Обеспечение национальной экономической безопасности в условиях интенсивного привлечения иностранных инвестиций как цель экономической

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы – является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации

Содержание

Введение 3

1 Перспективы расширения сектора иностранного капитала 5

1 Перспективы расширения сектора иностранного капитала 5

1.1 Необходимость увеличения иностранного капитала в экономике страны 5

1.2. Анализ структуры и динамики инвестиций 6

1.3. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе.

Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного

Инвестирования 11

2 Негативные эффекты при привлечении инвестиций 16

2.1 Негативное влияние иностранных инвестиций на экономику

принимающей страны. 16

3 Учет и методы нейтрализации негативных эффектов 18

3.1 Учет и методы нейтрализации негативных эффектов 18

Литература 25

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     Одна  из самых серьезных проблем иностранного инвестирования в стране с переходной экономикой состоит в том, что  ПИК нуждаются в серьезных гарантиях и защиту своих капиталов инвестор пытается организовать самостоятельно. В принимающей стране иностранный инвестор попытается контролировать не только организацию материально-технического снабжения своего предприятия, но и финансовую и политическую систему государства, а это снижает уровень экономической безопасности. Все эти процессы не могут не отразиться на социально-экономическом развитии страны, и отрицательное влияние ПИИ будет также зависеть от масштаба иностранного инвестирования.

     Отметим, что негативные процессы, связанные  с ПИИ, не носят долговременного  характера - нишу местных конкурентов и поставщиков займут предприятия с иностранным капиталом, после установления контроля над экономикой и финансовой и политической системой отрицательное воздействие ПИИ прекратится и страна будет развиваться стабильными темпами, приближаясь к показателям стран-инвесторов.

     При увеличении притока ПИИ наблюдается три стадии инвестиционного процесса: вначале, на I стадии, при небольших объемах инвестиции способствуют экономическому росту, затем, на II стадии, наблюдается спад, вызванный негативными последствиями, и наконец на III стадии, после установления контроля над экономикой, отмечается подъем (.

     В общем виде влияние ПИИ на развитие принимающей страны выглядит как  разница положительного и отрицательного воздействия и легко моделируется.

     Перед страной с переходной экономикой, принимающей иностранные инвестиции, стоит важная задача определить оптимальное соотношение иностранного и национального капитала, которое позволит ускорить темп ее развития и избежать негативных последствий зарубежного инвестирования.

     Для решения этой проблемы имеет смысл  воспользоваться опытом европейских  стран с переходной экономикой, которые в рамках интеграции в ЕС сняли все барьеры на пути движения к себе международного капитала. Анализируя макроэкономические показатели стран Центральной и Восточной Европы - Польши, Словакии, Чехии в период 1995-2005 гг., можно отметить три стадии развития экономики, причем продолжительность II стадии в исследуемых странах одинаковая и составляет около двух лет.

     Следует отметить, что если бы причиной этих колебаний были внешние, глобальные проблемы (например, азиатский финансовый кризис 1 997-1998 гг.), то стадия спада совпала бы по времени во всех странах. Однако началу II стадии (спада) в Чехии соответствует конец 1996 г., а в Польше - конец 2000 г., что соответствует стадии подъема Чехии. Можно предположить, что причиной негативных явлений в странах этой части Европы является скорее их внутренняя проблема, нежели внешнее воздействие.

     На  мой взгляд, этой проблемой являются прямые иностранные инвестиции. Если сопоставить относительные объемы прямого иностранного инвестирования и темпы роста ВВП, то можно отметить практическое совпадение стадий в зависимости от масштаба иностранного инвестирования.

       Отрицательный эффект в промышленности, по сравнению со сферой услуг  и финансовым сектором, проявляется  более заметно, так как остановка  промышленных предприятий на реконструкцию - значительно более длительный процесс по сравнению с перестройкой в торговом комплексе или банке и влечет болезненные социальные последствия. В Чехии это отношение было обратным - 66% ПИИ направлялось в сферу услуг и финансовый сектор, а 34% - в промышленность, что привело к некоторой отсрочке негативных эффектов. Зато II стадия (стагнация) была самой глубокой - темп роста ВВП в 1 997-1998 гг. был отрицательным.

