Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 20:49, курсовая работа
Целью данной работы – является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации
Введение 3
1 Перспективы расширения сектора иностранного капитала 5
1 Перспективы расширения сектора иностранного капитала 5
1.1 Необходимость увеличения иностранного капитала в экономике страны 5
1.2. Анализ структуры и динамики инвестиций 6
1.3. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе.
Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного
Инвестирования 11
2 Негативные эффекты при привлечении инвестиций 16
2.1 Негативное влияние иностранных инвестиций на экономику
принимающей страны. 16
3 Учет и методы нейтрализации негативных эффектов 18
3.1 Учет и методы нейтрализации негативных эффектов 18
Литература 25
По
состоянию на конец сентября 2010г.
накопленный иностранный
Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 54,6% (на конец сентября 2009г. - 55,7%), доля прямых инвестиций составила 41,4% (39,7%), портфельных - 4,0% (4,6%).
В январе-сентябре 2010г. в экономику России поступило 47,5 млрд долларов иностранных инвестиций, что на 13,2% меньше, чем в январе-сентябре 2009 года.
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2010г. 53,3 млрд долларов, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2010г. составил 71,3 млрд долларов США. В январе-сентябре 2010г. из России за рубеж направлено 55,9 млрд долларов США иностранных инвестиций, или на 20,1% меньше, чем в январе-сентябре 2009 года.
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 50,7 млрд долларов США, или на 17,9% меньше, чем в январе-сентябре 2009 года.
Приведенные цифры, с одной стороны, дают основания для оптимизма: в целом произошел значительный рост притока иностранных инвестиций. С другой стороны, следует отметить, что в российской практике уже был период, когда объемы иностранных инвестиций резко возросли (в 1997 г.), что дало повод для разговоров о прорыве в сфере привлечения зарубежного капитала. В итоге дело, как известно, закончилось финансовым кризисом 1998 г. и резким падением объемов иностранных инвестиций.
В первом параграфе данной работы отмечалось, что наиболее желательными для экономики страны являются прямые иностранные инвестиции, поскольку только они могут гарантировать более-менее устойчивый экономический рост в силу своей специфики. Преимущество ПИИ, по сравнению с другими формами инвестирования, состоит в том, что они являются наиболее устойчивым источником роста экономики (в отличие от девальвации национальной валюты или положительного торгового сальдо). Кроме того, их приход сопровождается притоком технологий и ноу-хау4.
Кредиты от зарубежных организаций в последние годы имеют устойчивую тенденцию к повышению. Увеличение иностранных инвестиций по этой статье можно объяснить двумя причинами. Во-первых, часть поступающих инвестиций – это кредиты, которые предприятия берут для рефинансирования старых долгов. Таким образом, внутрь статьи «прочие прямые инвестиции» как бы встроен механизм, действующий в направлении повышения показателей. Во-вторых, кредиты за рубежом намного дешевле, и соответственно, брать их более выгодно. Достаточно сказать, что разница между депозитными и кредитными ставками в российских банках варьируется в пределах 12-15 % против зарубежных 5-7 %.
Благоприятное отношение к прямым иностранным инвестициям и портфельному капиталу определяется тем, что в отличие от кредитов эти вложения объединяют риски инвестора и производителя и осуществляются не на условиях платности, срочности и возвратности5.
Фондовый рынок в современном мире служит источником притока капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции компаний других стран с целью диверсификации рисков и получения большего дохода. Это означает, что при прочих равных условиях иностранные инвесторы будут вкладываться в бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Мировой опыт показывает, что большая часть портфельных инвесторов (по крайней мере, из главных стран) предпочитают держать ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций.
Суммируя
вышесказанное, можно сделать следующий
вывод: существенного притока
Крупнейшие
государства-инвесторы в
Таблица 1.1
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец сентября 2007 года, млн. долларов США
Накоплено
на конец сентября 2007г. |
В том числе | Справочно поступило в январе-сентябре 2007г. | ||||
всего | в
% к итогу |
прямые | портфельные | прочие | ||
Всего инвестиций1) | 197796 | 100 | 87801 | 4203 | 105792 | 87936 |
из них по основным странам-инвесторам | 173175 | 87,6 | 76522 | 3252 | 93401 | 78126 |
в
том числе: Кипр |
39122 | 19,8 | 27362 | 1603 | 10157 | 11881 |
Нидерланды | 35977 | 18,2 | 32230 | 51 | 3696 | 17270 |
Люксембург | 30282 | 15,3 | 735 | 219 | 29328 | 8123 |
Великобритания | 24178 | 12,2 | 3192 | 194 | 20792 | 20729 |
Германия | 11455 | 5,8 | 3830 | 90 | 7535 | 3447 |
США | 8041 | 4,1 | 3643 | 950 | 3448 | 1989 |
Франция | 7407 | 3,8 | 1037 | 0,4 | 6370 | 4405 |
Ирландия | 6404 | 3,2 | 589 | 0,3 | 5815 | 4412 |
Швейцария | 6200 | 3,1 | 1521 | 49 | 4630 | 4487 |
Виргинские острова (Брит.) | 4109 | 2,1 | 2383 | 96 | 1630 | 1383 |
Из таблицы 1.1 видно, что основные страны-инвесторы - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Германия, США, Франция. На долю этих стран приходится 79,2 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 94,1% от общего объема накопленных прямых иностранных Инвестиций.
