Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 20:49, курсовая работа
Целью данной работы – является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации
Введение 3
1 Перспективы расширения сектора иностранного капитала 5
1 Перспективы расширения сектора иностранного капитала 5
1.1 Необходимость увеличения иностранного капитала в экономике страны 5
1.2. Анализ структуры и динамики инвестиций 6
1.3. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе.
Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного
Инвестирования 11
2 Негативные эффекты при привлечении инвестиций 16
2.1 Негативное влияние иностранных инвестиций на экономику
принимающей страны. 16
3 Учет и методы нейтрализации негативных эффектов 18
3.1 Учет и методы нейтрализации негативных эффектов 18
Литература 25
Одна
из самых серьезных проблем
Отметим, что негативные процессы, связанные с ПИИ, не носят долговременного характера - нишу местных конкурентов и поставщиков займут предприятия с иностранным капиталом, после установления контроля над экономикой и финансовой и политической системой отрицательное воздействие ПИИ прекратится и страна будет развиваться стабильными темпами, приближаясь к показателям стран-инвесторов.
При увеличении притока ПИИ наблюдается три стадии инвестиционного процесса: вначале, на I стадии, при небольших объемах инвестиции способствуют экономическому росту, затем, на II стадии, наблюдается спад, вызванный негативными последствиями, и наконец на III стадии, после установления контроля над экономикой, отмечается подъем (.
В
общем виде влияние ПИИ на развитие
принимающей страны выглядит как
разница положительного и отрицательного
воздействия и легко
Перед
страной с переходной экономикой,
принимающей иностранные
Для решения этой проблемы имеет смысл воспользоваться опытом европейских стран с переходной экономикой, которые в рамках интеграции в ЕС сняли все барьеры на пути движения к себе международного капитала. Анализируя макроэкономические показатели стран Центральной и Восточной Европы - Польши, Словакии, Чехии в период 1995-2005 гг., можно отметить три стадии развития экономики, причем продолжительность II стадии в исследуемых странах одинаковая и составляет около двух лет.
Следует отметить, что если бы причиной этих колебаний были внешние, глобальные проблемы (например, азиатский финансовый кризис 1 997-1998 гг.), то стадия спада совпала бы по времени во всех странах. Однако началу II стадии (спада) в Чехии соответствует конец 1996 г., а в Польше - конец 2000 г., что соответствует стадии подъема Чехии. Можно предположить, что причиной негативных явлений в странах этой части Европы является скорее их внутренняя проблема, нежели внешнее воздействие.
На мой взгляд, этой проблемой являются прямые иностранные инвестиции. Если сопоставить относительные объемы прямого иностранного инвестирования и темпы роста ВВП, то можно отметить практическое совпадение стадий в зависимости от масштаба иностранного инвестирования.
Отрицательный эффект в
Следует отметить, что II стадия сопровождается не только падением темпа роста, но и ухудшением торгового баланса, повышением безработицы и прочими негативными явлениями. Для Чехии модель влияния ПИИ на экономический рост может быть эмпирически представлена в виде формулы
Y = 0,085 i0-25 - (i / 0,085)82 exp(-49i), где Y - реальный ВВП; i - относительный объем ПИИ.
Анализ инвестиционного опыта стран Центральной и Восточной Европы показывает, что ПИИ стимулируют национальную экономику, пока их объем не превышает 12% ВВП, затем наблюдается отрицательный эффект, который наступает при объеме накопленных ПИИ в 15-17% ВВП. Дальнейшая передача экономики под контроль иностранного капитала приводит к стабилизации роста, приближению к макроэкономическим показателям индустриально развитых стран, правда, ценой потери экономической самостоятельности государства.
По данным Госкомстата, объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России на 1 января 2008 г. составил 220,6 млрд долл., из этой суммы прямые капиталовложения составили 103,1 млрд, что составляет 7,2% от ВВП. Однако эти данные нуждаются в корректировке, так как половина из таких капиталовложений имеет сомнительное происхождение и не обладает свойствами ПИИ, о которых говорилось выше.
Смысл иностранного инвестирования для страны с переходной экономикой состоит в передаче иностранцам части своих активов (месторождений полезных ископаемых, предприятий, финансовой системы, рынков сбыта и т. п.) в обмен на решение определенных задач.