     Следует отметить, что II стадия сопровождается не только падением темпа роста, но и ухудшением торгового баланса, повышением безработицы и прочими негативными явлениями. Для Чехии модель влияния ПИИ на экономический рост может быть эмпирически представлена в виде формулы

     Y = 0,085 i0-25 - (i / 0,085)82 exp(-49i), где Y - реальный ВВП; i - относительный объем ПИИ.

     Анализ  инвестиционного опыта стран  Центральной и Восточной Европы показывает, что ПИИ стимулируют  национальную экономику, пока их объем  не превышает 12% ВВП, затем наблюдается  отрицательный эффект, который наступает при объеме накопленных ПИИ в 15-17% ВВП. Дальнейшая передача экономики под контроль иностранного капитала приводит к стабилизации роста, приближению к макроэкономическим показателям индустриально развитых стран, правда, ценой потери экономической самостоятельности государства.

     По  данным Госкомстата, объем накопленных  иностранных инвестиций в экономике  России на 1 января 2008 г. составил 220,6 млрд долл., из этой суммы прямые капиталовложения составили 103,1 млрд, что составляет 7,2% от ВВП. Однако эти данные нуждаются в корректировке, так как половина из таких капиталовложений имеет сомнительное происхождение и не обладает свойствами ПИИ, о которых говорилось выше.

     Смысл иностранного инвестирования для страны с переходной экономикой состоит  в передаче иностранцам части своих активов (месторождений полезных ископаемых, предприятий, финансовой системы, рынков сбыта и т. п.) в обмен на решение определенных задач.

     Если  перед страной стоят такие  задачи, как восстановление экономики, погашение внешней задолженности, то несомненно следует привлекать иностранные инвестиции в отрасли, характеризующиеся высокой бюджетной эффективностью - в добывающую промышленность, металлургию. Если задача состоит в повышении жизненного уровня населения, конкурентоспособности промышленности, то поток инвестиций должен быть направлен в отрасли, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.

     Эффект  от инвестиций для принимающей страны проявляется в зависимости от отраслевой направленности ПИИ в  различных сферах - коммерческой, социальной, бюджетной, поэтому, регулируя приток иностранных инвестиций в отраслевом разрезе, можно решать различные проблемы и достигать определенных результатов.

     Вместе  с тем отраслевая направленность иностранных инвестиций в России не соответствует новому курсу правительства и инвестиционная стратегия в отношении иностранного капитала, под контроль которого передаются ключевые отрасли экономики страны, требует серьезной корректировки.

     В стране наблюдается опасная закономерность - высокая степень корреляции (более 0,95) между отраслевой направленностью иностранных инвестиций и видами экономической деятельности, дающими основной ВВП и обеспечивающими поступление валюты в страну.

     Отсутствие  ограничений для иностранного капитала может привести к потере контроля над ключевыми отраслями экономики.

     В то же время США и страны ЕС уделяют  большое внимание национальной экономической  безопасности и вводят ограничение  на ПИИ в ключевые отрасли экономики. Так, в феврале 2006 г. конгрессом США  была заблокирована продажа шести важнейших портов компании "DP World", зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах, несмотря на то что ОАЭ являются дружественной страной. Евросоюз увидел угрозу своей экономической безопасности в стремлении России увеличить свое присутствие в европейском аэрокосмическом концерне EADS до блокирующего пакета. Серьезные проблемы возникли у "Газпрома" при попытке приобретения британской газораспределительной компании "Centrica".

     В большинстве индустриально развитых и развивающихся стран действуют законы, позволяющие правительству ограничивать прямые иностранные инвестиции в случае угрозы национальной безопасности или ключевым интересам экономики (к примеру, действующий в Великобритании Закон о предпринимательстве - Enterprise act).

     Для нашей страны интересен опыт Мексики, которая до начала реформ была сырьевым придатком США. Сбалансированная политика привлечения ПИИ в обрабатывающую промышленность и ограничение - в стратегические отрасли экономики позволили выправить отраслевую диспропорцию - если до реформ 78% экспорта приходилось на один продукт - нефть, то в настоящее время производственные товары составляют 82% всей экспортной выручки, несмотря на то что Мексика продолжает оставаться важным мировым производителем сырой нефти - 5% мировой добычи - и занимает пятое место .