Обращает на себя внимание, что оффшорные зоны Кипр и Виргинские острова являются одними из главных стран-инвесторов России. Их доля в объеме накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на сентябрь 2007 года равнялась 21,9%, при этом Кипр занимает первое место в структуре накопленных инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть инвестиций из-за рубежа не совсем иностранные, поскольку имеют российское происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.
В 2006 году самыми активными инвесторами стали австрийцы. Австрийский фонд Immoeast купил два торговых центра «Золотой Вавилон» в Московских районах Отрадное и Ясенево (сумма сделки составила 200 млн. долларов). А австрийский холдинг Meinl European Land приобрел четыре торговых центра в Москве за более чем 400 млн. евро.
В финансовом секторе, по данным Росстата, больше половины ПИИ пришло из кипрских оффшоров. Но остальное – это покупки иностранцами российских банков, отмечают эксперты. Так, в январе 2007 норвежский DnBNOR приобрел мурманский Мончебанк за 21 млн. долларов, в феврале Reiffeisen купил Импэксбанк за 550 млн. долларов, в июне и сентябре Societe General заключил сделку с Росбанком — было продано по 10% акций на сумму 634 млн. долларов. В начале ноября финский банк Nordea подписал соглашение о покупке 75% Оргрэсбанка за 317,7 млн. долларов.
В дальнейшем число таких сделок будет только возрастать, скорое вступление России в ВТО будет этому только способствовать. По оценкам экспертов, сейчас уже порядка 20 иностранных банков выразили желание работать в России. И среди них есть те, кто не присутствует на других развивающихся рынках. Даже японские банки, всегда крайне недоверчиво относившиеся к нам, решили пойти в Россию. О своих планах выхода на российский рынок заявил крупнейший банк Японии Mizuho, который занимает 9−е место по объему активов в мире. Причин такого бума две: во-первых, получение Россией инвестиционного рейтинга способствует приходу банков, не фокусирующихся на развивающихся рынках. Во-вторых, российский рынок быстро растет - рост отмечается и в ритейле, и в обслуживании юридических лиц, среднего бизнеса. За 2008−20010 годы объем кредитов, предоставленных физическим лицам, увеличился в 10,7 раза. По мнению экспертов, уже через три года иностранцы займут 30−40% российского банковского рынка (по активам и капиталу)6.
1.3. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования
Российская экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей7.
По оценкам отраслевых ведомств, Союза производителей нефтегазового оборудования и Счетной палаты РФ, средний уровень износа основных фондов в главном секторе экономики и экспорта России - нефтегазовом комплексе - достиг критической черты: 50-53 процента в бурении с добычей и до 77-80 процентов в нефтепереработке. В текстильном комплексе этот показатель превышает 65 процентов, лесном комплексе - минимум 60 процентов. Средний уровень износа основных фондов в целом по промышленности превышает 55 процентов, удельный вес полностью изношенных фондов уже превысил 20 процентов, в том числе по машинам и оборудованию - достиг 35 процентов. Затраты предприятий реального сектора на капитальный ремонт оборудования составляют 35-40 процентов собственных инвестиционных средств
К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.
Одним из основных критериев макроэкономической стабильности можно отнести считать фактическую способность государства обеспечить защиту права собственности и имущественных интересов владельцев капиталов, выступающих в роли инвесторов8.
Так, только при высказывании российского президента осенью 2002 г. о возможном пересмотре результата приватизации, западные инвесторы тут же заговорили о существенном ухудшении инвестиционного климата в России. При оценке состояния инвестиционного климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов.
В мае 2005 года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 ноября внести в Госдуму законопроекты, которые бы ограничили участие иностранцев в отраслях экономики страны, которые, по мнению российского лидера, имеют стратегическое значение.
В поручении президента упоминаются отрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработка полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение".
Интересы обороноспособности уже стали причиной отказа германскому концерну «Siemens» в праве получить контрольный пакет акций компании "Силовые машины". Силовики выступают против и пока не объявленной продажи "Связьинвеста".
Инвесторы испытали немалое беспокойство в связи с "делом «ЮКОСа», когда крупная частная российская компания, у которой есть иностранные акционеры, стала испытывать серьезные затруднения из-за претензий налоговых органов и, в конце концов, лишилась самого привлекательного актива, проданного за долги9.
Приведенные выше перечни различных ограничений в сфере инвестирования свидетельствуют скорее о принципиальной возможности наличия таковых в законодательстве или в практике международного инвестиционного сотрудничества отдельных государств. На деле же в последние годы все отчетливее наблюдается тенденция к серьезной либерализации инвестиционных режимов для иностранного капитала. Число применяемых в этом отношении ограничений постепенно сокращается, и международные стандарты инвестиционного климата, благоприятного для иностранных инвесторов, становятся все более либеральными.
Для России как страны с «переходной экономикой» характерна незавершенность формирования конкретных условий функционирования рыночной экономики, в том числе и инвестиционного режима, адекватного современным критериям международного инвестиционного сотрудничества. Однако становление благоприятного инвестиционного климата в нашей стране не может быть сведено только к получению статуса страны с рыночной экономикой (который был присвоен России осенью 2002 г.), хотя соответствующая правовая база, безусловно, является его главной предпосылкой при условии, конечно, что вводимые в действие законы и иные нормативные правовые акты будут строго выполняться, чего до сих пор, к сожалению, далеко не всегда удается добиваться российским властям.