Если
перед страной стоят такие
задачи, как восстановление экономики,
погашение внешней
Эффект от инвестиций для принимающей страны проявляется в зависимости от отраслевой направленности ПИИ в различных сферах - коммерческой, социальной, бюджетной, поэтому, регулируя приток иностранных инвестиций в отраслевом разрезе, можно решать различные проблемы и достигать определенных результатов.
Вместе с тем отраслевая направленность иностранных инвестиций в России не соответствует новому курсу правительства и инвестиционная стратегия в отношении иностранного капитала, под контроль которого передаются ключевые отрасли экономики страны, требует серьезной корректировки.
В
стране наблюдается опасная
Отсутствие ограничений для иностранного капитала может привести к потере контроля над ключевыми отраслями экономики.
В то же время США и страны ЕС уделяют большое внимание национальной экономической безопасности и вводят ограничение на ПИИ в ключевые отрасли экономики. Так, в феврале 2006 г. конгрессом США была заблокирована продажа шести важнейших портов компании "DP World", зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах, несмотря на то что ОАЭ являются дружественной страной. Евросоюз увидел угрозу своей экономической безопасности в стремлении России увеличить свое присутствие в европейском аэрокосмическом концерне EADS до блокирующего пакета. Серьезные проблемы возникли у "Газпрома" при попытке приобретения британской газораспределительной компании "Centrica".
В
большинстве индустриально
Для нашей страны интересен опыт Мексики, которая до начала реформ была сырьевым придатком США. Сбалансированная политика привлечения ПИИ в обрабатывающую промышленность и ограничение - в стратегические отрасли экономики позволили выправить отраслевую диспропорцию - если до реформ 78% экспорта приходилось на один продукт - нефть, то в настоящее время производственные товары составляют 82% всей экспортной выручки, несмотря на то что Мексика продолжает оставаться важным мировым производителем сырой нефти - 5% мировой добычи - и занимает пятое место .
Необходимость контролировать приток иностранного капитала в страну очевидна, и для эффективного управления экономикой следует создать систему мониторинга прямых иностранных инвестиций, в которой должна анализироваться отраслевая и региональная направленность ПИИ.
Для отбора и оценки инвестиционных проектов предлагается использовать такую систему показателей, которая характеризует бюджетную и социальную эффективность, уровень риска и экономической безопасности, экологическую нагрузку и перспективность инвестиций.
Следует
отметить, что каждая отрасль обладает
своими инвестиционными показателями.
Так, добывающие производства характеризуются
высокой бюджетной
Иностранные
инвестиции, направленные в основной
капитал предприятий, производящих
продукцию с высокой
Одной из особенностей Российской Федерации является гигантская разница в уровне развития ее регионов. Выровнять ее силами госбюджета уже невозможно, а приватизированные предприятия Сибири, Дальнего Востока, Севера почти полностью лишившиеся поддержки государства, и частные инвесторы, не обладающие достаточным потенциалом, не торопятся вкладывать средства в промышленность и инфраструктуру азиатской части страны, предпочитая иные, менее рискованные проекты.
В
этих условиях выправить региональный
дисбаланс возможно с помощью
прямых ПИИ, привлекая иностранный
капитал в слаборазвитые
Максимальными преференциями должны пользоваться инвестиции, направляемые на развитие приоритетных районов и обладающие максимальной эффективностью для государства. В перечень приоритетных районов попадают регионы, особенно нуждающиеся в развитии, создании социальной инфраструктуры, рабочих местах. В Сибири, на Дальнем Востоке есть немало городов с развитой инфраструктурой, но покинутых гражданами из-за отсутствия рабочих мест, стоимость жилья там в несколько раз ниже, чем в Европейской части страны. Именно в эти регионы следует ориентировать ПИИ, характеризующиеся высокой социальной эффективностью.
Прямые иностранные инвестиции в центральные районы страны следует ограничивать, так как они вытесняют отечественных инвесторов, создают конкуренцию молодым отраслям, усугубляют сложившиеся диспропорции в развитии страны.
В качестве ограничений ПИИ можно использовать следующие обязательства, налагаемые на иностранного инвестора:
- контракты с местными фирмами-поставщиками;
- использование местной рабочей силы;
- использование оборудования и материалов отечественного производства;
- присутствие в совете директоров компании с иностранным капиталом национальных предпринимателей или представителей правительства.
В
настоящее время Россия находится
в начальной стадии интеграции в
мировые экономические