     Необходимость контролировать приток иностранного капитала в страну очевидна, и для эффективного управления экономикой следует создать  систему мониторинга прямых иностранных  инвестиций, в которой должна анализироваться  отраслевая и региональная направленность ПИИ.

     Для отбора и оценки инвестиционных проектов предлагается использовать такую систему  показателей, которая характеризует  бюджетную и социальную эффективность, уровень риска и экономической  безопасности, экологическую нагрузку и перспективность инвестиций.

     Следует отметить, что каждая отрасль обладает своими инвестиционными показателями. Так, добывающие производства характеризуются  высокой бюджетной эффективностью, но сравнительно невысоким социальным эффектом и короткой эксплуатационной фазой. Работы ведутся, как правило, вахтовым методом, и после исчерпания месторождения (10-15 лет) примитивная социальная структура ликвидируется. Кроме того, страна попадает в зависимость от колебания цен на мировых сырьевых рынках. Обрабатывающие предприятия, выпускающие продукцию с низкой добавленной стоимостью (например, черная и цветная металлургия, производство основного химического сырья), не окажут существенного влияния на социальное развитие и конкурентоспособность страны, а инвестиции в добывающую промышленность, торговлю, финансы могут усугубить отраслевой дисбаланс, снизят уровень экономической безопасности.

     Иностранные инвестиции, направленные в основной капитал предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной  стоимостью в таких отраслях, как легкая и пищевая промышленность, машиностроительный комплекс, приносят ощутимый социальный эффект, повышают качество выпускаемой продукции, снижают зависимость страны от колебания цен на мировых рынках. В то время как мировые сырьевые рынки становятся все менее стабильными, на рынках высокотехнологичных товаров наблюдался устойчивый рост.

     Одной из особенностей Российской Федерации  является гигантская разница в уровне развития ее регионов. Выровнять ее силами госбюджета уже невозможно, а приватизированные предприятия Сибири, Дальнего Востока, Севера почти полностью лишившиеся поддержки государства, и частные инвесторы, не обладающие достаточным потенциалом, не торопятся вкладывать средства в промышленность и инфраструктуру азиатской части страны, предпочитая иные, менее рискованные проекты.

     В этих условиях выправить региональный дисбаланс возможно с помощью  прямых ПИИ, привлекая иностранный  капитал в слаборазвитые регионы. Однако географически иностранный  капитал в России ориентирован на высокоразвитые центральные районы (прежде всего на Москву и Санкт-Петербург), усугубляя региональную диспропорцию развития страны.

     Максимальными преференциями должны пользоваться инвестиции, направляемые на развитие приоритетных районов и обладающие максимальной эффективностью для государства. В перечень приоритетных районов попадают регионы, особенно нуждающиеся в развитии, создании социальной инфраструктуры, рабочих местах. В Сибири, на Дальнем Востоке есть немало городов с развитой инфраструктурой, но покинутых гражданами из-за отсутствия рабочих мест, стоимость жилья там в несколько раз ниже, чем в Европейской части страны. Именно в эти регионы следует ориентировать ПИИ, характеризующиеся высокой социальной эффективностью.

     Прямые  иностранные инвестиции в центральные районы страны следует ограничивать, так как они вытесняют отечественных инвесторов, создают конкуренцию молодым отраслям, усугубляют сложившиеся диспропорции в развитии страны.

     В качестве ограничений ПИИ можно  использовать следующие обязательства, налагаемые на иностранного инвестора:

     - контракты с местными фирмами-поставщиками;

     - использование местной рабочей силы;

     - использование оборудования и материалов отечественного производства;

     - присутствие в совете директоров компании с иностранным капиталом национальных предпринимателей или представителей правительства.

     В настоящее время Россия находится  в начальной стадии интеграции в  мировые экономические структуры  и влияние иностранного капитала в стране невелико (не более 5%), реальный объем иностранного инвестирования в значительной мере переоценен. Основные потоки иностранных инвестиций - это кредиты, а вклады в основной капитал в виде нового строительства, наукоемких технологий, оборудования составляют около 1 0% от общего объема. С другой стороны, если проанализировать происхождение инвестируемого капитала, то с высокой вероятностью можно утверждать, что около половины от общего объема инвестиций - это капитал, вывезенный из страны в 90-е годы.

Информация о работе Обеспечение национальной экономической безопасности в условиях интенсивного привлечения иностранных инвестиций как цель экономической