. некоторые правоведы (например, А. И. Загоровский) стали полагать, что семейные отношения в значительной степени публичны [16], уже в меньшей степени руководствуясь нравственно-религиозными соображениями, а сообразуясь с естественным порядком вещей.
Однако историками права признавалось, что семейные отношения —
«по существу своему чужды сфере гражданского права. Сам граф Сперанский чувствовал, что понятие об отношении слишком шатко, чтобы основать на нем систему права, и заменил его понятием о союзе» [17].
Союз предполагает совершенно иной уровень отношений, нежели имущественные. Можно добавить, что Церковь считает брак, подразумевая особую его природу, таинством.
В результате к началу
XX в. брачное законодательство сохранило
в нетронутом виде строгую нравственно-
С ростом имущественных
прав увеличивались и права
К вышесказанному важно добавить, что
«русская церковь
не играла и не стремилась играть той
роли, которую играла западная церковь.
Русские монархи никогда не испытывали
на себе влияния папских булл, и
православная церковь всегда оставалась
подчиненным учреждением в
Ещё при Петре I церковь превратилась в один из органов государства и с тех пор не воспринималась отдельно от него. Но, несмотря на то, что в начале ХХ в. она слабо справлялась с отведенной ей функцией защиты и регулирования семейной жизни, несмотря на отсутствие цельной позиции и политики внутри самой Церкви, она (возможно, неосознанно) выполняла ещё одну очень важную роль — сдерживала вмешательство государства в жизнь семьи. И нельзя сказать, что государство не стремилось занять место Церкви в жизни семьи (взять контроль на себя), такие попытки делались.
В наше время семья
ослаблена, она деструктурирована (вместо
полной семьи получила распространение
неполная), потеряла автономию [20] и
целиком зависит от государства.
«Буфера» в виде нравственно-религиозных
ценностей между ней и